ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2102/2022 от 28.03.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-2102/2022

УИД 75RS0001-02-2022-002135-57

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2022 года г.Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при помощнике судьи Богомазове А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по административному иску заместителя прокурора Центрального района г.Читы к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности,

установил:

заместитель прокурора Центрального района г.Читы обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующее. Прокуратурой проведена проверка по обращению председателя СНТ «Поляны» ФИО1 о несогласии с отказом администрации городского округа «Город Чита» в принятии мер к постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных на территории товарищества. Установлено, что на территории СНТ «Поляны» по адресу: г.Чита, поселок Каштак расположена воздушная линия ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВА 63кВА, распределительная сеть ВЛ-0,4кВ. Российская Федерация, Забайкальский край, городской округ «Город Чита», СНТ «Поляны», филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Читаэнерго» не являются собственниками указанных объектов электросетевого хозяйства, кому-либо на обслуживание объекты не передавались. Указанные объекты электроснабжения являются бесхозяйным имуществом, обслуживание и ремонт объектов фактически ни кем не осуществляется, на учет в качестве бесхозяйных объектов воздушная линия ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВА 63кВА, распределительная сеть ВЛ-0,4кВ не поставлены. Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита» принять меры к постановке воздушной линии ВЛ-10кВ, КТП 10/0,4кВА 63кВА, распределительной сети ВЛ-0,4кВ, расположенных по адресу: <адрес>, на учет в качестве бесхозяйных путем обращения с заявлением в Управление Росреестра по Забайкальскому краю.

В возражениях на административный иск представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Чита» ФИО2 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что по заявлению ПАО «Россети Сибирь» линии электропередач до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции являются движимым имуществом, СНТ «Поляны» фактически является владельцем спорного имущества, оснований для признания его бесхозным не имеется.

В возражениях на административный иск представителя заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» ФИО3 также просила в иске отказать, ссылаясь на следующее. Согласно акту экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ комплектные трансформаторные подстанции, трансформаторные подстанции ТП 10/0,4 кВ, воздушные линии напряжением 10, 0,4 кВ не являются объектами недвижимости, так как не имеют неразрывной связи с землей, при демонтаже их свойства не нарушаются. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности, в соответствии с которыми спорные объекты электросетевого хозяйства признаны СНТ «Поляны» в качестве имущества товарищества. За СНТ «Поляны», не желающим принимать объекты электросетевого хозяйства на баланс и являться его собственником, сохраняется право передать спорные объекты на баланс территориальных сетевых организаций на добровольной основе либо безвозмездно передать в государственную собственность субъекта РФ или муниципального образования, на территории которых расположена территория садоводства или огородничества.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ходатайств не заявлял.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Читы Таушканова Е.Д. исковые требования поддержала.

Представитель администрации городского округа «Город Чита», Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» ФИО2 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать на основании доводов письменных возражений.

Представитель ПАО «Россети - Сибирь» ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Председатель СНТ «Поляны» ФИО1 в судебном заседании просил административный иск удовлетворить.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п.1).

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3).

В силу п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 г. N 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратораторговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в п.2 которых определены понятия, а именно:

-акт об осуществлении технологического присоединения – документ, составленный по окончании процедуры технологического присоединения электропринимающих устройств к электрическим сетям и подтверждающий технологическое присоединение в установленном порядке, в котором определены технические характеристики технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности, границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и (или) объектов электросетевого хозяйства;

-акт разграничения балансовой принадлежности объектов электросетей - документ, составленный собственниками объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), определяющий границы балансовой принадлежности;

- граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу экплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на территории СНТ «Поляны» по адресу: <адрес> расположены воздушная линия ВЛ-10 кВ, КТП 10/0,4кВА 63кВА, распределительная сеть ВЛ-0,4 кВ.

Обращаясь в суд с административным иском о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Чита» принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных данных объектов электросетевого хозяйства путем обращения с заявлением в Управление Росреестра по Забайкальскому краю, административный истец сослался на то, что данные объекты не являются собственностью Российской Федерации, Забайкальского края, городского округа «Город Чита», СНТ «Поляны», филиала ПАО «Россети Сибирь» и кому-либо на обслуживание не передавались, в связи с чем являются бесхозяйным имуществом.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

Как следует из материалов дела, между ПАО «Россети Сибирь» (ранее ПАО «МРСК Сибири») и СНТ «Поляны» были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым СНТ «Поляны» несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка на территории СНТ «Поляны», ПАО «Россети Сибирь» (ПАО «МРСК Сибири») до границ участка товарищества.

Указанные акты подтверждают технологическое присоединение СНТ «Поляны» к электрическим сетям сетевой организации, в связи с чем СНТ «Поляны» несет балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, сетевая организация - до границ участка товарищества (приложение N 8 пункт 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям").

Такой порядок разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности устанавливается, если иное не определено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Такого соглашения по настоящему делу не имеется.

В связи с чем позиция административного истца о том, что рассматриваемые линии электропередач являются бесхозяйными, не основана на положениях действующего законодательства, устанавливающего критерии таковых, поскольку в соответствии с положениями ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйность недвижимого имущества предполагает отсутствие или неизвестность его собственника.

При этом собственник в данном случае не подлежит определению исходя из правоустанавливающих документов на такое имущество, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика бездействия относительно принятия мер по постановке спорного объекта на учет, как бесхозяйного.

Фактические обстоятельства дела не нарушают права заинтересованного лица СНТ «Поляны» на бесперебойное получение электроэнергии, поскольку сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право собственности на недвижимое имущество, входящее в состав имущества общего пользования, возникает с момента государственной регистрации такого права в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

То обстоятельство, что право собственности на данные объекты, как входящие в состав имущества общего пользования, на данные линии электропередач не оформлено, не свидетельствует о наличии бездействия и отнесении спорных объектов к бесхозяйным.

На основании изложенного, суд находит требования заместителя прокурора Центрального района г. Читы не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Центрального района г.Читы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд города Читы.

Судья Шестаков Д.А.

Мотивированное решение изготовлено <адрес>