ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/20 от 30.10.2020 Кадомского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Кадом 30 октября 2020 года

Кадомский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Копейкина С.Н.,

рассмотрел в помещении суда р.п.Кадом Рязанской области в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело №2а-210/2020 по административному иску и.о.прокурора Кадомского района Рязанской области Белозёрова А.Н. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на антитеррористическую защищенность, а также обеспечение безопасности дорожного движения и содержание участка автомобильной дороги 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км., и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Кадомского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на антитеррористическую защищенность, а также обеспечение безопасности дорожного движения и содержание участка автомобильной дороги 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км., и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района во исполнение п.2 плана работы прокуратуры Кадомского района на 2 полугодие 2020 года проведена проверка исполнения законодательства безопасности дорожного движения и состояния автомобильных дорог.

В соответствии с п.п.1, 5, 6, 12 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 1 Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденном постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 №7 установлено, что министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области.

В силу пп.4 п.1 раздела 3 вышеуказанного положения к полномочиям министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог.

В соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11.09.2018 N431-р создано государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» путем его учреждения, целью деятельности которого является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения на территории Рязанской области.

Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 25.12.2018 №977-р автомобильная дорога 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км. передана с ДД.ММ.ГГГГ с баланса министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на баланс государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» на праве оперативного управления.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанности по содержанию дорог межмуниципального значения, расположенных на территории Рязанской области на государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».

Частью 2 ст.12 Федерального закона №196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч.3 ст.6 Федерального закона №196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017г. N1245-ст утвержден и введен в действие Государственный стандарт «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля ГОСТ Р 50597-2017».

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-2017, настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Подпунктом 6.9.1 пункта 6.9 «Стационарное электрическое освещение» ГОСТ Р 50597-2017, установлено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007г. N270-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 52766-2007, стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В силу требований п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 г. N 783).

Согласно п.4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

Таким образом, организация освещения участков автомобильных дорог, находящихся на балансе министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области является обязанностью Министерства, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Данная обязанность напрямую возложена нормами федерального законодательства на министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует освещение на автомобильной дороге 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км.

Таким образом, отсутствие освещения на указанном участке автомобильной дороги, свидетельствует о нарушении министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области требований федерального законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем, не обеспечивается безопасность дорожного движения и нарушаются права неопределенного круга лиц.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) подразумевается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее – Требования), которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.

Согласно п.п.30 п.6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: оснащать объект транспортной инфраструктуры I, II и III категорий в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мостовой переход через р.Мокша не оснащен видеонаблюдением.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

Согласно положениям статей 18, 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием, каждому гарантируется защита его прав.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ определено, что защиту нарушенных прав осуществляет суд.

В силу ст.35 Федерального закона от 17.01.1992г. N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением регламентировано ч.1 ст.39 КАС РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного и.о. прокурора Кадомского района просил признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» по непринятию мер, направленных на антитеррористическую защищенность, а также обеспечение безопасности дорожного движения и содержанию участка автомобильной дороги 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км. и обязать государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области»:

- оборудовать автомобильную дорогу «61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р. Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км, освещением в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и видеонаблюдением в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N 924. В соответствии со ст.187 КАС РФ установить административному ответчику разумный срок для совершения указанных действий.

ДД.ММ.ГГГГ суд поступило ходатайство прокурора Кадомского района Денисова Е.И. о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» Королев С.В. в направленном в суд письменном отзыве просил данное дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, при этом пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007г. №184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога мостовой переход через реку Мокша в рабочем поселке Кадом с идентификационным номером 61 ОП МЗ 61Н-745 в Кадомском районе Рязанской области, есть автодорога общего пользования межмуниципального значения, находится в собственности Рязанской области и в соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018г. №431-р, Приказами министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.18г. №1115-р и от 25.12.2018г. №977-р в оперативном управлении государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с нормами статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета, по исполнению установленных полномочий, недопустимо.

В статье 3 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст.10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения.

Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Законом Рязанской области от 21.12.2019г. №69-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013г. №358 (с учетом изменений и дополнений) не предусмотрено финансирование работ по строительству, в том числе проектированию освещения, видеонаблюдения на автомобильной дороге мостовой переход через реку Мокша в рабочем поселке Кадом.

В рамках реализации Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Рязанской области «ДДРО» был заключен государственный контракт на оказание услуг по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры ГКУ Рязанской области «ДДРО» подразделениями транспортной безопасности Исполнителем по данному контракту является ООО «МАКС Дорожное строительство - Транспортная безопасность».

За период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время судебными органами Рязанской области было вынесено более 100 решений по административным исковым заявлениям районных прокуроров об обязании министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Рязанской области.

Для исполнения решений судов ГКУ Рязанской области «ДДРО» необходимо дополнительно 1 032 300,00 рублей, о чем ДД.ММ.ГГГГ. министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области было направлено обращение в Минфин Рязанской области на выделение дополнительного финансирования, однако на сегодняшний день дополнительных финансовых средств не выделено.

На основании вышеизложенного, представитель ответчика считает, что дело может быть прекращено на основании факта обращения руководителя уполномоченного исполнительного органа субъекта федерации уполномоченного с сфере автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (Минтранс Рязанской области) на выделение дополнительных ассигнований из бюджета Рязанской области на осуществление устройства освящения автомобильных дорог в Рязанской области т.е. уставных задач ГКУ Рязанской области «ДДРО» и отказа Минфина Рязанской области в выделении данных средств.

При этом представитель ответчика Королев С.В. сообщил, что продолжительность выполнения проектно-изыскательских и подрядных работ по оборудованию стационарными источниками электрического освещения автомобильной дороги мостовой переход через реку Мокша в рабочем поселке Кадом с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н- 745 проходящих через населенные пункты р.п.Кадом, в Кадомском районе Рязанской области, с учетом всех необходимых мероприятий, составляет 26 мес. с момента открытия финансирования, согласно расчету:

Внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» требует до 3-х месяцев.

Согласно ст.ст.42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на линейные объекты требуется разрабатывать проекты планировки территории (ППТ) и проекты межевания территории (ПМТ). Срок разработки ППТ и ПМТ составляет 6 (шесть) месяцев.

В соответствии с проектами - аналогами срок выполнения проектно - изыскательских работ по устройству электроосвещения составляет 6 (шесть) месяцев.

Экспертиза проекта до 2-х месяцев (Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

5. При наличии проектной документации и открытия финансирования на устройство освещения, продолжительность подрядных работ по объектам - аналогам составляет 3 (три) месяца.

Кроме указанных сроков, требуется не менее 2-х месяцев на проведение торгов для разработки ППТ и ПМТ, не менее 2-х месяцев на выполнение проектно-изыскательских работ и не менее 2-х месяцев на выполнение подрядных работ по устройству освещения.

В соответствии с ч.4 ст.6 КАС РФ административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляется в разумный срок.

На основании вышеизложенного, просил в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия и об обязании государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» выполнить работы по оборудованию стационарными источниками электрического освещения и видеонаблюдением автомобильной дороги мостовой переход через реку Мокша в рабочем поселке Кадом с идентификационным номером 61 ОП М3 61Н-745 проходящих через населенные пункты р.п.Кадом Кадомского района Рязанской области - отказать.

Представитель третьего лица - министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области - министр Решетник В.А. в направленном в суд письменном отзыве также просил дело рассмотреть в отсутствие представителя министерства, пояснив по существу заявленных административных исковых требований, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 №184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом» идентификационный номер 61 ОП М3 61Н-745 автодорога общего пользования регионального значения, находится в собственности Рязанской области и в оперативном управлении ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» (далее - Учреждение).

Государственное имущество Рязанской области - автомобильные дороги, в том числе и автодорога «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом» передано в оперативное управление ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» в соответствии с приказами министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1115-р и от 25.12.2018 №977-р.

Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» создано с целью реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области в соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 года №431-р. Таким образом права и обязанности Минтранса Рязанской области в этой части переданы Учреждению.

Для реализации переданных полномочий Учреждению, в силу пункта 7 распоряжения Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018 №431-р, главы III Устава, финансирование Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Рязанской области об областном бюджете на финансовый год и плановый период министерством.

Руководствуясь пунктом 1 части 3 раздела II Устава Учреждение готовит предложения по разработке государственных программ в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области.

В силу пункта 33 части 3 раздела II Устава Учреждение выполняет в установленном законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Рязанской области порядке функции заказчика по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, финансируемых за счет федерального и областного бюджетов, а также функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности Учреждения.

В соответствии с частью 7 раздела 1 Устава Учреждение выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 17 вышеуказанного закона установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Кроме того, по смыслу части 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В целях определения соответствия дорог этим требованиям, владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года №150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением (пункт 3 Порядка). Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (пункт 5 Порядка). Указанный Приказ министерства транспорта Российской Федерации вступил в силу 26 февраля 2010 года.

В соответствии с распоряжением министерства транспорта Российской Федерации от 03 октября 2002 года № ИС-840-р с 15 октября 2002 года применяется ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог».

Согласно 4.1.6 указанных Правил по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выделяют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и руководствуясь, «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортноэксплуатационного состояния до требуемого уровня.

Приказом министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 года №402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, которая предусматривает разграничение видов дорожных работ по земляному полотну и дорожным одеждам в зависимости от характера деформации и повреждений, их локализации, методов работы и других показателей.

Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (пункт 4.1.7 Правил).

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с нормами статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета, по исполнению установленных полномочий, недопустимо.

В статье 3 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст.10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения.

Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 года №928 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог», в случае, если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств областного бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог Рязанской области разрабатываются сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения работ по содержанию автомобильных дорог.

На основании вышеизложенного представитель третьего лица просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ч.7 ст.150 КАС РФ.

Изучив представленные в суд письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ (ред.03.07.2016 года) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ (ред.03.07.2016 года) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, в соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ (ред. от 07.06.2016 года) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с распоряжением Правительства Рязанской области от 11.09.2018 N431-р создано государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» путем его учреждения, целью деятельности которого является обеспечение реализации полномочий министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения на территории Рязанской области.

Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 25.12.2018 №977-р автомобильная дорога 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км передана с ДД.ММ.ГГГГ с баланса министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на баланс государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» на праве оперативного управления.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017г. N1245-ст утвержден и введен в действие Государственный стандарт «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля ГОСТ Р 50597-2017».

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-2017, настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

Подпунктом 6.9.1 пункта 6.9 «Стационарное электрическое освещение» ГОСТ Р 50597-2017, установлено, что средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. N270-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 52766-2007, стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

В силу требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 г. N783).

Согласно п.4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее – Требования), которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.

Согласно п.п.30 п.6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: оснащать объект транспортной инфраструктуры I, II и III категорий в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в нарушение п.6.9 ГОСТ Р 50597-2017, п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильной дороге 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом» протяженностью 1,6 км. отсутствует освещение, что усматривается из акта проверки исполнения законодательства безопасности дорожного движения и состояния автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ.

Пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования" предусматривает стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Кроме того, проведенной проверкой установлено также, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в нарушение действующего законодательства мостовой переход через р.Мокша рабочего поселка Кадом не оснащен видеонаблюдением, что усматривается из вышеуказанного акта от ДД.ММ.ГГГГ.

Несоответствие автомобильной дороги обязательным требованиям ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-2017, ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ №О противодействии терроризму» свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.

Доводы административного ответчика, заявленные в обоснование не признания иска о том, что предусмотренные законодательством обязанности по освещению и оснащению видеонаблюдением мостового перехода через р. Мокша рабочего поселка Кадом не исполнены, поскольку по результатам их обращения в Минфин Рязанской области на выделение дополнительного финансирования на сегодняшний день дополнительных финансовых средств не выделено, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

По вышеизложенным основаниям не могут быть приняты во внимание судом и доводы третьего лица - министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность привести вышеуказанную автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N924 - лежит на административном ответчике - Государственном казенном учреждении Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».

При этом суд считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления его в законную силу. Данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск и.о.прокурора Кадомского района Рязанской области Белозёрова А.Н. к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» по непринятию мер, направленных на антитеррористическую защищенность, а также обеспечение безопасности дорожного движения и содержанию участка автомобильной дороги 61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км.

Обязать государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» оборудовать автомобильную дорогу «61 ОП МЗ 61Н-745 «Мостовой переход через р.Мокша в рабочем поселке Кадом», протяженностью 1,6 км, освещением, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» и видеонаблюдением в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 N924 в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения в законную силу и сообщить в Кадомский районный суд и в прокуратуру Кадомского района о ходе исполнения решения суда в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд в срок не превышающий 15-ти дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.Н.Копейкин