К делу № 2а-2106/2021
УИД:23RS0002-01-2021-002785-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район город Сочи 16 апреля 2021 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Полетаевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «ГОСТСТРОЙ» о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Центральный банк Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу «ГОСТСТРОЙ» о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ».
В обосновании своего заявления административный истец указала, что на основании пункта 12 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями, в связи с чем, Кредитный потребительский кооператив «Финансовое решение» (ИНН №, ОГРН №) (КПК «ГОСТСТРОЙ») является организацией, поднадзорной Банку России. В соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «ГОСТСТРОЙ» (ИНН №, ОГРН №) является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Председателем правления Кооператива является ФИО1. Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Федерального закона № 190-ФЗ. Южным ГУ в ходе надзорных мероприятий в отношении кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ» установлены следующие нарушения: пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190- ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ): КПК «ГОСТСТРОЙ» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 25.01.2021 № Т3-2-11/1433. В установленный предписанием срок информация и документы от Кооператива не поступили. Направлено уведомление о неисполнении предписания от 05.02.2021 № Т3-2-11/2720; КПК «ГОСТСТРОЙ» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 20.11.2020 № Т3-2-11/29232. В установленный предписанием срок информация от Кооператива не поступила. Направлено уведомление о неисполнении предписания от 27.11.2020 № Т3-2-11/29863; КПК «ГОСТСТРОЙ» направлен запрос Банка России о предоставлении отчетности от 02.12.2020 № Т128-99-2/41865. В установленный запросом срок отчет от Кооператива не поступил. Направлено уведомление о неисполнении запроса от 18.12.2020 № Т128-99- 2/43790; пункта 3 Указания Банка России от 13.01.2017 № 4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами», так как не представил в Банк России отчет об операциях с денежными средствами за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года. В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ за неоднократные нарушения КПК «ГОСТСТРОЙ» Федерального закона № 190-ФЗ и нормативных актов Банка России, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Просит суд ликвидировать кредитный потребительский кооператив «ГОСТСТРОЙ» (ИНН №, ОГРН №). Возложить обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ» на его учредителей (участников). Установить срок для осуществления связанных с ликвидацией действий – 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания дела уведомлен, согласно ходатайства просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания дела уведомлен, причин неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, согласно ходатайства от 06.04.2021 г. просил рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «ГОСТСТРОЙ» о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ» являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, размещённой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), КПК «ГОСТСТРОЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) является действующим юридическим лицом. Сведения о добровольной ликвидации либо исключении Кооператива из ЕГРЮЛ отсутствуют. Председателем правления Кооператива является ФИО1.
На основании пункта 12 статьи 76.1 Федерального закона № 86-ФЗ лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями, в связи с чем, Кредитный потребительский кооператив «Финансовое решение» (ИНН №, ОГРН №) (КПК «ГОСТСТРОЙ») является организацией, поднадзорной Банку России.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными кооперативами требований Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 Федерального закона № 190-ФЗ.
Южным ГУ в ходе надзорных мероприятий в отношении кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ» установлены следующие нарушения:
пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190- ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ):
КПК «ГОСТСТРОЙ» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 25.01.2021 №. В установленный предписанием срок информация и документы от Кооператива не поступили. Направлено уведомление о неисполнении предписания от 05.02.2021 №
КПК «ГОСТСТРОЙ» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 20.11.2020 № Т3-2-11/29232. В установленный предписанием срок информация от Кооператива не поступила. Направлено уведомление о неисполнении предписания от 27.11.2020 №
КПК «ГОСТСТРОЙ» направлен запрос Банка России о предоставлении отчетности от 02.12.2020 №. В установленный запросом срок отчет от Кооператива не поступил. Направлено уведомление о неисполнении запроса от 18.12.2020 № Т128-99- 2/43790;
2) пункта 3 Указания Банка России от 13.01.2017 № 4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами», так как не представил в Банк России отчет об операциях с денежными средствами за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года.
В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ за неоднократные нарушения КПК «ГОСТСТРОЙ» Федерального закона № 190-ФЗ и нормативных актов Банка России, Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях:
а) неисполнения кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок;
б) осуществления кредитным кооперативом деятельности, запрещенной Федеральным законом № 190-ФЗ;
в) неоднократного нарушения кредитным кооперативом Федерального закона № 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;
г) нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Ликвидация кредитного кооператива осуществляется по правилам, установленным статьей 10 Федерального закона № 190-ФЗ, а также в соответствии с положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующими ликвидацию юридического лица.
На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 61 части первой ГК РФ требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 61 части первой ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица указываются, в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.
В связи с отказом Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (письмо от 08.07.2019 №) в предоставлении расширенной выписки из ЕГРЮЛ в отношении ответчика, Южное ГУ Банка России не имеет возможности установить сведения о надлежащих ответчиках – учредителях Кооператива, поскольку выписка из ЕГРЮЛ, размещенная на сайте Федеральной налоговой службы не содержит информации об учредителях кооператива.
Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок ежегодных сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации некоммерческой организации, в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
В соответствии с подпунктом 74 пункта 6 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 года № «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> уполномочено обращаться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Судом истребовано у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю выписка из ЕГРЮЛ в отношении КПК «ГОСТСТРОЙ», содержащая сведения об учредителях кооператива, адресах их регистрации в целях привлечения их к участию в деле в качестве ответчиков.
По запросу суда инспекция сообщила следующее:
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — ЕГРЮЛ и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с Приказом УФНС России по Краснодарскому краю от 18.02.2016 № @ «О передаче функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств, в Межрайонную ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю», на Инспекцию возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Регистрация КПК в качестве юридического лица осуществлена регистрирующим органом 10.06.2020 на основании представленных документов.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, КПК является действующим юридическим лицом. В процессе реорганизации не находится.
Основным видом деятельности КПК является деятельность по финансовой взаимопомощи. Физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является ФИО1 (ИНН №).
Порядок реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
На основании ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 19 Федерального закона № 7-ФЗ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ГК РФ. в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
Исходя из положений ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ, обязанность по ликвидации юридического лица возложена на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Согласно пп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения о юридическом лице:
сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью
сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.
При этом исходя из положений ст. 1 п. 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков).
Исходя из вышеуказанного следует, что ЕГРЮЛ не содержит сведения об учредителях КПК, так как участие в данном юридическом лице в первую очередь основано на членстве. Следовательно, единственным физическим лицом, которое возможно установить и на которое возможно возложить обязанность по ликвидации, является ФИО1.
Статья 4 Федерального закона № 129-ФЗ устанавливает, что ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (ст. 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Таким образом, доводы, изложенные административным истцом, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
При таком положении, суд считает, что административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «ГОСТСТРОЙ» о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ», подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 179 – 180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу «ГОСТСТРОЙ» о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ», – удовлетворить.
Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «ГОСТСТРОЙ» (ИНН №, ОГРН №).
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «ГОСТСТРОЙ» на его учредителей (участников).
Установить срок для осуществления связанных с ликвидацией действий – 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-