ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/2022 от 27.04.2022 Усть-ишимского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-20/2022

55RS0037-01-2022-000045-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Ишим Омская область 27 апреля 2022 года

Усть-Ишимский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Мозгуновой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области к ФИО1 о взыскании пени на недоимку по страховым взносам,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени на недоимку по страховым взносам.

В обоснование требований указала, что в налоговом органе ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика. В период с 13.02.2012 по 14.09.2017 ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность, и с учетом суммы его дохода, он был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) не позднее 31 декабря текущего года. Поскольку ФИО1 был снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя 14.09.2017, то за период с 01.01.2018 по 14.09.2018 страховые взносы на ОПС составили 16 510 рублей, страховые взносы на ОМС – 3 238,50 рублей. В установленные налоговым законодательством сроки страховые взносы ответчиком оплачены не были, в связи с чем налоговым органом в адрес ФИО1 были выставлены требования с учетом начисленных пени. За 2017 год страховые взносы на ОМС полностью были погашены 04.06.2019, на ОПС – 03.08.2019. Налоговым органом мировому судье было направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС, 23.08.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ, однако, ввиду поступления возражений от налогоплательщика, судебный приказ отменен определением от 06.09.2021.

Просит взыскать с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 499,36 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 1 824,11 рубля.

Административный истец – МИФНС № 9 по Омской области, несмотря на указание в определении о принятии административного иска к производству суда на обязательное участие его представителя, в судебное заседание представителя не направил, о месте, времени и дате рассмотрения дела был извещен надлежаще, в административном иске просил рассмотреть требования без участия представителя.

Административный ответчик – ФИО1, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. В телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие. В возражениях на административный иск указал на несогласие с начислением пени. Отметил, что за период 2017 года 16.04.2018 был вынесен судебный приказ а-19/2018, в котором рассчитана недоимка по взносам и пени за указанный период. Все взысканные денежные суммы были удержаны службой судебных приставов с его банковского счета. До 2021 года каких-либо требований больше он не получал. Считает, что срок исковой давности для обращения в суд с требованиями, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, истек.

Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.

В силу положений п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

Исходя из положений ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года.

Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, не превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункт 2 ст. 432 НК РФ).

Пунктами 1, 2 статьи 423 НК РФ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

По правилам п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 13.02.2012 по 14.09.2017 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, в силу положений ст. 419 НК РФ, являлся плательщиком страховых взносов.

Принимая во внимание положения п. 5 ст. 432 НК РФ ФИО1 при прекращении осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование не позднее 29.09.2017.

По сведениям административного истца сумма страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате административным ответчиком составила 16 510 рублей, на ОМС – 3 238,50 рублей. Уплата указанных сумм была произведена ФИО1 не одномоментно, окончательно страховые взносы на ОПС были уплачены 03.08.2019, страховые взносы на ОМС – 04.06.2019. Административный ответчик данные обстоятельства не оспорил, напротив, в возражениях на административный иск им было указано на погашение задолженности по страховым взносам за 2017 года после вынесения судебного приказа по делу № 2а-19/2018.

Согласно судебному приказу по делу № 2а-19/2018, вынесенному мировым судьей судебного участка № 34 в Усть-Ишимском судебном районе Омской области от 16.04.2018 с ФИО1 подлежали взысканию пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 1 054,05 рубля, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в сумме 16 510 рублей и пени в сумме 203,90 рублей, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального Фонда ОМС за период до 01.01.2017 в сумме 173,15 рубля, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального Фонда ОМС за период с 01.01.2017 в сумме 3 238,5 рублей.

По сведениям административного истца оплата пени на страховые взносы на ОПС в сумме 203,90 рубля была произведена ФИО1 03.04.2019, страховые взносы на ОПС уплачены 03.04.2019 в сумме 3 866,21 рублей, 08.04.2019 – 1 348,39 рублей. 16.04.2019 – 734 рубля, 24.04.2019 – 75,90 рублей, 26.04.2019 – 831,47 рубль, 30.04.2019 – 470 рублей, 04.06.2019 – 2 270,18 рублей, 22.07.2019 – 1 849,15 рублей, 31.07.2019 – 44 рубля, 03.08.2019 – 5 020,70 рублей; страховые взносы на ОМС уплачены 17.05.2019 в сумме 287,92 рублей и 04.06.2019 в сумме 2 950,58 рублей;

Административный ответчик доказательств, подтверждающих произведенные им выплаты не предоставил. Вместе с тем, факт погашения задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 и со статьей 75 НК РФ при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени, начисленные налоговым органом в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.

Как следует из материалов дела, оплата страховых взносов была произведена административным ответчиком с нарушением сроков, установленных налоговым законодательством, в связи с чем административным истцом были выставлены в адрес требования № 141326 от 12.07.2018, № 142290 от 28.08.2018, № 143904 от 28.09.2018, № 147216 от 17.12.2018, № 30429 от 02.07.2019 и № 31256 от 02.12.2020.

В определении о подготовки дела к судебному разбирательству на административного истца была возложена обязанность предоставить расчеты пени с учетом направленных в адрес ФИО1 требований, однако, несмотря на получение судебной корреспонденции, налоговым органом данная обязанность была проигнорирована.

В силу положений ст. 75 НК РФ, п. 5 ст. 1, ч. 2, 5 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», Письма Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318 и Письма ФНС России от 06.12.2017 № ЗН-3-22/7995 и исходя из данных о вручении требований административному ответчику и уплате им страховых взносов на ОПС и ОМС и пени по ним:

по требованию № 141326 от 12.07.2018 ФИО1 подлежали уплате пени в сумме 986,61 рублей (на страховые взносы на ОПС),

по требованию № 142290 от 28.08.2018 – 187,53 рублей (на страховые взносы на ОПС) и 270,20 рублей (на страховые взносы на ОМС),

по требованию № 143904 от 28.09.2018 – 124,93 рубля (на страховые взносы на ОПС) и 24,51 рубля (на страховые взносы на ОМС),

по требованию № 147216 от 17.12.2018 – 326,07 рублей (на страховые взносы на ОПС) и 63,96 рубля (на страховые взносы на ОМС),

по требованию № 30429 от 02.07.2019 – 408,14 рублей (на страховые взносы на ОПС с учетом погашенной 03.04.2019 суммы недоимки 3 866,21 рублей, 08.04.2019 – 1 348,39 рублей. 16.04.2019 – 734 рубля, 24.04.2019 – 75,90 рублей, 26.04.2019 – 831,47 рубль, 30.04.2019 – 470 рублей, 04.06.2019 – 2 270,18 рублей и уплаченной суммы пени 03.04.2019), 34,69 рублей (на страховые взносы на ОМС с учетом погашенной суммы недоимки 287,92 рублей 13.05.2019).

Таким образом, общая сумма пени на страховые взносы на ОПС составила 2 033,28 рубля, пени на страховые взносы на ОМС составила 393,36 рубля.

Начисления пени на страховые взносы на ОМС по требованию № 31256 от 02.12.2020 во внимание не принимаются, поскольку исходя из представленного административным истцом к административному иску расчету с использованием Онлайн калькулятора для расчета пеней по налогам в 2022 году – Контур.Норматив к требованию № 30429 от 02.047.2019 для периода с мая по 01.07.2019 уже производились начисления период, однако сумма задолженности принималась как 3 238,50 рублей, вместо 2 950,58 рублей (за вычетом уплаченной недоимки 13.05.2019 в сумме 287,92 рублей).

Учитывая тот факт, что ФИО1 доказательств оплаты пени на недоимку по страховым взносам, начисленным налоговым органом, в суд не предоставил, оплата, о которой он указывает в возражениях на иск, касалась задолженности по пени, начисленным до 01.01.2017, а сумма, взысканная за период с 01.01.2017, включена в вышеприведенный расчет, а также учитывая положения ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ФИО1 пени на недоимку по страховым взносам на ОПС за 2017 год в сумме 1 824,11 рубля, пени на недоимку по страховым взносам на ОМС за 2017 года в сумме 393,36 рубля.

Доводы административного ответчика о том, что срок исковой давности по взысканию задолженности в соответствии со ст. 196 ГК РФ истек, судом отклоняется, поскольку правоотношения между сторонами регулируются налоговым законодательством, напрямую связаны с ненадлежащим исполнением налогоплательщика своих обязанностей по оплате страховых взносов.

В тоже время по правилам ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции на дату образования недоимки) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ)

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

Из материалов дела следует, что самое раннее требование, направленное налоговым органом, является № 141226 от 12.07.2018, срок исполнения которого ожидался до 01.08.2018.

Налоговый орган 23.08.2021 обратился к мировому судье судебного участка № 34 в Усть-Ишимском судебном районе Омской области за выдачей судебного приказа о взыскании пени как на страховые взносы на ОПС и на страховые взносы на ОМС в общей сумме 2 323,47 рубля. 23.08.2021 судебный приказ по делу № 2а-867/2021 был вынесен, но ввиду поступивших от ФИО1 возражений, определением мирового судьи судебного участка № 34 в Усть-Ишимском районе Омской области от 06.09.2021 указанный судебный приказ был отменен.

Учитывая срок исполнения раннего требования (01.08.2018) и дату вынесения определения об отмене судебного приказа (06.09.2021), последний день для обращения в суд с настоящими требованиями был 01.02.2022, в суд с административным иском налоговый орган обратился 25.01.2022 (с учетом почтового штемпеля на конверте), следовательно, срок для обращения административного истца в суд с настоящими требованиями не пропущен.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом изложенного, а также требований подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК и того, что налоговый орган освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с подобными административными исками, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Омской области с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <...>, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 393,36 рубля, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ за 2017 год в размере 1 824,11 рубля.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <...> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Ишимский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Мозгунова

Решение изготовлено в окончательной форме 29 апреля 2022 года

Судья А.А. Мозгунова