ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/2024 от 22.01.2024 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

дело № 2а-20/2024

(2а-282/2023)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 22 января 2024 года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

представителя административного истца Носарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Саки-Газ» к Сакскому городскому совету Республики Крым об оспаривании в части решения Сакского городского совета Республики Крым от 29 ноября 2019 года № 2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», в редакции решения очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика председателя Сакского городского совета Республики Крым, Администрации города Саки Республики Крым,

установил:

решением очередной 8 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 ноября 2019 года № 2-8/9 утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Решением очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1 «О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 № 2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» внесены изменения в указанное выше решение.

Общество с ограниченной ответственностью «Саки-Газ» (далее ООО «Саки-Газ») обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Сакскому городскому совету Республики Крым, в котором просит признать не действующим Приложение к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённому решением Сакского городского совета от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, в редакции решения очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1, в части определения ставки арендной платы в размере 32% - для земель с видом разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).

В обоснование заявленных требований указывается, что между Администрацией города Саки Республики Крым, как арендодателем, и административным истцом, как арендатором, заключён договор аренды земельного участка от 13 ноября 2017 года, с учётом дополнительного соглашения от 18 декабря 2019 года, согласно которому административному истцу предоставлены в аренду 2 земельных участка: с кадастровым номером площадью 3702 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером , площадью 1897 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с видами разрешённого использования – объекты придорожного сервиса. Также указанным договором предусмотрен размер и условия внесения арендной платы за данные участки. В адрес административного истца поступило уведомление Администрации города Саки Республики Крым от 28 сентября 2023 года об изменении исчисления и уплаты арендной платы по договору аренды, поскольку решением очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1 внесены изменения в решение очередной 8 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, согласно которых была определена арендная плата, установленная в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельного участка для вида разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1) в размере 32 %. Административный истец считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает его права при осуществлении им хозяйственной деятельности, поскольку применение ставки арендной платы 32 % для вида разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1) экономически необоснованно. При этом размер арендной платы требует экономической обоснованности и предполагает учёт не только объёма планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2023 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены председатель Сакского городского совета Республики Крым, Администрация города Саки Республики Крым.

Представитель административного истца Носарев А.В. доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало. Информация о движении дела, дате, времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым (vs.krm.sudrf.ru).

Представителем административного ответчика Сакского городского совета Республики Крым подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с принятием решения по делу на усмотрение суда (том 2 л.д. 12).

Представителем заинтересованного лица Администрации города Саки Республики Крым подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (том 2 л.д. 15).

Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца Носарева А.В., заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое подлежит удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 27 ноября 2023 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50).

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование город Саки наделён статусом - городской округ Саки.

Частью 8 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Саки: город Саки.

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ - в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 названного закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу пункта 5 части 10 статьи 35 поименованного закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: 1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; 2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Частями 1, 4 статьи 27 Устава муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённого решением 5 сессии Сакского городского совета Республики Крым 1 созыва от 11 ноября 2014 года № 40 (далее - Устав) предусмотрено, что Сакский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Саки Республики Крым. Сакский городской совет состоит из 22 депутатов, избираемых на муниципальных выборах с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов (том 1 л.д. 80-130).

В силу части 1 статьи 35 Устава к исключительной компетенции Сакского городского совета Республики Крым относятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 54 Устава Сакский городской совет Республики Крым по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Сакского городского совета Республики Крым открытым, в том числе поимённым, или тайным голосованием.

В силу пункта 2 части 1 статьи 40 Устава председатель городского совета в пределах своих полномочий: подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городским советом.

Порядок опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов городского округа Саки регламентирован статьёй 54 Устава.

Решения Сакского городского совета Республики Крым о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 5 статьи 54 Устава).

Решения подлежат обнародованию на официальном сайте органа местного самоуправления, с учётом норм законодательства. Решения Сакского городского совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации, установленном Сакским городским советом, не позднее месяца со дня их принятия (части 7, 10 статьи 54 Устава).

Из материалов административного дела следует, что 13 ноября 2017 года между Администрацией города Саки Республики Крым (арендодатель) и ООО «Саки-Газ» (арендатор) заключён договор № 407 аренды земельного участка, общей площадью 5600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , с видом разрешённого использования – объекты придорожного сервиса (код 4.9.1), категория земель – земли населённых пунктов. Срок действия договора 49 лет с 6 ноября 2008 г. по 6 ноября 2057 года (с учётом ранее возникших прав). Разделом 3 указанного договора предусмотрены условия и размер арендной платы. Согласно пункту 3.3 размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания настоящего договора, в дальнейшем может изменяться Арендодателем в одностороннем порядке в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования городской округ Саки, изменением кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка (том 1 л.д. 34-39).

6 июня 2019 года Администрацией города Саки Республики Крым принято постановление № 616 «О разделе земельного участка с кадастровым номером с сохранением в изменённых границах».

18 декабря 2019 года заключено дополнительное соглашение к указанному выше договору от 13 ноября 2017 года № 407 аренды земельного участка, согласно которому пункт 1.1. договора изложен в новой редакции. Так, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки общей площадью 5599 кв.м: 1 участок - с кадастровым номером площадью 3702 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, и 2 участок - с кадастровым номером , площадью 1897 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

18 сентября 2023 года за № 500/02.1-39 Администрацией города Саки Республики Крым в адрес ООО «Саки-Газ» направлено уведомление об изменении исчисления и уплаты арендной платы по договору аренды, согласно которому в соответствии с решением очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1 изменены ставки арендной платы по видам разрешённого использования. Ставки арендной платы, указанные в решении, действуют с 1 января 2023 года. Арендная плата начисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка (6117780,89 рублей), ставки арендной платы в размере 32,0 % и уровня инфляции на 2023 год в размере 5,5 % (том 1 л.д. 42).

С учётом разъяснений, содержащихся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Сакского городского совета затрагивает права и интересы административного истца.

Также судом установлено и из материалов административного дела следует, что 29 ноября 2019 года на очередной 8 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва городским советом принято решение № 2-8/9, которым утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым (том 1 л.д. 152-159, 185-187, 188).

Проект данного решения прошёл процедуру согласования с заместителем председателя Сакского городского совета, председателем постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи, вопросам градостроительства, экологии и землепользования, начальником отдела правого обеспечения, муниципальной службы и наград Администрации города Саки, имеется заключение начальника отдела по работе Сакского городского совета об обоснованности подготовки проекта решения и целесообразности его вынесения на рассмотрение сессии Сакского городского совета (том 1 л.д. 166, 174).

Решение обнародовано на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 29 ноября 2019 года (том 1 л.д. 161).

Решение 8 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 ноября 2019 года № 2-8/9 в первоначальной редакции административным истцом не оспаривалось.

Административный истец, обратившись в суд с иском, оспаривает последующие изменения, внесённые решением очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1 в указанное выше решение.

Проверяя соблюдение требований нормативных правовых актов в части полномочий административного ответчика, формы и вида оспариваемого нормативного правового акта, процедуры его принятия, введения в действие и опубликования решения очередной 8 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, которым утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, в редакции решения очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1, судом установлено следующее.

10 апреля 2023 года заместителем главы администрации – начальником финансового управления Администрации города Саки Республики Крым на имя главы Администрации города Саки Республики Крым подготовлена служебная записка с предложениями по применению с 1 января 2023 года кадастровой стоимости земельных участков, в частности предложено понизить ставку аренды по виду разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» с 38 % до 32 % (том 1 л.д. 189-190).

15 августа 2023 года Управлением экономического развития Администрации города Саки Республики Крым составлено заключение об оценке регулирующего воздействия № 3 (том 1 л.д. 191-192).

17 августа 2023 года проведена антикоррупционная экспертиза указанного проекта решения начальником отдела по работе Сакского городского совета Республики Крым, составлено соответствующее заключение (том 1 л.д. 165).

В отношении проекта решения имеется лист согласования с начальником отдела по работе Сакского городского совета, заместителем председателя Сакского городского совета, председателем постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи, вопросам градостроительства, экологии и землепользования, начальником отдела правого обеспечения, муниципальной службы и наград Администрации города Саки (том 1 л.д. 203 оборот), также 23 и 25 августа 2023 года проведены заседания постоянных комиссий городского совета по бюджетно-финансовым вопросам, налоговой политике, муниципальной собственности, развитию торговли и предпринимательства (том 1 л.д. 196, 197).

25 августа 2023 года в адрес главы администрации города Саки Республики Крым Сакской межрайонной прокуратурой направлено письмо, согласно которому изучен вышеуказанный проект решения, нарушений требований федерального законодательства не установлено (том 1 л.д. 193).

25 августа 2023 года состоялась очередная 78 сессия Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва, на которой присутствовало 15 депутатов из общего количества 24 избранных депутатов (том 1 л.д. 199-201).

В повестку дня очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва под № 1 включён вопрос «О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29 ноября 2019 года № 2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», решение по указанному вопросу принято единогласно.

Согласно пункту 1.3. решения очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым от 25 августа 2023 года № 2-78/1 «О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 № 2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» строка 79 Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, изложена в новой редакции – объекты дорожного сервиса 4.9.1 – 32,0 (том 1 л.д. 202-203).

Решение очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым от 25 августа 2023 года № 2-78/1 размещено на официальном сайте Сакского городского совета Республики Крым 28 августа 2023 года и опубликовано в газете «Слово города» № 68 (2514) от 2 сентября 2023 года (том 1 л.д. 160, 162).

Таким образом, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что оспариваемое в части решение очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым 2 созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1 принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Саки Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение административным истцом.

В пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2.2 Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённого решением Сакского городского совета от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, размер арендной платы на основании кадастровой стоимости рассчитывается по формуле:

АП = КС*БС*КИ, где:

АП – размер арендной платы за земельный участок, в рублях;

КС – кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

БС – базовая ставка арендной платы, %;

КИ – коэффициент инфляции.

Базовая ставка (БС) арендной платы устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

В Приложении 1 к Порядку, утверждённому решением Сакского городского совета от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, определены размеры базовой ставки арендой платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из вида разрешённого использования земельных участков, в том числе, в строке 79 указано, что размер базовой ставки арендной платы (с учётом изменений, внесённых решением Сакского городского совета Республики Крым от 25 августа 2023 года № 2-78) составляет 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешённого использования «Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1.

Как определено в пункте 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 (далее - Постановление № 582), утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением № 582, относится принцип экономической основных принципов, установленных Постановлением № 582обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 года № 424-О указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки её экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Суд, изучив расчёты размеров арендной платы, предоставленные в материалы дела в подтверждение экономической обоснованности установленной базовой ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, приходит к выводу, что материалы административного дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств установления экономически обоснованной базовой ставки арендной платы в размере 32 % для земель с видом разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1), находящихся на территории г. Саки Республики Крым, поскольку фактически указанная величина установлена в целях определения размера платы за аренду земельных участков исключительно для обеспечения максимального поступления арендных платежей в бюджет муниципального образования, без принятия во внимание коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю.

Предоставленные административным ответчиком документы также не подтверждают то, что определение ставок арендной платы для земель с видом разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.0), находящихся на территории г. Саки Республики Крым, установленных в Приложении 1 к Порядку, утверждённому оспариваемым в части решением Сакского городского совета от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, с учётом изменений, внесённых решением Сакского городского совета Республики Крым от 25 августа 2023 года № 2-78, было осуществлено с соблюдением принципов, установленных Постановлением № 582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.

Суд отмечает, что выводы о целесообразности применения ставок арендной платы сделаны Администрацией в результате анализа конкретного случая изменения базы расчёта арендных платежей с целью обеспечить поступление в бюджет арендных платежей.

Материалы административного дела не содержат надлежащих и допустимых доказательств того, что при определении базовой ставки арендной платы в размере 32 % от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1) осуществлялась оценка местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, проводился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Предоставленные в материалы дела Экономическое обоснование увеличения размера ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым (том 1 л.д.175-184), и служебная записка с предложениями по применению с 1 января 2023 года кадастровой стоимости земельных участков (том 1 л.д. 189-190), содержащая, в том числе, предложение по понижению ставки аренды по виду разрешённого использования «объекты дорожного сервиса» с 38 % до 32 %, по своему содержанию не являются документами, подтверждающими осуществление при принятии оспариваемого в части решения расчётов, показывающих доходность земельных участков, и не содержат доказательств полного и комплексного изучения оценочных характеристик земельных участков, их коммерческой привлекательности, вследствие чего не могут являться надлежащими доказательствами соблюдения принципа экономической обоснованности.

Сакским городским советом Республики Крым не предоставлены в материалы настоящего дела соответствующие расчёты (показывающие доходность земельных участков), а также документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Само по себе снижение оспариваемой базовой ставки арендной платы без проведения анализа и изучения экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в том числе, их коммерческой привлекательности, потребительского спроса на них, не свидетельствует о соблюдении административным ответчиком основных принципов, установленных Постановлением № 582.

Между тем экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учёт не только объёма планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. Установление величины ставки арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков, и не свидетельствует об обеспечении баланса частных и публичных интересов при принятии оспариваемых норм.

При таких данных, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт принят в оспариваемой части без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, то есть, без соблюдения требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, чем нарушены права административного истца, как арендатора земельных участков муниципальной собственности.

Учитывая, что одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения требований административного истца путём признания не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложения 1 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённому решением очередной 8 сессии Сакского городского совета Республики Крым второго созыва от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, в редакции решения очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым второго созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1, в части установления ставки арендной платы в размере 32% для земель с видом разрешённого использования «Объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).

Признавая недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу, суд выходит из разъяснений абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Саки-Газ» - удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу:

- Приложение 1 к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённому решением очередной 08 сессии Сакского городского совета Республики Крым второго созыва от 29 ноября 2019 года № 2-8/9, в редакции решения очередной 78 сессии Сакского городского совета Республики Крым второго созыва от 25 августа 2023 года № 2-78/1, в части установления ставки арендной платы в размере 32% для земель с видом разрешённого использования «Объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).

В удовлетворении остальной части требований административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Саки-Газ» отказать.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию на официальном сайте Сакского городского совета Республики Крым и в официальном печатном издании Сакского городского совета Республики Крым в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым О.В. Хожаинова

Решение изготовлено в окончательной форме 5 февраля 2024 года.