Дело ...а-210/2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2020 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Котлярова М.Е.,
с участием административного ответчика У.И.Ш.,
при секретаре Новиковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ставропольскому краю к У.И.Ш. о взыскании задолженности по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Ставропольскому краю обратилась в Степновский районный суд с административным исковым заявлением к У.И.Ш. о взыскании задолженности по налогам и пеням, указывая, что У.И.Ш. не выполнил свою обязанность по уплате налогов, предусмотренную статьей 57 конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям органов, осуществляющих кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственную регистрацию прав на транспортные средства, налогоплательщик владеет (владел) на праве собственности следующими объектами налогообложения:
- Бойня ...
- Сторожка, ...
- Земельный участок, ...
- Земельный участок, ...
- Автомобили грузовые, ...
- Автомобили легковые, ...
- Автомобили грузовые, ...
В отношении налогоплательщика исчислен налог за 2017 год на недвижимое имущество:
- ... в сумме – 96 472 рублей;
- ... в сумме - 940 рублей.
В отношении налогоплательщика исчислен земельный налог за 2017 год:
- на земельный участок ... в сумме – 1 701 рублей.
На основании ст. 362 НК РФ, в отношении налогоплательщика исчислен транспортный налог за 2017 год:
- на автомобиль ... в сумме – 560 рублей;
- на автомобиль ... в сумме – 2 400 рублей.
В адрес У.И.Ш. направлено налоговое уведомление о необходимости уплатить исчисленную сумму в установленный законодательством срок. Однако в нарушение законодательства налоги налогоплательщиком не уплачены, в связи с чем налоговым органом начислены пени на имеющуюся сумму недоимки.
Пени определяются в процентах от суммы налога за каждый день просрочки платежа. Процентная ставка принимается равной 1/300 действовавшей в то время учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В связи введением процедуры наблюдения от 16.01.2019г. и имевшейся просрочкой уплаты сумм пеней по вышеуказанным налогам, должнику были начислены проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства: по транспортному налогу в сумме - 529 рублей 15 копеек, налогу на имущество в сумме – 6222 рубля 50 копеек,земельному налогу в сумме – 7880 рублей 49 копеек.
В установленный законом срок (статья 70 НК РФ) в адрес должника направлялись требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа с указанием срока для добровольного погашения задолженности.
Налогоплательщиком вышеуказанное требование оставлено без исполнения.
Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд .... Вынесенный судебный приказ от 20.05.2020г. отменен определением от 05.06.2020г. на основании представленного налогоплательщиком возражения, в котором он просит отменить судебный приказ.
Однако по состоянию на 30.07.2020г. налогоплательщик имеет задолженность по неисполненным требованиям в размере – 43 861 рубль 31 копейку.
Просит суд взыскать с У.И.Ш., задолженность по:
- Транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 712 рублей 42 копейки, проценты в размере - 529 рублей 15 копеек.
- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пеня в размере – 14669 рублей 89 копеек, проценты в размере – 6222 рубля 50 копеек.
- Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пеня в размере 13846 рублей 86 копеек, проценты в размере – 7880 рублей 49 копеек.
На общую сумму - 43861 рубль 31 копейку.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 1 по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом, извещенной о судебном заседании в суд не явилась, об отложении разбирательства по существу не ходатайствовала, сведения о причинах неявки не представлены, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 289 КАС РФ, согласно которой, неявка в судебное заседание участников процесса, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
В судебном заседании административный ответчик У.И.Ш. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска. Представил возражения на административный иск, из содержания которых следует, что налоговая инспекция не приняла во внимание тот факт, что он является предпринимателем и состоит на учете в специальном налоговом режиме, как плательщик ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог), согласно п.3 ст. 346.1, п. 3 ст. 346.11 НК РФ он освобожден от налога на имущество, используемого, для предпринимательской деятельности, и в связи с невозможностью использования данного имущества в личных целях. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме, и выводы суда основаны на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно статье 57 Конституции РФ, статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. При этом обязанность по уплате налога прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога (ст. 44 НК РФ). Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога (ст. 45 НК РФ). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке предусмотренном НК РФ.
Таким образом, обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства.
Судом установлено, что согласно сведениям Межрайонной ИФНС № 1 по СК за У.И.Ш. имеется задолженность по налоговым платежам за 2017 год на недвижимое имущество:
- бойня, ... в сумме - 96472 рубля;
- сторожка, ... в сумме - 940 рублей;
- на земельный участок ... в сумме – 1 701 рубль.
Транспортный налог за 2017 год:
- на автомобиль ... в сумме -560 рублей;
- на автомобиль ... в сумме – 2 400 рублей.
Как следует из материалов дела инспекцией в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление ... от 28.08.2018г. с указанными в них сроками уплаты. В установленный срок суммы налогов, налогоплательщиком не уплачены, в связи с чем, в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом начислены пени на имеющуюся сумму недоимки.
Установлено, что согласно имеющимся в материалах дела требованиям об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) административный истец требовал от административного ответчика возврата всей суммы недоимки по налогу, задолженность по пеням и штрафам (л.д. 18,19). Однако указанные требования административным ответчиком оставлены без удовлетворения.
Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в мировой суд .... Вынесенный судебный приказ отменен определением мирового судьи от ... на основании представленного административным ответчиком возражения.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть во внесудебном порядке.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Налог на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», определяющим обязательные элементы налогообложения.
В силу статьи 1 Закона № 2003-1 плательщиками данного налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно статье 2 Закона № 2003-1, объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество.
Согласно ст. 5 Закона № 2003-1, налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственный технический учет.
Вместе с тем, индивидуальные предприниматели как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (статья 11 НК РФ) в качестве плательщиков налога на имущество физических лиц не определены.
Следовательно, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц, независимо от наличия у таких лиц статуса предпринимателя, должно производиться в порядке статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что физическое лицо как плательщик налога на имущество имеет при этом статус индивидуального предпринимателя, не изменяет подведомственности спора о взыскании недоимки по этому налогу.
Доводы административного ответчика о наличии налоговой льготы на имущество используемое в предпринимательских целях, суд считает необоснованными, принятию судом во внимание не подлежат.
Частью 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов налогообложения, на которые предоставляется налоговая льгота.
Кроме того, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявления о предоставлении налоговой льготы, а также, вправе предоставить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Абзацем 3 части 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уплата индивидуальными предприниматели, являющимися налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
В соответствии с частью 5 статьи 23 Гражданского кодекса РФ Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Установлено, что ответчик - У.И.Ш. зарегистрирован в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей с 25.01.2007г. (подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации КФХ (л.д. 53).
Установлено, что в нарушение главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса РФ У.И.Ш. не предоставлены налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу за 2016-2019 гг., что не даёт возможность подтвердить фактическое соответствие заявленного У.И.Ш. вида деятельности ЕСХН, условиям его применения установленными согласно ст. 346.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в связи с чем нет основания в предоставлении льготы по налогу на имущество.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание, что требования налогового органа по взысканию с ответчика задолженности законны и обоснованы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 178-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ставропольскому краю к У.И.Ш. о взыскании задолженности по налогам и пеням - удовлетворить.
Взыскать в доход государства с У.И.Ш. задолженность по налоговым платежам:
начисленные на транспортный налог с физических лиц: пени в размере - 712 (семьсот двенадцать) рублей 42 копейки, проценты в размере – 529 (пятьсот двадцать девять) рублей 15 копеек;
начисленные на налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: пени в размере – 14669 (четырнадцать тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 89 копеек, проценты в размере – 6222 (шесть тысяч двести двадцать два) рубля 50 копеек;
начисленные на земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: пени в размере - 13846 (тринадцать тысяч восемьсот сорок шесть) рублей 86 копеек, проценты в размере – 7880 (семь тысяч восемьсот восемьдесят) рублей 49 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Степновский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья М.Е. Котляров