ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/2021 от 10.01.2022 Кумторкалинского районного суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-20/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Коркмаскала 10 января 2022 г.

Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего – судьи А.И.Алишаева, при секретаре Н.Я.Гаджиакаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 к Администрации МР «Кумторкалинский район» о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» и обязании выдать документы об оказании муниципальной услуги: «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе»,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 обратился в суд с указным выше административным иском, указав, что решением общего собрания садоводов с/о «Икарус» ФИО1 принята в члены садоводов и ей предоставлен садовый участок <данные изъяты> о чем выдана членская книжка садовода. В предусмотренном законом порядке ФИО1 обратилась через МФЦ в администрацию МО «Кумторкалинский район» за получением муниципальной услуги «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в бывшем садоводческом товариществе» с целью переоформления садового участка в собственность, в чем ей отказано. Решением Кумторкалинского районного суда РД от 23.04.2021г. отказ администрации МО «Кумторкалинский район» признан незаконными возложена на последнего обязанность повторно рассмотреть вопрос по существу. Решение суда вступило в законную силу. Во исполнение указанного решения суда ею было повторно подано заявление на оказание услуги. 09.06.2021г. было повторно отказано. Считает данный отказ незаконным. Принятое администрацией решение не может служить основанием для отказа в оказании муниципальной услуги, поскольку в действующем законодательстве имеется исчерпывающий перечень причин, которые служат основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги. ФИО1 не обращалась в администрацию за приобретением участка, она обращалась за получением муниципальной услуги по оформлению в собственность своего садового участка в рамках Федерального закона №93-ФЗ о «дачной амнистии». Истец, являясь членом садоводческого товарищества «Икарус», в указанном обществе владеет земельным участком площадью <данные изъяты> Кадастровым инженером 13 ноября 2019 года составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане со следующими характеристиками: кадастровый квартал - <данные изъяты>; площадь <данные изъяты>.; адрес расположения: <адрес>; вид разрешенного использования - ведение садоводства; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок № в <адрес> находится на землях, ранее выделенных садоводческому товариществу, и находится в фактическом пользовании истца. Ею оплачивались взносы в общество и земельный налог. Согласно Федеральному закону от 15 апреля 1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земли или участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской федерации. Просит признать незаконным отказ Администрации Кумторкалинского района РД за №2240 от 26.12.2020 об оказании муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе». Обязать Администрацию Кумторкалинского района РД выдать документы об оказании муниципальной услуги: «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «предоставление постановления о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», в отношении садового участка по адресу: <адрес>.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку в суд своих представителей не обеспечили.

Административный истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Постановлением Совета министров ДАССР от 25.02.1992 №60 133 га земель государственного запаса передано Махачкалинскому городскому Совету народных депутатов для развития коллективных садов.

Из них, согласно решению президиума Махачкалинского горсовета народных депутатов от 16.03.1992 № 107 Махачкалинскому ПАТП-1 выделено 18 га земли для создания садоводческого товарищества «Икарус».

Садоводческое товарищество «Икарус» зарегистрировано 16.03.1992 и является действующим юридическим лицом. Тем самым подтверждается факт существования с\т «Икарус» и отведения ему земельного участка.

Согласно членской книжке дачника ФИО1 принята в члены дачного товарищества «Икарус» 05.04.2008 (дачный участок №292 площадью 500 кв.м.).

Из представленной схемы расположения земельного участка, следует, что накладок в границах со смежными земельными участками не имеется.

Сведения о споре в отношении земельного участка суду не представлены.

В отсутствие протокола о распределении земельных участков между членами садоводческого товарищества может быть представлен иной аналогичный документ. Таким документом, в частности, может быть членская книжка садовода, если в ней указаны сведения, индивидуализирующие земельный участок. В членской книжке садовода указаны номер и размеры земельного участка. Указанных сведений было достаточно для того, чтобы определить расположение земельного участка и утвердить его схему на кадастровом плане территории.

02.06.2021г. ФИО1 повторно через ФГАУ РД МФЦ по Кумторкалинскому району обратилась с заявлением в Администрацию МО «Кумторкалинский район» за получением муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Предоставление постановления о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» с целью переоформления садового участка в собственность.

09.06.2021г. решением администрации МР «Кумторкалинский район» отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и выдачи распоряжения о выделении земельного участка в собственность.

21.09.2021г. за №1762 отказано в повторной предоставлении муниципальной услуги.

В силу ч.2 ст.62 и ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания принятия оспариваемого решения, соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.

Отказывая административному истцу в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик никак не мотивировал и не дал ответ заявителю по существу поставленных им вопросов об утверждении схемы расположения земельного участка и выдаче распоряжения на выделение земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства и огородничества.

Из представленной схемы расположения земельного участка, следует, что накладок в границах со смежными земельными участками не имеется.

Сведения о споре в отношении земельного участка суду не представлены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в обжалуемом уведомлении от 21.09.2021 № 1762 не указано основание для отказа в предоставлении ФИО1 муниципальной услуги «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» в отношении земельного участка по адресу: <адрес> заявление по существу не рассмотрено, что не соответствует требованиям закона, в связи с чем отказ в предоставлении муниципальной услуги подлежит признанию незаконным.

Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Предложенная административным истцом восстановительная мера в виде возложения на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и выдаче «Постановления о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам. Он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

Признавая за ФИО1 в качестве меры по восстановлению нарушенного права возложение на ответчика обязанности по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», суд может фактически подменить собой функции административного органа по оценке наличия или отсутствия у заявителя указанного права, определения полноты, достаточности представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений, что недопустимо.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Администрации МР «Кумторкалинский район» об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и «Получение Распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе» подлежит отмене с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 об оказании муниципальной услуги.

При новом рассмотрении заявления истца административному ответчику следует учитывать п.4 ч.1 ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением исчерпывающего перечня, установленного данной статьей.

Руководствуясь ч.7 ст.150, ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации МР «Кумторкалинский район» №1762 от 21.09.2021 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и получения «распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», расположенном по адресу: <адрес>

Возложить на Администрацию МР «Кумторкалинский район» обязанность в предусмотренные законом сроки и в соответствии с действующим законодательством повторно рассмотреть по существу вопрос о предоставлении административному истцу ФИО1 муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане» и получения «распоряжения о переоформлении в собственность земельного участка в садоводческом товариществе», расположенном по адресу: <адрес>.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Согласно п.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Кумторкалинский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.И.Алишаев