РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О2, с участием административного истца Ф.И.О1, представителя административного ответчика Администрации <адрес>Ф.И.О3, помощника прокурора Ф.И.О4, заинтересованного лица Ф.И.О8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (данные изъяты) по административному исковому заявлению Ф.И.О1 к Администрации <адрес> о признании порядка организации и проведения общественных обсуждений, проводимых в рамках оценки воздействия, намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденный Постановлением Администрации <адрес>(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ недействующим,
у с т а н о в и л :
Ф.И.О1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обосновании указав, что в соответствии с разделом 4 «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственное и иной деятельности на окружающую среду в РФ», утверждённого приказом (данные изъяты) Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение) информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика и содействии заинтересованной общественности. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты><адрес> состоялся второй этап общественных обсуждений государственной экспертизы проектной документации по объекту «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов первого и второго классов опасности <данные изъяты>, включающий проект технической документации на новые технику и технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду». Данные общественные обсуждения проходили в соответствии с вышеуказанным Порядком организации и проведения общественных обсуждений и Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ. Публичные слушания, общественные обсуждения в муниципальных образованиях организуются и проводятся на основании статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно пункту 4 указанной статьи, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (Думы муниципального образования). Порядок организации и проведения общественных обсуждений, проводимых в рамках оценки воздействия, намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «<адрес>» утверждён постановлением администрации <адрес>(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку утверждён и определён ненадлежащим органом муниципальной власти. Кроме того, межрайонной природоохранной прокуратурой установлено в ходе проверки, что порядок организации и проведения общественных обсуждений, утверждённый постановлением администрации <адрес>(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, недостаточно регулирует процедуру организации проведения общественных обсуждений. Не определён регламент выступления участников публичных обсуждений, не регламентирована процедура голосования и подписания протокола. Отсутствие регламента выступления участников публичных обсуждений ставит в неравное положение участников публичных обсуждений, тем самым нарушает права участков таких обсуждений. Просил признать Порядок организации и проведения общественных обсуждений, проводимых в рамках оценки воздействия, намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «<адрес>», утверждённый постановлением администрации <адрес>(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим с момента утверждения, так как он противоречит требованиям пункта 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нарушает права участников общественных обсуждений.
В судебном заседании административный истец Ф.И.О1 на административных исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации <адрес>Ф.И.О3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала по административному иску, полагала, что оспариваемый Порядок организации и проведения общественных обсуждений, проводимых в рамках оценки воздействия, намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «<адрес>», утверждённый постановлением администрации <адрес>(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, является законным, а оснований к признанию его недействующим не имеется.
Заинтересованное лицо Ф.И.О8 в судебном заседании поддержала доводы административного истца Ф.И.О1, просила административный иск удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Межрегионального управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Ангарской межрайонной природоохранной прокуратуры Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым в удовлетворении административного искового заявления просит отказать.
Выслушав стороны, свидетелей, заключение помощника прокурора, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлены принципы, в том числе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно - правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 32 Закона № 7-ФЗ).
В целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду принят Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ), статья 1 которого определяет ее как установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Во исполнение упомянутого федерального закона приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение), регламентирующее процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 1.3 Положения оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Законом № 174-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 174-ФЗ, пункта 2.2 Положения материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, а также материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями) входят в состав документации, представляемой на экспертизу.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 9 Закона № 174-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относится организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Согласно пункту 4.7 Положения на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.
В соответствии с пунктом 4.9 Положения, порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации <адрес>(данные изъяты) с целью определения процедуры организации и проведения общественных обсуждений в рамках оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в городе Усолье-Сибирское, в том числе особенности информирования общественности утвержден Порядок (далее по тексту –Порядок).
Согласно пункту 1.5 Порядка целью проведения общественных обсуждений является: - информирование общественности о характере масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации вредного воздействия на окружающую среду; - выявление и учет общественных предпочтений в процессе оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в городе Усолье-Сибирское.
Пунктом 2.13 Порядка предусмотрено, что перед началом общественных обсуждений комиссией проводится регистрация участников и общественных организаций.
Председатель общественных обсуждений открывает общественные обсуждения: оглашает количество зарегистрированных участников, озвучивает информацию о заказчике, о намечаемой хозяйственной деятельности, предлагает принять регламент проведения общественных обсуждений. Секретарь общественных обсуждений составляет протокол проведения итогов общественных обсуждений. В протоколе общественных обсуждений должны содержаться следующие сведения: - дата, место и время проведения общественных обсуждений; - фамилия, имя, отчество председателя и секретаря общественных обсуждений; - фамилия, имя, отчество и наименование должностей присутствующих представителей заказчика, представителей разработчика, органов местного самоуправления, специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, других органов государственного управления, фамилия, имя, отчество участников общественных обсуждений от общественности; - количество присутствующих; - краткие выступления участников общественных обсуждений, вопросы с указанием сведений об авторе вопроса, а также полученные ответы на вопросы участников общественных обсуждений; - предложения и рекомендуемое решение, принятое большинством голосов участников обсуждения (пункт 2.14).
Согласно пункту 2.15 Порядка, на общественных обсуждениях может осуществляться аудиозапись и (или) видеозапись выступлений и обсуждений с целью оформления протокола.
Все предложения, содержащиеся в выступлениях участников общественных обсуждений по материалам оценки воздействия на окружающую среду, вынесенным на общественные слушания, подлежат обязательному включению в протокол общественных обсуждений (пункт 2.16).
Все замечания и (или) предложения по материалам оценки воздействия на окружающую среду, вынесенным на общественные обсуждения, поступившие в комиссию с соблюдением требований, предусмотренных данным Порядком, а также список зарегистрированных участников общественных обсуждений являются обязательными приложениями к протоколу общественных обсуждений (пункт 2.17).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Из положений части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
На публичные слушания должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 131-ФЗ для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Помимо этого по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 28 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы проведения публичных слушаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, не регулирует. Соответственно, императивные требования данной статьи об установлении порядка проведения публичных слушаний по указанным вопросам исключительно нормативно правовыми актами представительного органа местного самоуправления отсутствуют, поэтому данные вопросы не относится к публичным слушаниям, общественным обсуждениям, которые проводятся по вопросам, установленным в статье 28 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе, который регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует, что вопросы проведения общественных слушаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, регулируются экологическим законодательством, специальные нормы которого подлежат применению к спорным правоотношениям и имеют приоритет перед общими нормами.
Ни Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ни Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 императивно не предусматривают принятие порядка проведения общественных слушаний о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экологической экспертизе, исключительно представительным органом местного самоуправления.
Помимо этого, Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 определены основные правила проведения оценки намечаемой хозяйственной деятельности, где основная роль в такой оценке, в том числе по привлечению, информированию общественности, по приему и учету предложений, замечаний отводится заказчику (лицу, который планирует деятельность, подлежащую оценке). Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления в соответствии с основными правилами, установленными Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372. То есть роль органа местного самоуправления - организовать участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности. Выполнение такой функции отнесено исключительно к полномочиям органов местного самоуправления.
Поскольку ни Уставом <адрес>, ни иным нормативно правовым актом не определены полномочия на проведение общественных слушаний по спорным вопросам, постольку, суд находит довод административного истца о том, что обжалуемый порядок утвержден и определен ненадлежащим органом несостоятельным. Принятие оспариваемого Порядка, утвержденного постановлением Администрации <адрес>(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечено уполномоченным органом местного самоуправления.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что Ангарской природоохранной прокуратурой мэру <адрес> внесено представление об устранении нарушения требований законодательства, связанного с необходимостью урегулирования отдельных вопросов, связанных с проведением общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе. Представление внесено по результатам проверки исполнения законов при проведении общественных слушаний ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, заключения о незаконности Порядка организации и проведения общественных обсуждений, проводимых в рамках оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), прокуратурой не дано. Противоречий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим вопросы охраны природы и природопользования, не выявлено.
Между администрацией <адрес> и прокуратурой <адрес> заключено Соглашение о взаимодействии в сфере нормотворчества от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пунктам 2.2.1 и 2.2.2. администрация города приняла на себя обязательства по направлению в прокуратуру города всех проектов нормативных правовых актов не позднее чем за 10 календарных дней до запланированной даты принятия нормативного правового акта, а также два раза в месяц, не позднее 15 и 01 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить направление в прокуратуру города всех нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, в том числе затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (л.д.46-51 т.1).
В соответствии с пунктом 2.2.5 Соглашения администрация города в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в прокуратуру города перечень нормативных правовых актов, изданных мэром города, администрацией города за отчетный месяц с указанием их реквизитов.
Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ангарской межрегиональной природоохранной прокуратуры был направлен проект Порядка для согласования, который прокурором был получен, однако никаких замечаний администрация города на данный документ не получила, в связи с чем он был принят в подготовленной редакции и опубликован в периодическом печатном издании «<данные изъяты>». (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44, 58 т.1).
Довод административного истца о том, что обжалуемым Порядком не определен регламент выступления участников публичных обсуждений, не регламентирована процедура голосования и подписания протокола, что нарушает права участников таких обсуждений, суд находит несостоятельным.
Администрацией <адрес> внесен проект постановления «О внесении изменений в Порядок организации и проведения общественных обсуждений, проводимых в рамках оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, которая подлежит экологической экспертизе на территории муниципального образования «<адрес>», в котором пункт 2.4 изложен в новой редакции, с учетом вышеизложенного.
Согласно справке заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), нарушений федерального и регионального законодательства выявлено не было, коррупциогенных факторов не выявлено, в связи с чем правовой акт в предложенной редакции был рекомендован к принятию (л.д.45 т.1).
Доводы административного истца направлены на оценку правомерности обжалуемого нормативно правового акта Администрации города.
В подтверждение нарушений прав участников публичных выступлений заинтересованное лицо Ф.И.О8 и свидетель Ф.И.О5 пояснили, что они были ограничены во времени своего выступления на слушаниях ДД.ММ.ГГГГ на втором этапе общественных обсуждений государственной экспертизы проектной документации «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов первого и второго классов опасности «<данные изъяты>», включающий проект технической документации на новые технику и технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду» которое было определено. Тогда как, свидетель Ф.И.О6 в судебном заседании пояснила, что она не была ограничена во времени при своем выступлении, а сам административный истец Ф.И.О1 на вышеуказанных слушаниях не присутствовал.
Вместе с тем, отсутствие регламента процедуры выступления, голосования и подписания протокола, права и законные интересы Ф.И.О1 не нарушают, так как он не был лишен возможности лично принять участие в обсуждениях и высказать свою позицию по существу вопросов экологической безопасности.
Как следует из норм действующего законодательства, по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статья 46 Конституции Российской Федерации статьи 3 и 4, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административным истцом не приведены доводы о нарушении его прав, свобод и законных интересов оспариваемым нормативно-правовым актом. Отсутствие регламента выступления в оспариваемом нормативно-правовом акте само по себе не свидетельствует, что его нормы нарушают права, интересы граждан. Более того, регламент выступлений, порядок голосования могут быть урегулированы в других документах в рамках проведения конкретных общественных обсуждений (слушаний).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец Ф.И.О1 обжалует Порядок, датированный ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ с нарушением трехмесячного срока обращения в суд, установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд находит несостоятельным утверждения Ф.И.О1 о том, что об оспариваемом порядке ему стало известно от заинтересованного лица Ф.И.О8 в июле 2021 года, поскольку административным ответчиком представлены достоверные доказательства о том, что обжалуемый Порядок был опубликован в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ и размещен на официпальном сайте администрации <адрес> во вкладке «Нормативная база»- «Официальное опубликование».
При этом согласно части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание то, что Ф.И.О1 пропустил срок обращения с административным исковым заявлением в суд, надлежащих доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска этого срока, не представил, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с частями 3, 8 статьи 219 КАС РФ административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2021 года.
Судья М.В. Норкина