ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/2021 от 25.10.2021 Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2021 года город Чита

Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Кущенко О.В., при секретаре судебного заседания Сумкиной А.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков – войсковой части и командира указанной воинской части ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-210/2021 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты>ФИО3 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия и не предоставлением дополнительных суток отдыха,

установил:

ФИО3 через своего представителя действующего на основании доверенности ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в должности командира войсковой части . На основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части .

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом, в связи с его увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части, был подан рапорт на имя командира войсковой части о предоставлении дополнительных суток отдыха в количестве 143 суток за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2020 году в период с 29 февраля по 2 апреля 2020 года переработка составила 472 часа – 59 суток отдыха, в 2021 году в период с 27 февраля по 15 апреля 2021 года переработка составила 672 часа – 84 суток отдыха. Кроме того, как следует из подсчетов привлечения ФИО3 к мероприятиям учений, выполнения обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, участия в мероприятиях хозяйственных дней, ликвидации лесных пожаров, на момент подачи рапорта суммарное привлечение ФИО3 к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2020-2021 годах составило 158 суток и 7 часов. Дополнительны сутки отдыха просил предоставить с ДД.ММ.ГГГГ. Однако решение по рапорту ФИО3 командиром войсковой части не принято. Также на момент исключения из списков личного состава воинской части ФИО3 не был обеспечен денежным довольствием в полном объеме.

Полагая действия командира войсковой части , связанные с исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием и не предоставлением дополнительных суток отдыха незаконными, административный истец просил суд признать их таковыми, обязав административного ответчика предоставить дополнительные сутки отдыха в количестве 158 суток, восстановить административного истца на военной службе в прежней должности, выплатить положенное денежное довольствие в полном объеме и единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере одного оклада денежного содержания за награждение государственной наградой Российской Федерации, а также выплатить компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

Для надлежащего рассмотрения дела в качестве административных ответчиков были привлечены войсковая часть и командир указанной воинской части, в качестве заинтересованных лиц, на стороне административного ответчика были привлечены Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Астраханской области»), Федеральное казённое учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ»).

Надлежащим образом извещённые о месте и времени судебного заседания административный истец и вышеуказанные административные ответчики и заинтересованные лица в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно с их участием, в связи с чем суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным провести судебное разбирательство в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, поддержав заявленные требования и, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении с учётом уточнения, просил его удовлетворить в полном объёме. При этом пояснил, что административный истец на основании приказов главнокомандующего Воздушно-космическими силами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в ходе организации и проведении учений, осуществляет непосредственное участие в данных мероприятиях, а также исполнял обязанности военной службы в выходные и праздничные дни, привлекался к участию в мероприятиях хозяйственных дней, ликвидации пожаров, в связи с чем ФИО3 на имя командира войсковой части был подан соответствующий рапорт о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за 2020 и 2021 года в количестве 158 суток. Кроме того, на момент исключения из списков личного состава воинской части административный истец не был обеспечен положенным денежным довольствием, а именно ему не был выплачен оклад денежного содержания за награждение государственной наградой Российской Федерации, а также за период с 1 по 9 октября 2021 года денежное довольствие выплачено без учета повышения окладов по воинской должности и воинскому званию.

Представитель административных ответчиков ФИО2 в суде заявленные требования не признал, и просил суд в их удовлетворении отказать. При этом пояснил, что командиром войсковой части в адрес войсковой части в 2020 и 2021 годах сведений о количестве дополнительных суток отдыха за привлечение ФИО3 к мероприятиям учений, выполнения обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, участие мероприятиях хозяйственных дней, ликвидации лесных пожаров сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не представлялось. Кроме того, приказов о привлечении ФИО3 к данным мероприятиям командиром войсковой части не издавалось, а также не давалось устных указаний о привлечении административного истца к указанным мероприятиям. Что касается издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 с военной службы, то данный приказ является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, так как при увольнении административного истца с военной службы были соблюдены все требования действующего законодательства, в связи с чем полагал, что оснований для удовлетворения морального вреда не имеется. Также представитель указал, что сведения по выплате денежного довольствия и соответствующих выплат были направлены в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» посредством системы «Алушта» 4 октября 2021 года, то есть за 5 суток до дня исключения административного истца из списков личного состава воинской части.

В письменных возражениях представитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ» по доверенности ФИО4 с требованиями ФИО3 не согласилась и полагала необходимым в их удовлетворении отказать, при этом указала, что на дату увольнения ФИО3 выплачено единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 7 окладов денежного содержания в сумме 352814 рублей. Дополнительный оклад денежного содержания в базе данных установлен и будет выплачен истцу в установленные сроки.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закона) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно приложению №2 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее – Положение) учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст.11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).

В соответствии с п. 25 Порядка деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 октября 2015 года №660 (далее – Порядок), учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведется в журнале по форме и в порядке в соответствии с приложением N 7 к настоящему Порядку.

В силу п. 2 приложения №7 Порядка ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставления им дополнительного времени отдыха, учет соответствующего времени ведется еженедельно. В случае малочисленности в подразделениях таких военнослужащих журнал ведется в структурных подразделениях воинской части. Учет времени привлечения командиров подразделений (структурных подразделений воинской части) к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и предоставленного им дополнительного времени отдыха ведется в журнале вышестоящих структурных подразделений воинской части. Учет такого времени командира воинской части ведется в журнале одного из структурных подразделений вышестоящей воинской части.

Как видно из выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО3 уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В соответствии с <данные изъяты> общую организацию, планирование, контроль подготовки и проведения учений осуществляют командования, управления, службы и самостоятельные отделы Главного командования ВКС. С этой целью они проводят, в том числе контроль качества работы руководства и личного состава центра боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил, вооружения, военной и специальной техники, созданию требуемой воздушной помеховой и мишенной обстановки, необходимых запасов горюче-смазочных материалов, материальных средств, размещению и питанию личного состава, прибывших на учения.

Для подготовки и проведения учения командиром, организующим учение, создается аппарат руководства, в состав которого входят: руководство учения, штаб руководства учения и посредники, а при проведении исследований – исследовательские группы. Персональный состав должностных лиц руководства учения, штаба руководства учения, посредников и исследовательских групп определяется руководителем учения, исходя из темы, целей, задач, количества этапов учения и их продолжительности, состава участников и особенностей района учения, и назначается от того управления (штаба), командир которого является руководителем учения. В отдельных случаях в состав руководства учения, посредников и исследовательских групп могут назначаться офицеры от войск (сил), не привлекаемых на учение, а также представители центра боевой подготовки и боевого применения Воздушно-космических сил (п. 17 Руководства).

В силу <данные изъяты>, начальник центра боевой подготовки (полигона) по отношении к военнослужащим, прибывшим на полигон, является старшим начальником и выполняет обязанности, предусмотренные Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ. В ходе подготовки и проведения третьего этапа учения он отвечает: за подготовку учебно-материальной базы к учению; за создание в ходе учения воздушной, мишенной и помеховой обстановки; за организацию и проведение учебных и боевых стрельб; за организацию и качество объективного контроля воздушной, радиоэлектронной обстановки, действий обучаемых войск силами и средствами полигона; за качество анализа и объективном предложений по оценке действий войск на третьем этапе учения и качества работы руководства учения и посредников по его подготовке и проведению; за своевременное представление отчетных документов по результатам учения непосредственному командиру.

Из материалов дела следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в адрес командира войсковой части был подан рапорт о предоставлении дополнительных суток отдыха в количестве 143 суток за привлечение последнего к исполнению обязанностей военной службе сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2020 году в период с 29 февраля по ДД.ММ.ГГГГ – 59 суток, в период с 27 февраля по ДД.ММ.ГГГГ – 84 суток, однако данный рапорт ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части оставлен без реализации, в виду отсутствия оснований для предоставления ФИО3 дополнительных суток отдыха не имеется.

Как видно из представленной войсковой частью копии журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни, сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечениях военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и представления им дополнительного времени отдыха, сведения о привлечении <данные изъяты> ФИО3 в 2020 и 2021 годах к данным мероприятиям сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в выходные и праздничные дни, в журнале отсутствуют.

Кроме того, согласно сообщению командира войсковой части изложенному в возражениях, на основании указаний <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о проведении учений в период с 29 февраля по ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о проведении учений в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, командиром войсковой части в 2020 и 2021 годах приказы о привлечении ФИО3 к мероприятиям учений, выполнения обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, участие мероприятиях хозяйственных дней, ликвидации лесных пожаров сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не издавались.

Анализируя изложенное, вопреки приведенным доводам представителя административного истца о привлечении ФИО3 к учениям проводимых на территории войсковой части в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также к выполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, участие в мероприятиях хозяйственных дней, ликвидации лесных пожаров, суд приходит к выводу о том, что административный истец в силу занимаемой должности фактически исполнял свои должностные обязанности.

Представленная в суд представителем административного истца ФИО1 копия журнала о привлечении ФИО3 к мероприятиям по исполнению обязанностей военной службе сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, который велся им в войсковой части и заполнялся по устному указанию самого административного истца, а также копии приказов командира войсковой части за 2020 и 2021 года о проведении различных мероприятий на территории указанной воинской части и военных городков, не может свидетельствовать о действительном привлечении ФИО3 к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности действий командира войсковой части , связанных с отказом в предоставлении ФИО3 158 дополнительных суток отдыха и в удовлетворении заявленных требований отказывает.

Рассматривая требования административного истца об исключении его из списков личного состава воинской части без обеспечения денежным довольствием, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 11 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Как видно выписки из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 полагается сдавшим дела и должность с ДД.ММ.ГГГГ с учётом предоставленных отпусков пропорционально прослуженному времени, и с этого же числа исключен из списков личного состава воинской части. При этом определено выплатить единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 8 (восьми) окладов денежного содержания (31 тарифный разряд) награжден государственной наградой Российской Федерации – медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Также из вышеуказанной выписки из приказа усматривается, что выслуга лет административного истца на момент исключения из списков личного состава воинской части составляет в календарном исчислении – 41 год 2 месяца 4 дня, в льготном исчислении – 53 года 5 месяцев 19 дней.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат» (далее – Закона) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В силу ч. 3 и 5 ст. 3 Закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, размер единовременных пособий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, увеличивается на один оклад денежного содержания.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2021 №772 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям с 1 октября 2021 года были повышены в 1,037 раза.

Как видно из расчётного листка за октябрь 2021 года, вопреки доводу представителя административного истца, административному истцу 1 октября 2021 года произведено начисление и выплата денежного довольствия с 1 по 9 октября 2021 года, а также единовременного пособия при увольнении с военной службы в размере 7 окладов денежного содержания, с учетом повышения окладов по воинской должности и воинскому званию, а также вместо вещевого имущества личного пользования выплачена денежная компенсация. Данные обстоятельства о поступлении денежных средств также подтверждаются выпиской по банковскому счету ФИО5

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 пояснил, что вещевым обеспечением на день исключения из списков личного состава воинской части административный истец обеспечен в полном объеме.

Как видно из скриншота личного кабинета ФИО3, административному истцу 4 октября 2021 года в базу данных СПО «АЛУШТА» командиром войсковой части дополнительно внесены сведения о выплате одного оклада единовременного пособия при увольнении с военной службы за награждение административного истца государственной наградой Российской Федерации – медаль ордера «За заслуги перед отечеством» II степени.

Таким образом, поскольку административному истцу на момент исключения из списков личного состава воинской части не было выплачено единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере одного оклада за награждение государственной наградой Российской Федерации – медаль ордера «За заслуги перед отечеством» II степени, то действия руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанные с несвоевременной выплатой данного пособия являются незаконными, а требования в данной части подлежащими удовлетворению путём возложения обязанности на руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», осуществляющего выплату денежного довольствия военнослужащим, выплатить ФИО3 единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере одного оклада за награждение государственной наградой Российской Федерации – медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Учитывая требования и нормы действующего законодательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый ФИО3 приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его из списков личного состава части, был издан во исполнение ранее изданного приказа об увольнении его с военной службы, в связи с чем у суда не возникает сомнений в обоснованности и законности действий командира войсковой части , исключившего ФИО3 из списков личного состава воинской части.

Поскольку приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с военной службы и приказ командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО3 из списков личного состава воинской части не были признаны незаконными, то оснований для восстановления административного истца в списках личного состава воинской части отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении данного требования надлежит отказать.

Поскольку исследованными в суде доказательствами установлено, что права административного истца со стороны командира войсковой части , связанные с его исключением из списков личного состава воинской части не нарушены, суд приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется.

Как предписано ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При этом к судебным расходам, согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ, относится, государственная пошлина.

Как усматривается из квитанции, административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.

В связи с частичным удовлетворением административного искового заявления в пользу ФИО3 на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ, понесённые им расходы по оплате государственной пошлины, подлежат возмещению ему с другой стороны.

Руководствуясь ст. 175- 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты>ФИО3 – удовлетворить частично.

Признать действия руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанные с невыплатой ФИО3 единовременного пособия при увольнении военнослужащего с военной службы в размере одного оклада за награждение административного истца государственной наградой Российской Федерации – медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, незаконными.

Обязать руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» выплатить ФИО3 единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере одного оклада за награждение административного истца государственной наградой Российской Федерации – медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени.

Взыскать с Федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу ФИО3 сумму уплаченной им государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.

Об исполнении решения руководителю Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации» необходимо сообщить в Читинский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административное исковое заявление ФИО3 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Кущенко

В окончательной форме решение принято 8 ноября 2021 года.