УИД 24RS0026-01-2019-000786-79
Дело № 2а-20/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному и земельному налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Красноярскому краю (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю) предъявила административный иск к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку является собственником транспортных средств – автомобиля УАЗ 469Б с государственным регистрационным знаком <...>, автомобиля ГАЗ 66 с государственным регистрационным знаком <...>, автомобиля NISSAN ATLAS с государственным регистрационным знаком <...>. Недоимка по транспортному налогу за 2014-2015 гг. составила 6414 руб. 00 коп., а пени за период с 01 декабря 2015 г. по 24 августа 2018 г. – 1012 руб. 32 коп., пени за период с 02 декабря 2016 г. по 15 декабря 2016 г. – 20 руб. 94 коп., пени за период с 11 ноября 2014 г. по 01 октября 2015 г. – 414 руб. 72 коп.
Кроме того, ФИО1 является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером <...>:<...>:<...>:<...>, расположенный по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Имисское, ул. <...>. Недоимка по земельному налогу за 2015 г. составила 72 руб. 00 коп., а пени за период с 02 декабря 2016 г. по 24 августа 2018 г. – 12 руб. 64 коп., пени за период с 02 декабря 2016 г. по 15 декабря 2016 г. – 0 руб. 34 коп.
В установленный законом срок (требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) – далее требование <...> со сроком исполнения до 28 января 2016 г., требование <...> со сроком исполнения до 14 февраля 2017 г., требование <...> со сроком исполнения до 04 декабря 2018 г.) недоимки и пени по транспортному и земельному налогам административным ответчиком не уплачены.
Ссылаясь на данные обстоятельства, а также заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска, налоговый орган просит взыскать с административного ответчика указанные денежные суммы.
Представитель административного истца ФИО2 письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик ФИО1 извещен судом о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства с указанием сроков предоставления в суд и направления друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований по месту жительства: Красноярский край, Каратузский район, с. Таскино, ул. <...>. Заказное письмо возвращено в адрес суда с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 42-43). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного ответчика.
В установленный срок какие-либо доказательства и возражения, относительно предъявленных требований, а также относительно упрощенного (письменного) порядка рассмотрения данного иска от сторон не поступили, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 292 КАС РФ, счел возможным, рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Обсудив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
26 марта 2015 г. налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление <...> от 24 марта 2015 г., в соответствии с которым предложено уплатить до 01 октября 2015 г. транспортный налог в сумме 1927 руб. 00 коп. и земельный налог в сумме 144 руб. 00 коп.
В связи с тем, что транспортный налог в указанном размере и в указанный срок не уплачен, 26 октября 2015 г. в адрес ФИО1 заказным письмом направлено требование <...> по состоянию на 20 октября 2015 г. об уплате транспортного налога в размере 1927 руб. 00 коп, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 414 руб. 72 коп. со сроком исполнения до 28 января 2016 г.
21 сентября 2016 г. налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление <...> от 27 августа 2016 г., в соответствии с которым предложено уплатить до 01 декабря 2016 г. транспортный налог в сумме 4487 руб. 00 коп. и земельный налог в сумме 72 руб. 00 коп.
В связи с тем, что налоги в указанных размерах и в указанный срок не уплачены, 19 декабря 2016 г. в адрес ФИО1 заказным письмом направлено требование <...> по состоянию на 16 декабря 2016 г. об уплате транспортного налога в сумме 4487 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 20 руб. 94 коп., земельного налога в сумме 72 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 0 руб. 34 коп.
29 июля 2017 г. налоговым органом в адрес административного ответчика заказным письмом направлено налоговое уведомление <...> от 10 июля 2017 г., в соответствии с которым предложено уплатить до 01 декабря 2017 г. транспортный налог в сумме 2990 руб. 00 коп.
В связи с тем, что налоги в указанных размерах и в указанный срок не уплачены, 10 сентября 2018 г. в адрес ФИО1 заказным письмом направлено требование <...> по состоянию на 25 августа 2018 г. об уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1012 руб. 33 коп. (3 руб. 05 коп. + 972 руб. 60 коп. +36 руб. 68 коп.) и об уплате пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 12 руб. 64 коп. (12 руб. 57 коп. + 0 руб. 07 коп.)
Данные требования административным ответчиком также не исполнены, что послужило основанием для обращения административного истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно п.2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2 п.2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из приведенных законоположений следует, что до истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании этих платежей за счет имущества физического лица лишь в случае, если общая сумма налога и пеней превышает 3000 рублей.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которому истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплату; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском о взыскании налогов и пени. Данное ходатайство мотивировано наличием большого количества должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов и необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для суда.
Относительно требования о взыскании с ФИО1 транспортного налога за 2015 г. в сумме 4487 руб. 00 коп, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 20 руб. 94 коп., а также взыскании земельного налога за 2015 г. в сумме 72 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 0 руб. 34 коп. суд приходит к следующему выводу.
Как указывалось выше, согласно требованию <...> по состоянию на 16 декабря 2016 г. административному ответчику надлежало в срок до 14 февраля 2017 г. уплатить транспортный налог в размере 4487 руб. 00 коп, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 20 руб. 94 коп., земельный налог в размере 72 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 0 руб. 34 коп.
Однако, налоговый орган уже обращался в Каратузский районный суд Красноярского края с административным иском о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 4487 руб. 00 коп, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 20 руб. 94 коп., недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 72 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 0 руб. 34 коп., а также ходатайством о восстановлении срока для подачи данного административного иска. Решением Каратузского районного суда Красноярского края от 05 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о восстановлении срока для подачи административного иска и взыскании недоимки и пени по транспортному и земельному налогам отказано. Данное решение суда вступило в законную силу.
Поскольку установлено, что вступившим в законную силу решением Каратузского районного суда Красноярского края от 05 декабря 2019 г. в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о восстановлении срока для подачи административного иска и взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 4487 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 20 руб. 94 коп., недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 72 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 0 руб. 34 коп. отказано, настоящим административным иском налоговый орган повторно просит взыскать указанные суммы, что свидетельствует о злоупотреблении правом налогового органа, суд считает, что производство по делу в этой части подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
Относительно требования налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1927 руб. 00 коп., пени в размере 414 руб. 72 коп. и 1012 руб. 32 коп. суд приходит к следующему выводу.
Как указывалось выше, согласно требованию <...> по состоянию на 20 октября 2015 г. административному ответчику надлежало в срок до 28 января 2016 г. уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 1927 руб. 00 коп., а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога – 414 руб. 72 коп., согласно требованию <...> по состоянию на 25 августа 2018 г. административному ответчику надлежало в срок до 04 декабря 2018 г. уплатить пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 1012 руб. 33 коп. (предъявлено требование на сумму 1012 руб. 32 коп.), то есть общая сумма задолженности, предъявленная налоговым органом к взысканию составляет 3354 руб. 04 коп. (1927 руб. 00 коп. + 414 руб. 72 коп. + 1012 руб. 32 коп.) и превышает 3000 рублей. Поскольку данные требования налогоплательщиком не исполнены, то начиная с 05 декабря 2018 г. и в течение шести месяцев, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налоговых платежей и санкций. Последним днем для обращения в суд в данном случае будет являться 05 июня 2019 г.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций административный истец не обращался. Административный истец обратился в суд с настоящим иском 09 декабря 2019 г. (поступило в суд 10 декабря 2019 г.).
Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени (шесть месяцев) с 05 декабря 2018 г. для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность направления административного искового заявления в максимально короткий срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, истцом не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Следует учесть, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, учитывая отсутствие оснований для восстановления пропущенного срока, заявленное административным истцом требование о взыскании с ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1927 руб. 00 коп., а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 414 руб. 72 коп. и 1012 руб. 32 коп. удовлетворению не подлежит.
Относительно требования о взыскании с ФИО1 пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 12 руб. 64 коп. суд приходит к следующему выводу.
Как указывалось выше, согласно требованию <...> по состоянию на 25 августа 2018 г. административному ответчику надлежало в срок до 04 декабря 2018 г. уплатить пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 12 руб. 64 коп., то есть указанная сумма не превысила 3000 рублей и не прошло трех лет со дня истечения срока исполнения данного требования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
На основании изложенного административное исковое заявление в части взыскания пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 12 руб. 64 коп. подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о восстановлении срока подачи административного искового заявления и взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1927 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за период с 11 ноября 2014 г. по 01 октября 2015 г. в размере 414 руб. 72 коп., за период с 01 декабря 2015 г. по 24 августа 2018 г. в размере 1012 руб. 32 коп. отказать.
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 в части взыскания пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 12 руб. 64 коп. оставить без рассмотрения на основании п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ в связи с несоблюдением административным истцом досудебного порядка урегулирования административных споров, установленных федеральным законом для данной категории административных дел.
Прекратить производство по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к ФИО1 в части взыскания транспортного налога за 2015 г. в размере 4487 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 20 руб. 94 коп., земельного налога за 2015 г. в размере 72 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 0 руб. 34 коп. на основании п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения через Каратузский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Е.В. Чугунников