ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/19 от 07.02.2019 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2а-210/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2019 года г. Усть-Джегута

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи – Айбазовой И.Ю.,

рассмотрев в помещении Усть-Джегутинского районного суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании бездействия администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившегося в непринятии мер к приведению постановления от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия» в соответствие с изменениями, внесенными Федеральными Законами от 01.07.2017 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений», от 28.12.2017 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации» в статьи 13.1, 15 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным, и возложении обязанности устранить указанные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации к администрации Усть-Джегутинского городского поселения о признании бездействия администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившегося в непринятии мер к приведению постановления от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия» в соответствие с изменениями, внесенными Федеральными Законами от 01.07.2017 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений», от 28.12.2017 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации» в статьи 13.1, 15 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным, и возложении обязанности устранить указанные нарушения.

Иск обоснован тем, что Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой во исполнение требований приказа прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 22.09.2015 №167 «О порядке осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики» проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции органами местного самоуправления. В ходе настоящей проверки проведен мониторинг нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района в названной сфере. Установлено, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения до настоящего времени не приведено в соответствие с изменениями, внесенными в июле и декабре 2017 года в федеральное законодательство постановление от 25.11.2014 №364 «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия». Совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией является обязанностью органа местного самоуправления, в полномочия которого входит принятие муниципальных правовых актов (статья 7 и пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 муниципальные правовые акты, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Таким образом, бездействие администрации поселения, выразившееся в непринятии мер по приведению вышеуказанного нормативного правового акта - постановления администрации Усть-Джегутинского городского поселения, в соответствие с федеральным законодательством, свидетельствует о не проведении органом местного самоуправления деятельности, направленной: на повышение эффективности противодействия коррупции, на ведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, на принятие законодательных и иных мер для установления единых требований по привлечению муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за несоблюдение им обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Административный истец обратился с ходатайством о рассмотрении дела в упрощенном (письменном) порядке в его отсутствие.

Административному ответчику, в порядке ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом было направлено определение о подготовке к рассмотрению административного дела с указанием на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и установлен десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения упрощенного порядка. Возражения относительно применения упрощенного (письменного) производства от администрации Усть-Джегутинского городского поселения не поступили. Кроме того, от представителя административного ответчика – главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения в суд поступило ходатайство, в котором он просит о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, особенности упрощенного (письменного) производства, предусмотренные статьей 292 КАС РФ, ему разъяснены и понятны.

На основании указанных норм административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания, в порядке части 1 статьи 291 КАС РФ, когда всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Суд, изучив материалы дела, считает административные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, наделяет государственные органы, должностных лиц, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В силу положений статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.07.2017 №132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» статья 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дополнена частью 3. Из содержания которой следует, что сведения о применении к лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом (органом местного самоуправления), в котором это лицо замещало соответствующую должность, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 3 Федерального закона от 28.12.2017 №423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации» статья 15: «Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия» Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст.6228; 2017, № 27, ст.3929) изложена в следующей редакции: 1. Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

2.Реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Сведения о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключаются из реестра в случаях:

1) отмены акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

2) вступления в установленном порядке в законную силу решения суда об отмене акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

3) истечения пяти лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр сведений о лице, уволенном в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения;

4) смерти лица, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

4. Включение в реестр сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, исключение из реестра сведений о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, размещение реестра на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2018 года.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Постановлением Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения от 25.11.2014 № 364 «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия», в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также руководствуясь статьями 35 и 37 Устава Усть-Джегутинского городского поселения, утвержден Порядок увольнения в связи с утратой доверия. Настоящее постановление размещено на официальном сайте администрации Усть-Джегутинского городского поселения.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты, проведенной Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой проверки, исполнения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции органами местного самоуправления.

В ходе проверки установлено, что администрацией Усть-Джегутинского городского поселения постановление от 25.11.2014 № 364 «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия» не приведено в соответствие, в связи с изменениями и дополнениями в ФЗ, внесёнными в июле и декабре 2017 года.

Доказательств о приведении вышеуказанного постановления, в соответствие с изменениями, внесёнными Федеральными законами от 01.07.2017 №132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений», от 28.12.2017 №423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» в статьи 13.1,15 Федерального закона от 25.12.2008 №273 – ФЗ «О противодействии коррупции», суду административным ответчиком не представлено.

Объяснения представителя административного ответчика – главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения о том, что в постановление администрации Усть-Джегутинского городского поселения 25.11.2014 № 364 «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия», в связи с вынесенным Федеральным законом от 01.07.2017 №132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений», Федеральным законом от 28.12.2017 №423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст.ст. 13.1, 15 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», изменения не вносились, в виду отсутствия в этом необходимости, суд считает не состоятельными, поскольку не освобождает администрацию Усть-Джегутинского городского поселения как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования от выполнения возложенных законом полномочий и решения вопросов местного значения.

Учитывая изложенное, суд, считает требования прокурора верными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.

По правилам статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая мнение административного истца, изложенное в требовании административного иска, исполнение администрациями муниципальных образований обязательств, а также необходимость определенного периода времени для устранения выявленных нарушений, отсутствие в материалах дела доказательств необходимости большего времени для устранения нарушений, суд считает возможным установить срок исполнения административным ответчиком возложенной судом обязанности - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая, что судом административному ответчику дается один месяц для исполнения возложенной судом обязанности, суд полагает, что административному ответчику необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое является административным истцом по настоящему административному делу, в течение одного месяца после истечения одного месяца, данного судом административному ответчику для исполнения возложенной судом обязанности.

В соответствии со статьей 103 КАС РФ, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сбора.

Согласно пункту 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи с чем, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 14, 175-180, 290-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Усть-Джегутинского межрайонного прокурора к администрации Усть-Джегутинского городского поселения - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Усть-Джегутинского городского поселения, выразившееся в непринятии мер к приведению постановления от 25.11.2014 № 364 «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия» в соответствие с изменениями, внесенными Федеральными законами: от 01.07.2017 №132 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений»; от 28.12.2017 №423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» в статьи 13.1,15 Федерального закона от 25.12.2008 №273 – ФЗ «О противодействии коррупции», незаконным.

Возложить на администрацию Усть-Джегутинского городского поселения обязанность, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, привести постановление от 25.11.2014 № 364 «Об утверждении Порядка увольнения в связи с утратой доверия» в соответствие с изменениями, внесенными Федеральными законами: от 01.07.2017 №132 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений»; от 28.12.2017 №423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений» в статьи 13.1,15 Федерального закона от 25.12.2008 №273 – ФЗ «О противодействии коррупции».

Об исполнении настоящего судебного решения административному ответчику необходимо сообщить Усть-Джегутинскому районному суду Карачаево-Черкесской Республики и Усть-Джегутинскому межрайонному прокурору, в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова