Дело № 2а-20/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Белый Яр 25 февраля 2020 года
Верхнекетский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Хаматнуровой О.В.,
при секретаре Липиной Л.Н. с участием
помощника прокурора Верхнекетского района Самодуровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верхнекетского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клюквинского сельского поселения о признании пунктов 1,2 постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 года № 144 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области» и пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 5.12, 5.13 Порядка, являющегося Приложением № 1 к указанному постановлению, недействующими в части, допускающей передачу по результатам конкурсных процедур полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе юридическому лицу, не созданному органом местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю, со дня вступления решения в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верхнекетского района Томской области (далее – прокурор района, административный истец) обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Клюквинского сельского поселения Верхнекетского района Томской области (далее – Администрация поселения, административный ответчик) о признании пунктов 1,2 постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 года № 144 «Об утверждении порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области» и пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 5.12, 5.13 Порядка, являющегося Приложением № 1 к указанному постановлению, противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части, допускающей передачу по результатам конкурсных процедур полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе юридическому лицу, не созданному органом местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю, со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что Администрацией Клюквинского сельского поселения утверждено постановление от 29.12.2018 № 144 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области» (далее –Постановление).
Указанным постановлением утвержден Порядок (далее – Порядок), который регламентирует процедуры конкурсного отбора индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе, с целью возложения на хозяйствующий субъект функций специализированной службы по вопросам похоронного дела по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, в связи с чем действие Порядка вступает в противоречие с федеральным законодательством в части передачи полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
Анализ действующего законодательства (ч. 4 ст. 7, пп. 22 ч.1 ст. 14, ч. 3 ст.14, ч 1 ст. 17, ч. 4 ст. 51 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 и 2 ст. 25, ст. 29, п. 1 и 2 ст. 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пп. 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению – на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Положения действующего законодательства не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). В указанной связи недопустима и регламентация конкурсных процедур, которые проводятся с целью определения хозяйствующего субъекта для возложения на него обязанности по оказанию услуг, связанных с погребением, в том числе гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
Действие пунктов 1, 2 постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144, пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 5.12, 5.13 Порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, утвержденного постановлением Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144, противоречат федеральному законодательству в части, допускающей передачу по результатам конкурсных процедур полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе юридическому лицу, не созданному органом местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю.
Руководствуясь оспариваемым Порядком, Администрация Клюквинского сельского поселения заключила 28.10.2019 года договор на оказание услуг по вопросам похоронного дела, а также услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение с индивидуальным предпринимателем МНН Из буквального толкования указанного договора следует, что полномочия специализированной службы на территории Клюквинского сельского поселения переданы указанному индивидуальному предпринимателю. Оплата услуг по указанному договору осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
На оспариваемое постановление Администрации Клюквинского сельского поселения прокурором Верхнекетского района принесен протест 07.11.2019 года, в удовлетворении которого Администрацией было отказано. В указанной связи прокурор обращается за защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку нормативный акт в оспариваемой части нарушает установленный законом порядок экономической деятельности, связанной с выделением бюджетных средств на осуществление полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела, права неопределенного круга хозяйствующих субъектов, а также лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Самодурова Е.Е. заявленные требования поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика – Глава Клюквинского сельского поселения ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования признала в полном объеме.
Руководствуясь ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Заслушав пояснения помощника прокурора Самодуровой Е.Е., исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 208 КАС РФ предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Кроме того, с указанным административным исковым заявлением в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги, как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона N 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Администрацией Клюквинского сельского поселения принято постановление от 29.12.2018 № 144 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области» (далее –Постановление).
Пунктами 1, 2 вышеуказанного постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144 утверждены Порядок проведения открытого конкурса и состав конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, в том числе по оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории поселения.
Порядком определены процедуры по конкурсному отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе с целью возложения на хозяйствующий субъект функции специализированной службы по вопросам похоронного дела в части оказания гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе (пункт 1.1 Порядка).
Пунктом 2.1 Порядка закреплено, что организатор конкурса создает конкурсную комиссию по проведению открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, в том числе связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области.
В силу пункта 3.1. Порядка предметом конкурса является выбор участника (юридического лица или индивидуального предпринимателя), оказывающего услуги по погребению, в том числе по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области.
Согласно пункту 5.12 Порядка по результатам конкурсных процедур с участником, ставшим победителем конкурса, заключается договор по вопросам похоронного дела, оказанию услуг, связанных с погребением, в том числе оказанию услуг на безвозмездной основе, на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области.
В силу пункта 5.13. организатор конкурса в течение 3-х рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок передает победителю конкурса один экземпляр протокола и постановление Администрации Клюквинского сельского поселения по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, оказанию услуг, связанных с погребением, в том числе оказанию услуг на безвозмездной основе, на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области.
Согласно статье 3 Устава муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, принятого решением Совета Клюквинского сельского поселения от 31.03.2015 № 03, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает поселение, а также соглашения, заключаемые органами местного самоуправления поселения, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в информационном вестнике Верхнекетского района «Территория» Обнародованием муниципального правового акта считается его доведение до сведения населения по телевидению и радио, посредством опубликования в печатных изданиях, размещения на официальном сайте Администрации Верхнекетского района, которые должны обеспечивать возможность ознакомления с ним граждан (статья 5 Устава).
Постановление опубликовано в информационном вестнике Верхнекетского района «Территория» № 50 (174) от 29.12.2018, размещено на официальном сайте Администрации Верхнекетского района http://www.vkt.tomsk.ru, таким образом вступило в силу 29.12.2018 года.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 22 части 1 статьи 14, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, статьи 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
В развитие указанных положений пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» предусматривает оказание специализированными службами по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе услуг по погребению, гарантированных статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Пунктом 2 приведенного Указа установлена обязанность органов местного самоуправления по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.
С учетом изложенного органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению. С этой целью федеральный законодатель предусмотрел обязанность по созданию специализированной службы именно органом местного самоуправления, как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Согласно пункту 5 статьи 4 названного закона хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Федеральное законодательство не исключает возможности оказания услуг по погребению, ритуальных и мемориальных услуг другими хозяйствующими субъектами. Однако анализ вышеприведенных предписаний закона приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления, как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
При таких обстоятельствах, статусом специализированной службы может быть наделен хозяйствующий субъект, учрежденный только органом местного самоуправления. (Аналогичное толкование нормам Федерального закона N 8-ФЗ дано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01 июня 2018 года N 36-КГПР18-3).
Таким образом, действие пунктов 1, 2 постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144, пунктов 1.1, 2.1, 3.1, 5.12, 5.13 Порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области, утвержденного постановлением Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144, противоречат федеральному законодательству в части, допускающей передачу по результатам конкурсных процедур полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе юридическому лицу, не созданному органом местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю.
Действующим законодательством прямо предусмотрено (п. 2 ст. 25, ст. 29 Федерального закона № 8 –ФЗ), что таким статусом может обладать только организация, созданная органом местного самоуправления, порядок деятельности которой в этом статусе определяется органами местного самоуправления.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель административного ответчика - Глава Клюквинского сельского поселения ФИО1 заявила о признании заявленных требований, о чем представила письменное заявление.
В силу ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Как следует из положений ст. 157 КАС РФ, если по данной категории административных дел допускается признание административного иска, суд принимает его и разъясняет последствия признания административного иска. При этом суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).
При данных обстоятельствах, учитывая, что запрета на принятие признания административного иска административным ответчиком по рассматриваемой категории административных дел Кодекс административного судопроизводства РФ не содержит, а также учитывая, что признание административным ответчиком административного иска не противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ, другим федеральным законам или не нарушает права других лиц, последствия признания административного иска административному ответчику известны, суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика – Главой Клюквинского сельского поселения.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что на момент рассмотрения дела оспариваемые нормы правового акта в установленном порядке Администрацией не отменены, суд приходит к выводу, что оспариваемые пункты 1, 2 постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области», пункты 1.1, 2.1, 3.1, 5.12, 5.13, Порядка, утвержденного постановлением Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 № 144, противоречат нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Указу Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», в части, допускающей передачу по результатам конкурсных процедур полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе юридическому лицу, не созданному органом местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю, что влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Определяя дату, с которой оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд исходит из того, что до принятия настоящего решения оспариваемый муниципальный правовой акт применялся, на его основании реализовывались права граждан и организаций, в том числе индивидуального предпринимателя, заключившего соответствующий договор с Администрацией Клюквинского сельского поселения, в связи с чем оспариваемые прокурором нормы нормативного правового акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд отмечает, что данное обстоятельство не означает, что в судебном или ином порядке невозможно устранить негативные последствия действия нормы, признанной недействующей с момента вступления решения в законную силу, в прошедшем времени.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06 июля 2018 года N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит к процессуальным средствам правовой защиты предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим (статья 208) и устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд может принять решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты (пункт 1 части 2 статьи 215). Что касается материально-правовых гарантий принадлежащих гражданам и юридическим лицам прав, то к ним относится возможность - в случае признания судом нормативного правового акта, как не соответствующего закону и нарушающего права и охраняемые законом интересы этих лиц, недействительным - требовать их защиты либо восстановления иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и подробно урегулированными иными его нормами (восстановление положения, существовавшего до нарушения права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и др.).
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в информационном вестнике Верхнекетского района «Территория» и размещению на официальном сайте Администрации Верхнекетского района. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 215 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Верхнекетского района Томской области удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 1,2 постановления Администрации Клюквинского сельского поселения от 29.12.2018 года № 144 «Об утверждении Порядка проведения открытого конкурса по отбору индивидуального предпринимателя или юридического лица, оказывающих услуги по вопросам похоронного дела, содержанию муниципальных кладбищ, оказанию услуг, связанных с погребением на безвозмездной основе на территории муниципального образования Клюквинское сельское поселение Верхнекетского района Томской области» и пункты 1.1, 2.1, 3.1, 5.12, 5.13 Порядка, являющегося Приложением № 1 к указанному постановлению, в части, допускающей передачу по результатам конкурсных процедур полномочий органов местного самоуправления по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе юридическому лицу, не созданному органом местного самоуправления, либо индивидуальному предпринимателю.
Возложить на Администрацию Клюквинского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в информационном вестнике Верхнекетского района «Территория» и размещению на официальном сайте Администрации Верхнекетского района. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верхнекетский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) О.В. Хаматнурова
На момент размещения на сайт решение не вступило в законную силу.