ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2101/16 от 05.04.2016 Горномарийского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-2101/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Юрино 05 апреля 2016 года

Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Савинцевой Н.В.,

с участием административного истца – руководителя финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Красильниковой Л.В.,

председателя Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Морозова А.Н.,

представителя Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» - ведущего специалиста отдела организационно-правовой работы и делопроизводства администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Коваль Т.В.,

при секретаре судебного заседания Кадниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по административному исковому заявлению руководителя финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Красильниковой ЛВ к Собранию депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, ущемляющих права руководителя финансового отдела,

установил:

Руководитель финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Красильникова Л.В. обратилась в суд с иском указанным выше, просила признать незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, ущемляющих права руководителя финансового отдела,

В обоснование иска указала, что является руководителем финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район», осуществляет общее руководство деятельностью органа на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед финансовым отделом задач. Финансовый отдел МО «<адрес> муниципальный район» является органом местного самоуправления, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в муниципальном образовании «<адрес> муниципальный район»; обладает правами юридического лица, действует на основании Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район» (далее Положения).

Считает, что действия Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» незаконными, противоречащими нормам ст.ст.34, 41, 46 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2013 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.н,р п.10, п.п.12, 13 Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», поскольку при решении вопроса относительно изменения структуры финансового отдела не учтено ее мнение, тем самым создано препятствие для выполнения стоящих перед финансовым органом задач и незаконно возложена обязанность исполнения принятого административным ответчиком Решения Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район», вступившего в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанным Решением изменена структура финансового отдела и сокращены два специалиста.

Считает, что вопрос формирования структуры и численности сотрудников финансового отдела входит в компетенцию руководителя финансового отдела, поскольку только руководитель в обязательном порядке должен определять структуру, регулировать численный состав работников, выстраивать служебные отношения исходя из текущего, финансового положения и направляемой деятельности возглавляемой ею организации и исключение какой-либо должности из утвержденного в организации штатного расписания означает сокращение должности и влечет за собой увольнение работника по п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Красильникова Л.В. обратилась к главе муниципального образования, председателю Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Морозову А.Н. с просьбой отменить структуру финансового отдела МО «<адрес> муниципальный район», утвержденную Решением Собрания депутатов МО «<адрес> муниципальный район» шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ст.44 Устава муниципального образования «<адрес> муниципальный район» в удовлетворении указанного заявления было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в прокуратуру <адрес> была подана жалоба на действия административного ответчика, в результате рассмотрения которой действия административного ответчика были признаны законными, а жалоба оставлена без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для принятия мер прокурорского реагирования.

В судебном заседании руководитель финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Красильникова Л.Н. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, суду пояснила, что Решением от ДД.ММ.ГГГГ в отделе бюджетного учета и отчетности финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» сокращено две должности: в отделе бюджетного учета и отчетности - главного специалиста и специалиста 1 категории, 0,25 ставки у водителя, а также одна вакантная должность ведущего специалиста в отделе финансирования и непроизводственной сферы - всего 3,25 %. Считает, что мероприятия по сокращению численности аппарата финансового органа, в рамках оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на содержание органов государственной власти, запланированное на ДД.ММ.ГГГГ, проведено главой администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» заблаговременно – в ДД.ММ.ГГГГ; не принята во внимание ее позиция, как руководителя финансового органа; сокращение численности аппарата проведено на 32%, что превышает установленный Правительством <адрес> план по сокращению численности аппарата управления. До принятия решения данный вопрос не был рассмотрен на рабочей комиссии, не дана правовая и экономическая оценка, не произведен расчет об эффективности проведенных мероприятий, кроме того, представленная главой администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» письмом от ДД.ММ.ГГГГ для ознакомления структура финансового отдела отличалась от представленной ею структуры для утверждения на сессию Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район».

Председатель Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Морозов А.Н., с административным иском не согласился, в удовлетворении просил отказать, пояснив суду, что права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, действия административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам и положениям, регламентирующим его деятельность. Дополнительно пояснил, что нормы ст.ст.34, 41, 46 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2013 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.н,р п.10, п.п.12, 13 Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», с учетом внесенных решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ изменений, не предусматривают обязательное согласование структуры финансового отдела и ее утверждение с руководителем финансового отдела.

Представитель Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» - ведущий специалист отдела организационно-правовой работы и делопроизводства администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Коваль Т.В. с административным иском не согласилась, в удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что в функции финансового отдела не входит утверждение структуры отдела; в соответствии с п.2 ст.44 Устава, как и утверждение Положения о финансовом отделе, решение указанного вопроса является компетенцией Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район», требования административного истца не обоснованы, не подкреплены положениями нормативных правовых актов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Исходя из содержания исковых требований, доводов административного иска следует, что обращение Красильниковой Л.В., руководителя финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район», мотивировано нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца и лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление, в частности о наличии в действиях Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» нарушений норм ст.ст.34, 41, 46 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2013 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.н,р п.10, п.п.12, 13 Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», выразившихся в формировании структуры финансового отдела без учета мнения руководителя финансового отдела.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ (части 9, 11) обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд возлагается на административного истца. Обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; оснований для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения - возлагается на административного ответчика.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.11 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно п.п.1, 4 ст.44 Устава муниципального образования «<адрес> муниципальный район» (далее Устава) финансовый орган является органом местного самоуправления, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в муниципальном районе. В полномочия финансового отдела входит: принятие муниципальных правовых актов по вопросам бюджетных правоотношений в том числе установление: порядка исполнения бюджета муниципального района по расходам, по источникам финансирования бюджета, порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи и кассового плана бюджета муниципального района, бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, порядок завершения операций по исполнению бюджета муниципального района в текущем финансовом году и другие муниципальные правовые акты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; разработка и представление в администрацию муниципального района основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального района, участие в бюджетном процессе в муниципальном районе с полномочиями финансового органа муниципального района, определенными Бюджетным кодексом РФ; ведение реестра расходных обязательств муниципального района; внесение в администрацию муниципального района предложений по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, расположенных в границах муниципального района, осуществление регулирования финансовых (межбюджетных) отношений между бюджетом муниципального района и бюджетами поселений, расположенных в границах муниципального района; осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета муниципального района (в том числе в форме предварительного, текущего и последующего контроля), средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального района, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Согласно п.4 ст.24, п.2 ст.44 Устава муниципального образования «<адрес> муниципальный район», п.7 Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район» финансовый отдел муниципального образования «<адрес> муниципальный район» (далее Положения о финансовом отделе) входит в структуру органов местного самоуправления муниципального район; Структура и Положение о финансовом органе утверждается Собранием депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» по представлению главы местной администрации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Собрание депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» является представительным органом местного самоуправления муниципального района, состоит из <данные изъяты> депутатов, представляет интересы населения муниципального района (п.25 Устава). Собрание депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (п.27 Устава). Основной формой деятельности Собрания депутатов являются заседания (сессии), заседание Собрания депутатов правомочно, если на нем присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов (п.28 Устава).

Как видно из материалов дела, Решением Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» решением от ДД.ММ.ГГГГ (далее Решением от ДД.ММ.ГГГГ) по представлению главы администрации муниципального образования «<адрес> муниципальный район» утверждена новая структура финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район». Решение от ДД.ММ.ГГГГ принято при имеющемся кворуме, в соответствии с возложенными на данный орган полномочиями (протокол тринадцатой сессии Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ). При этом, каких - либо нарушений требований ст.28 Устава свидетельствующих о неправомочности заседания Собрания депутатов и незаконности принятого на этом заседании решения не установлены.

В утвержденной структуре Решением от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего руководителю финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ, в отделе бюджетного учета и отчетности финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» сокращено: две должности в отделе бюджетного учета и отчетности - главного специалиста и специалиста 1 категории, 0,25 ставки водителя, а также одна вакантная должность ведущего специалиста, всего - 3,25 %. Настоящее решение вступило в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обратного суду не представлено.

Оценивая изложенное выше в совокупности суд приходит к выводу, о том, что правовые основания для признания действий должностного лица органа местного самоуправления, выразившиеся в утверждении новой структуры финансового отдела без учета мнения ее руководителя незаконными отсутствуют, поскольку принятие решения об изменении структуры, положения о финансовом отделе, относится к исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» (п.2 ст.44 Устава).

Доводы административного истца об отсутствие антикоррупционной экспертизы, заключения рабочей комиссии на предмет правовой и экономической оценки, расчета эффективности проведенных мероприятий не обоснованны, не основаны на положениях действующего законодательства, поскольку Решение от ДД.ММ.ГГГГ не является нормативно правовым актом и не требует проверки на предмет наличия коррупциогенных факторов.

Нормы ст.ст.34, 41, 46 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2013 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения ст.44 Устава, пп.н,р п.10, п.п.12, 13 Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», утвержденного Решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о финансовом отделе муниципального образования «<адрес> муниципальный район», с учетом внесенных решением Собрания депутатов муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ изменений, не предусматривают обязательное согласование структуры финансового отдела и ее утверждение с руководителем финансового отдела, а также процедуру оценки регулирующего воздействия и экспертизы.

Довод административного истца о возможном нарушении прав работников при исполнении Решения от ДД.ММ.ГГГГ суд находит не состоятельным, поскольку указанный вопрос находится в компетенции руководителя, процедура увольнения лиц по сокращению штата предусмотрена нормами трудового законодательства.

Иных требований, доказательств, кроме изложенных выше, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления руководителю финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» Красильниковой ЛВ к Собранию депутатов муниципального образования «<адрес> муниципальный район» о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, выразившегося в утверждении структуры финансового отдела муниципального образования «<адрес> муниципальный район» без учета мнения его руководителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

Судья Н.В.Савинцева

В окончательной форме составлено 08 апреля 2016 года