ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2109/2022 от 26.07.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-2109/2022

91RS0024-01-2022-001915-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2022 года г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием истца – ФИО1, ее представителя – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта Республики Крым о признании решения незаконным, заинтересованные лица: Департамент муниципального контроля администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) с требованием признать незаконными и отменить постановление Администрации от 21.01.2022 года №69-п «О приведении ФИО1 земельного участка в первоначальное состояние путем демонтажа (сноса) двухуровневого некапитального металлического каркаса, некапитального металлического ограждения, расположенных по адресу: », заключение комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 28.12.2021 года №191. В обоснование своих требований истец указала, что ей принадлежит на праве собственности квартира площадью 17,4 кв.м., расположенная по адресу: . На придомовой территории многоквартирного дома имеется сарай лит.Х, который находится в ее (истца) пользовании. По согласованию с обслуживающей организацией она начала ремонт стен и крыши сарая с заменой старого аварийного материала на новый. Основания для принятия решения о сносе сарая у Администрации, по мнению истца, не имелось.. За защитой своих имущественных прав истец вынуждена обратиться с настоящим иском в суд.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент муниципального контроля администрации города Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 поддержали иск, просили суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик и заинтересованные лица, надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, а также материалы инвентаризационного дела №3571/2478/2376, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Установлено, что истцу ФИО1 принадлежит на праве собственности квартира площадью 17,4 кв.м., расположенная в многоквартирном доме по адресу: , кадастровый , на основании договора купли-продажи от 07.06.2019 года.

В пользовании ФИО1, согласно техническому паспорту на квартиру, находится сарай лит.Х1, расположенный на придомовой территории многоквартирного дома.

17.12.2021 года членами рабочей группы администрации города Ялта по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: . В ходе обследования установлено, что на земельном участке возведены двухуровневый некапитальный металлический каркас ориентировочной площадью 30 кв.м. с крышей из металлопрофиля, некапитальное металлическое ограждение из сетки-рабицы. Собственником указанных объектов является ФИО1 Параметры некапитального металлического каркаса превышают параметры ранее находившегося на участке сарая лит.Х1, увеличен чердак на уровень этажа, увеличена длина объекта. Фактически конструкция является новым сооружением. Земельный участок, на котором расположены нестационарные объекты, находится в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Разрешительная документация на возведение нестационарных объектов не выдавалась. В этот же день членами рабочей группы составлен акт обследования нестационарного объекта №19-10/349.

На основании акта обследования Комиссия по демонтажу (сносу) нестационарных объектов, размещенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым вынесла заключение от 28.12.2021 года №191. Комиссия пришла к выводу, что нестационарные объекты размещены неправомерно, на муниципальном земельном участке, без согласования с органом местного самоуправления; нестационарные объекты подлежат демонтажу (сносу) в соответствии со статьей 60 ЗК РФ, с учетом требований, содержащихся в постановлении Совета министров Республики Крым от 23.05.2017 года №275 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 года №465».

Оспариваемым постановлением Администрации от 21.01.2022 года №69-п ФИО1 предписано демонтировать (снести) двухуровневый некапитальный металлический каркас и некапитальное металлическое ограждение, привести земельный участок в первоначальное положение в течение 5 рабочих дней с момента извещения. Этим же постановлением уполномоченному органу по демонтажу (Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации) поручено осуществить принудительный демонтаж (снос) нестационарного объекта по истечении срока, предоставленного его собственнику для добровольного исполнения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, отнесено, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением; осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа.

Пунктами 1, 2 статьи 60, статьей 76 ЗК РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают и допускают защиту гражданских прав путем самозащиты права, то есть возможность устранения нарушения без обращения в суд.

Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления как субъект права собственности на земли муниципального образования может осуществлять защиту данного права от нарушений, связанных с самовольным размещением некапитальных объектов. Защита нарушенного права возможна в форме самозащиты, путем освобождения земельного участка от самовольно размещенного некапитального объекта. В порядке самозащиты орган местного самоуправления вправе принять муниципальный правовой акт индивидуального (ненормативного) характера с требованием об устранении нарушений земельного законодательства.

В соответствии со статьей 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (принят решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1, далее – Устав), Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

Статьей 48 Устава предусмотрено, Администрация осуществляет предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 26.12.2019 года N 6 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила благоустройства).

Согласно Правилам благоустройства (в редакции на дату вынесения оспариваемого постановления) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация объектов, элементов благоустройства (в том числе некапитальных нестационарных сооружений), осуществляются на основании разработанного заинтересованным лицом и согласованного в установленном порядке проекта благоустройства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2.1.1).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее – Порядок).

Пунктом п.1.1 Порядка предусмотрено, что под неправомерно размещенными нестационарными объектами следует понимать, в частности нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, в том числе при прекращении действия ранее оформленных таких документов, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.

Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1-3.3, 3.5 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом (орган муниципального образования, наделенный муниципальным правовым актом полномочиями по выявлению неправомерно размещенных нестационарных объектов) при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.

Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акта обследования Уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в Комиссию.

Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта.

В случае вынесения заключения Комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).

Аналогичные нормы содержатся в Положении о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденном Постановлением администрации г. Ялта Республики Крым от 06.04.2020 N 843-п.

В рассматриваемом деле судом установлено, что двухуровневый некапитальный металлический каркас и некапитальное металлическое ограждение были возведены истцом ФИО1 самовольно, на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, без согласования с органом местного самоуправления.

При таких обстоятельствах у Администрации были законные основания для принятия оспариваемого ненормативного акта о демонтаже (сносе) указанных нестационарных объектов.

Процедура принятия решения о внесудебном демонтаже (сносе) нестационарных объектов соблюдена: рабочей группой составлен акт о выявлении неправомерно размещенных нестационарных объектов; комиссией вынесено заключение о наличии оснований для демонтажа (сноса) нестационарных объектов; органом местного самоуправления принято решение о демонтаже (сносе) нестационарных объектов с предоставлением срока для осуществления сноса в добровольном порядке. Решение о демонтаже (сносе) нестационарных объектов опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.

Таким образом, постановление Администрации от 21.01.2022 года №69-п является законным и обоснованным.

Довод истца ФИО1 о том, что она осуществляла ремонт сарая лит.Х1, который находился в ее пользовании, является несостоятельным. Как следует из акта обследования и фотоматериала, представленных суду органом муниципального контроля, истец произвела демонтаж сарая лит.Х1 и возвела на его месте некапитальный металлический каркас. Параметры нового сооружения превышают параметры сарая лит.Х1, установленные в ходе инвентаризации, в части этажности (2 и 1 этаж соответственно) и площади застройки (30 кв.м и 13,5 кв.м. соответственно). Разрешение на размещение указанного объекта на муниципальном земельном участке орган местного самоуправления не выдавал.

В соответствии со ст.111 КАС РФ суд оставляет судебные расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 03 августа 2022 года.