ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/20 от 15.04.2020 Солнечногорского гарнизонного военного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2020 года город Солнечногорск

Солнечногорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при помощнике судьи Тимофеевой А.А.,

с участием административного истца Байкова А.В., его представителя адвоката Шевердякова А.В., представившего ордер от 27 февраля 2020 года и удостоверение №13890 от 12 января 2015 года, представителя административных ответчиков Азояна Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-20/2020 по административному иску военнослужащего ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России» (далее – Академия) полковника ФИО1 об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу (гражданам, уволенным с военной службы) названной Академии (далее – жилищная комиссия), связанного с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания,

установил:

Байков окончил в 1998 году военное училище и в настоящее время проходит военную службу по контракту в Академии.

В декабре 2019 года он обратился с заявлением в жилищную комиссию с просьбой принять его и членов его семьи (супругу и трех дочерей) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Однако решением жилищной комиссии от 17 января 2020 года №1 в удовлетворении данного заявления Байкову было отказано. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что в 2008 году он получил от военного ведомства государственный жилищный сертификат, реализовал тем самым свое право на жилище, а потому, по мнению административных ответчиков, в силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не вправе претендовать на повторное обеспечение жильем от органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

Полагая свои права нарушенными, Байков обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным вышеупомянутое решение жилищной комиссии и обязать данный орган принять его и членов его семьи на оспариваемый учет.

В обоснование заявленных требований Байков указал, что действительно обеспечивался жилым помещением за счет государства путем получения государственного жилищного сертификата, однако данное обстоятельство по смыслу пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статус военнослужащих» не препятствует повторному предоставлению ему жилья, так как он не увольняется с военной службы. Также он настаивал, что в 2008 году право на жилище было реализовано только им и его дочерью Анастасией, поэтому остальные члены его семьи – супруга и две дочери – могут претендовать на получение жилья от государства. В заключение он отметил, что перечень оснований для отказа в принятии на жилищный учет предусмотрен статьей 54 ЖК РФ и ни одно из них к нему не применимо.

В судебном заседании Байков и его представитель поддержали заявленные требования, сославшись на изложенные выше доводы.

Представитель административных ответчиков требования Байкова не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, приведенным в оспариваемом решении.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Этим же пунктом установлено, что военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Военнослужащим указанной категории, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 приведенного Федерального закона.

По смыслу статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация указанной категорией военнослужащих права на жилище осуществляется путем предоставления за счет государства жилья для постоянного проживания в период военной службы с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Таким образом, предоставляя названной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, приведенный Федеральный закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено даже по истечении пятилетнего срока, установленного статьей 53 ЖК РФ.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Согласно копии послужного списка Байков в 1993 году поступил на военную службу – начал обучение в Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище, которое окончил в 1998 году, в связи с чем ему было присвоено воинское звание «лейтенант».

Выпиской из приказа начальника Академии от 12 ноября 2019 года №111-ВК и справками от 4 декабря 2019 года подтверждается, что Байков проходит военную службу по контракту в Академии, его выслуга в календарном исчислении составляет более 20 лет, а в состав его семьи входят жена и дочери Анастасия, Анна и Ариана.

Из заявления административного истца от 17 декабря 2019 года и его пояснений в суде следует, что он претендует на получения жилья в Москве, при этом 19 мая 2008 года в КЭЧ района Белая им был получен государственный жилищный сертификат на сумму 1937520 рублей. Со слов Байкова, данный сертификат был им получен на себя, дочь Анастасию и его родителей и реализован путем приобретения в собственность жилого помещения в р.п. Тайтурка Иркутской области, доли в котором им и дочерью в последующем были проданы.

В соответствии с выписками из ЕГРН от 9 декабря 2019 года у административного истца и его дочери имелись в собственности по 1/4 жилого помещения, расположенного по адресу: /адрес/ (с июня 2008 года по июль 2009 года).

Таким образом, судом установлено, что административный истец был обеспечен жильем от государства в форме государственного жилищного сертификата, с помощью которого им и дочерью Анастасией было приобретено в собственность жилое помещение. Продав упомянутую квартиру, Байков тем самым распорядился предоставленным ему жильем и не имеет реальной возможности сдать его государству, а, следовательно, утратил право на повторное обеспечение жилым помещением от федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

При этом суд признает несостоятельными утверждения Байкова об отсутствии в законе запрета на его повторное обеспечение жильем от государства, как лица, не планируемого к увольнению с военной службы, поскольку они противоречат вышеприведенным требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих» и руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Более того, в данном случае юридически значимым обстоятельством является реализация административным истцом права на жилище за счет государства, а не его намерение проходить военную службу, продолжительность которой в календарном исчислении составляет более 20 лет.

Не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения и факт необеспечения супруги Байкова и двух его дочерей Анны и Арианы жильем от органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, так как в силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право членов семьи военнослужащего на получение жилья в таком порядке является производным от права военнослужащего.

Вопреки доводам Байкова, в статье 54 ЖК РФ содержится основание для отказа в принятии его на жилищный учет – представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ). При этом отсутствие в верном по существу решении ссылки на данный пункт расценивается судом как недочет в оформлении документа, не влияющий на его законность и обоснованность.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение жилищной комиссии Академии от 17 января 2020 года соответствует требованиям действующего законодательства, а административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 КАС РФ, гарнизонный военный суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Солнечногорский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу