ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/2023 от 13.09.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

УИД 91OS0000-01-2023-000000298-74

Дело № 2а-210/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2023 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Колоцей М.В.,

при секретаре Степановой К.Г.,

с участием:

ФИО3 Министерства строительства и архитектуры Республики Крым ФИО6,

ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО7,

старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Министерству строительства и архитектуры Республики Крым, заинтересованное лицо - ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части,

У С Т А Н О В И Л

ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, просит восстановить срок обжалования и признать недействующим с даты вступления в законную силу решения суда Приказ Министерства строительства и архитектуры Республики Крым «Об утверждении документации по планировке территории с целью размещения объекта регионального значения» от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена документация по планировке территории с целью размещения объекта регионального значения Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт.<адрес> Республики Крым, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, пгт.Николаевка, <адрес> в зону «Зона перспективного развития». Требования мотивированы тем, что согласно утвержденной планировке территории земельный участок, находящийся в аренде у истца, входит в зону «ЗПР». Также указывает, что объект «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт.<адрес> Республики Крым» не является объектом регионального значения. Утверждение документации по планировке территории проведено в нарушение ст.ст.45,46 ГрКРФ.

В судебное заседание административный истец не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, требования иска поддержала, просила их удовлетворить.

ФИО3 Министерства строительства и архитектуры Республики Крым возражала против удовлетворения административного иска. Указала о том, что документация по планировке территории принята в рамках полномочий, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, объект предусмотрен схемой территориального планирования.

ФИО3 сельского поселения <адрес> Республики Крым поддержал письменные возражения на административное исковое заявление, просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав о том, что документация по планировке территории соответствует законодательству.

Прокурор в судебном заседании в своем заключении указал на то, что административное исковое заявление не обоснованное и удовлетворению не подлежит.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, заслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый в части акт является нормативным.

Министерством в соответствии со ст. 41.1,42,43,45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.2,29,30 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительных органах Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы территориального планирования Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года «Об уполномоченном органе в сфере подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах Республики Крым», приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке документации по планировке территории с целью размещения объекта регионального значения» ДД.ММ.ГГГГ принят Приказ «Об утверждении документации по планировке территории с целью размещения объекта регионального значения» (далее Приказ ), пунктом 1 которого утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) с целью размещения объекта регионального значения «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт. <адрес>».

Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, указывает на то, что согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес> видом разрешенного использования – гостиничное обслуживание. На указанном земельном участке находится объект принадлежащий административному истцу на праве собственности: нежилое помещение КН , литер А, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Как усматривается из утвержденной документации по планировке территории, участок административного истца, находящийся у него в аренде, расположен в зоне планируемого размещения объекта регионального значения «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в <адрес>».

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Министерством Приказа затрагивает интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25. 12. 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно пп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).

Ст. 41 ГрК РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1).

В соответствии с п. 42 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст.15 ГрКРФ).

Согласно ч.ч.1, 3, 11 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Ч.1 ст.41 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>» осуществляет регулирование особенностей осуществления градостроительной деятельности в <адрес>, отношений по территориальному планированию, градостроительному зонированию, ст.7 которого определяет порядок подготовки и утверждения схем территориального планирования Республики Крым.

Советом Министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.ст.14,15,16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03. 2007 года «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации», ст.ст. 83, 84 Конституции Республики Крым, ст.7 Закона Республики Крым от 16.01. 2015 года -ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>», п.13 Порядка утверждения Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 09.12. 2015года , принято постановление «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Крым» (далее Постановление ), п.1 которого утверждена Схема территориального планирования Республики Крым.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что после принятия Советом Министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ Постановления «О внесении изменений в Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ» в Схему территориального планирования Республики Крым включен объект регионального значения «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт.<адрес> Республики Крым», который в дальнейшем был указан на карте курортной деятельности в виде Территории перспективного развития многофункциональной комплексной жилищно-рекреационной застройки, территориальное расположение – в границах ФИО3 сельского поселения, номер объекта на карте планируемого размещения объектов в области жилищного строительства 1.11.(в настоящее время в действующей редакции Схемы территориального планирования Республики Крым этот объект имеет .11.), а также на карте инженерной защиты в виде зоны набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт.<адрес> Республики Крым.

Советом министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление «Об уполномоченном органе в сфере подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах Республики Крым» (далее Постановление , согласно п.1 которого Министерство определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Крым на принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах Республики Крым, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Советом Министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление , которым утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Республики Крым (далее Положение ), в соответствии с п.1.1. которого Министерство является исполнительным органом Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, строительства, управляющим имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, которое отнесено к его ведению, участвующим в формировании федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, выполняющим функции заказчика по проектированию и строительству объектов, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым и нормативными правовыми актами Республики Крым, а также настоящим Положением (п.1.2 Положения ).

Основные задачи Министерства оговорены в п.2.1 Положения , к которым относится реализация государственной политики и функций по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и строительства (п.п.2.1.1).

Согласно п. 2.2. Положения для реализации задач Министерство выполняет функции по разработке проектов законов, нормативных правовых актов Главы Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым по вопросам, отнесенным к его компетенции; по подготовке предложений для формирования федеральных целевых программ, государственных программ и ведомственных целевых программ; по участию в формировании и реализации государственной политики в сфере градостроительства и архитектуры, строительства; по формированию системы территориального планирования Республики Крым в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым; по участию в пределах компетенции в мероприятиях по установлению (изменению) границ муниципальных образований Республики Крым; по планированию развития территорий (совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес>), в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения; по координации деятельности субъектов градостроительства по комплексному развитию территории и застройке муниципальных образований Республики Крым; по осуществлению в пределах своей компетенции мероприятий по координации разработки и принятия муниципальными образованиями Республики Крым местных нормативов градостроительного проектирования, документов территориального планирования и градостроительного зонирования; по реализации государственной политики в области эффективного и рационального использования капитальных вложений, направленных на социально-экономическое развитие Республики Крым; по осуществлению мониторинга, процесса освоения средств бюджета Республики Крым, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на капитальное строительство, распорядителями указанных средств и заказчиками строительства соответствующих объектов; по координации деятельности организаций, предприятий, учреждений, отнесенных к ведению Министерства; по осуществлению функции главного распорядителя бюджетных средств Республики Крым, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство полномочий.

В разделе 3 Положения оговорена компетенция Министерства, к которой согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ относится принятие решения о подготовке, координации и утверждении документации по планировке территории (проектов планировки и проектов межевания территорий) с целью реализации объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах Республики Крым, в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе в сфере подготовки и утверждения документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах Республики Крым».

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Приказ был размещен ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Министерства.

В силу изложенного, с учетом того, что объект регионального значения «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт. <адрес> Республики Крым» включен в Схему территориального планирования Республики Крым, утвержденную Постановлением , становится очевидным, что Министерству, действующему в соответствии с указанными выше требованиями п.1.2, п.п.ДД.ММ.ГГГГ ст.3 Положения , в силу оговоренных выше требований Положения надлежало осуществить действия по утверждению документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) с целью размещения объекта регионального значения «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в <адрес> Республики Крым» путем принятия Приказа .

Истец, обращаясь с настоящим административным иском в суд, указывают на то, что Приказ принят с нарушением положений ст.45 ГрК РФ, что выразилось в не проведении общественных обсуждений или публичных слушаний при рассмотрении вопроса утверждения этого проекта планировки территории.

В Определение от 09.06.2022 года № 1 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их признанию, соблюдению и защите (ст.2) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием(ст.18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3, части 1 и 2, ст.32, части 1и 2).

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункты 5, 6, 9 и 10 ст.2).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (Постановление от 28.03.2017 года № 10-П; Определения от 15.06.2010 года№931-О-О, от 25.02.2016 года №931-О-О, от 25.02.2016 года №242-О, от 23.07.2020 года №1653-О и др.).

Как указано выше, законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регламентирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить его положениям.

С учетом приведенных выше конституционно значимых целей указанное законодательство регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (ч.1 ст. 4 ГрК РФ).

При этом исходя из его общих принципов, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, ГрК РФ предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (ст.ст.24, 28, 31, 39, 40 и 46).

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п.1 ч.1 ст. 26 ГрК РФ).

Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории урегулирована ст.45 и ст.46 ГрКРФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены утверждать документацию по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ (п.2 ст. 7 ГрК РФ).

Согласно понятию об объектах регионального значения, указанному в части 19 статье 1 ГрК РФ, такими объектами являются объекты капстроительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально- экономическое развитие субъекта Российской Федерации.

Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 ГрК РФ в областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.

В <адрес> соответствующим законом является Закон -ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ «О видах объектов регионального и местного значения, подлежащих отображению на схеме территориального планирования Республики Крым и в документах территориального планирования муниципальных образований Республики Крым» (далее - Закон - ЗРК).

Планируемый к размещению Объект подпадает под критерии объекта регионального значения, указанные в подпунктах «а», «в», «е» пункта 2 статьи 1 Закона - ЗРК.

На основании вышеуказанного закона берегозащитные (берегоукрепительные) сооружения так же включены в виды объектов регионального и значения, для которых разрабатываются региональные нормативы градостроительного проектирования (таблицы 5.1.2., 7.8 приложения к постановлению СМ РК).

Таблица 7.9, устанавливающая перечень объектов местного значения, для которых устанавливаются предельные значения расчетных показателей региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Крым, не содержит похожих категорий объектов.

Перечень линейных объектов, указанный в части 10.1 ГрК РФ не является закрытым, на что указывает оговорка «и другие подобные сооружения».

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно СП 398.1325800.2018. Свод правил. Набережные. Правила градостроительного проектирования» (в редакции, действующей на момент издания приказа Минстроя Крыма от ДД.ММ.ГГГГ) в пункте 3.1.9 дано определение набережной: Линейный элемент планировочной структуры населенного пункта, располагаемый вдоль берега и предназначенный для движения и отдыха пешеходов или для движения пешеходов и транспорта, представляющий собой открытую благоустроенную территорию общего пользования на поверхности берегоукрепительного сооружения, непосредственно примыкающего к водному объекту или находящегося на удалении от береговой линии.

Таким образом, на основании вышеизложенного, планируемый к размещению Объект отнесен к берегоукрепительным защитным сооружениям линейного типа.

В соответствии с ч.ч. 1, 10, 10.1, 11 ст. 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Согласно ч.3 ст.45 ГрК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.

Ч.4 ст.45 ГрКРФ предусмотрено, что уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

Согласно ч.4.1 ст.45 ГрКРФ принятие решения о подготовке документации по планировке территории, обеспечение подготовки документации по планировке территории и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта местного значения муниципального района, городского округа, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств местного бюджета муниципального района, городского округа и размещение которого планируется на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, имеющих общую границу, в границах субъекта Российской Федерации, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, по согласованию с иными муниципальными районами, городскими округами, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу местного самоуправления муниципального района или городского округа, за счет средств местных бюджетов которых планируется финансирование строительства, реконструкции такого объекта, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта, в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления им указанной документации.

Ч.12.1 ст.45 ГрКРФ устанавливает, что органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

В соответствии с ч.13.1 ст.45 ГрК РФ проекты планировки территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса. Общественные обсуждения или публичные слушания по указанным проектам проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, и по правилам, предусмотренным частями 11 и 12 статьи 46 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления муниципального района с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний и заключения о результатах таких общественных обсуждений или публичных слушаний в течение десяти дней принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О утверждении Схемы территориального планирования Республики Крым» объект «Строительство набережной с устройством берегоукрепительных и противооползневых сооружений в пгт.<адрес> Республики Крым» является объектом регионального значения.

При таких обстоятельствах согласно ГрКРФ, в том числе оговоренным выше положениям ст.45 ГрКРФ, не требуется проведение общественных обсуждений или публичных слушаний при утверждении такого рода документации по планировке территории, решение о подготовке которой было принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерством строительства и архитектуры Республики Крым.

Изучив указанные материалы, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Приказ принят уполномоченным исполнительным органом Республики Крым, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию в сфере градостроительства и архитектуры, строительства, выполняющим, в том числе, функции заказчика по проектированию и строительству объектов, в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, при соблюдении процедура его принятия.

Учитывая изложенное, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела не подтверждаются утверждения, изложенные в административном исковом заявлении, о том, что Приказ не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

При этом Верховный Суд Республики Крым считает необходимым отметить, что после принятия Советом Министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ Постановления «О внесении изменений в Постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ», которым внесены изменения в Схему территориального планирования Республики Крым, Министерство, действуя согласно Положению , является заказчиком разработки Документации по планировке территории в пгт. <адрес> Республики Крым, согласно которой предусмотрено не только строительство непосредственно набережной с устройством берегоукрепительных сооружений, но и устройство зон размещения объектов капитального строительства гостиничного и туристического обслуживания, объектов капитального строительства общественно-делового назначения, объектов капитального строительства индивидуальной жилой застройки, объектов капитального строительства водного транспорта, объектов капитального строительства улично-дорожной сети, зон комплексного развития территорий, что в силу целевого назначения переданного истцу во временном владении и пользование по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, на котором находятся принадлежащему ей объекта недвижимости, опровергает доводы административного искового заявления о нарушении её прав при принятии Министерством Приказа .

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 295,296 КАС РФ,

Р Е Ш И Л

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым М.В.Колоцей

В окончательной форме решение принято 27 сентября 2023 года.

Судья Верховного Суда

Республики Крым М.В.Колоцей