ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2113/201813 от 13.09.2018 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-2113/2018 13 сентября 2018 года

29RS0014-01-2018-002781-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Дракуновой Е.Л.,

при секретаре Дубининой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными бездействия, понуждении выполнить мероприятия по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц с административным иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными бездействия, понуждении выполнить мероприятия по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы.

В обоснование исковых требований указал, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04 марта 2014 года № 920пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным органом государственной власти Архангельской области в сфере водных отношений. Вместе с тем административным ответчиком не осуществлены мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежной защитной полосы ряда водных объектов в границах МО «Приморский муниципальный район». С учетом уточнения исковых требований истец просит признать бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в неустановлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в границах МО «Приморский муниципальный район», незаконным, просит обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейнах рек, впадающих в Белое море, на участке от устья р. Кудьма до устья р. Уна, в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Мечка до впадения р. Северная Двина в Двинскую губу Белого моря, в границах поселений и закрепление их на местности специальными информационными знаками в течение года с момента вступления решения в законную силу, а именно: по определению ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии с требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации; по описанию границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображение указанных границ на картографических материалах в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 26.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта)», случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов; по предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Двинско-Печорское бассейновое водное управление; по предоставлению сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Административный истец старший помощник Архангельского межрайонного природоохранного прокурора Матвеева Ю.В. уточненные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебное заседание не явился, ранее направил письменный отзыв, из которого следует, что полномочия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Мечка до впадения р. Северная Двина в Двинскую губу Белого моря реализованы министерством в ходе выполнения работ по государственному контракту от 18 августа 2010 г. Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос установлены в соответствии с действовавшими на тот момент Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (далее - Правила). С 29 апреля 2016 г. вступили в силу изменения в Правила, которыми установлено, что границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время внесение сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на кадастровый учет невозможна без определения местоположения береговой линии водного объекта. При этом обязательной составляющей пакета документов для внесения сведений является наличие электронных файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных. До 2016 года требования к наличию таких файлов отсутствовали, в связи с чем, при выполнении работ по определению водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов файлы в формате XML не составлялись. Нормативно-правовые акты, регламентирующие требования к описанию и определению местоположения береговой линии также приняты лишь в 2016 году. Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 № 377; требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития от 23.03.2016 № 164. Таким образом, на 2010 год министерством выполнен полный комплекс работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Полагают, что обязанность корректировать материалы определения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, а также периодичность выполнения таких работ действующими нормативноправовыми актами не предусмотрена, в связи с чем правовых оснований для незамедлительного пересмотра или уточнения местоположения береговой линии водных объектов на территории Архангельской области не имеется.

Представитель заинтересованного лица Правительства Архангельской области направил письменный отзыв, просит отказать в удовлетворении требований, поскольку министерство установило границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории МО «Приморский район», в том числе посредством размещения специальных информационных знаков в рамках выполнения мероприятий «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейнах рек, впадающих в Белое море, на участке от устья реки Кудьма до устья реки Уна, границах поселений» и «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейне реки Северная Двина на участке от устья реки Кудьма по устья реки Северная Двина в Двинскую губу Белого моря, в границах поселениях». В целях реализации мероприятий министерством был заключен государственный контракт с ООО «Архземпредприятие» 18 августа 2010г. Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории МО «Приморский район» министерством осуществлено в соответствии с Правилами в редакции от 10 января 2009 г., которые не регламентировали, что границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов должны считаться установленными с даты внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости. Согласно Правилам в редакции от 10 января 2009 г. границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливались посредством размещения специальных информационных знаков и отображения указанных границ на картографических материалах. По информации министерства границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории МО «Приморский район» отображены на картографических материалах, на местности размещены специальные информационные знаки. Таким образом, по мнению Правительства Архангельской области, в 2009 и 2010 годах министерство установило границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории МО «Приморский район».

Представитель заинтересованного лица Двинско-Печорского бассейнового водного управления федерального агентства водных направил письменный отзыв, из которого следует, что Двинско-Печорское БВУ согласовывает значения целевых прогнозных показателей и мероприятий и выдает заключения по мероприятиям предлагаемым Субъектами РФ в рамках реализации полномочий в области водных отношений. Все обосновывающие материалы по мероприятиям, выполняемым в 2019 году должны быть представлены в Двинско-Печорское БВУ до 1 октября 2018 года. На настоящий момент Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области корректировка вышеуказанных проектов не заявлена.

Представитель заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.

В силу ст. 26 Водного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельноеги. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйетвенное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель (ст. 65 Водного кодекса РФ),

Согласно п. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, которые определяют порядок проведения данных мероприятий.

Установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 Правил).

Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04.03.2014 № 92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство) является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе в сфере водных отношений.

К полномочиям министерства относится осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Архангельской области, в том числе установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками, предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы (п. 23 Положения № 92-пп).

Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается; а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствие с п. 5 Правил сведения о границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Как следует из материалов дела, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории МО «Приморский муниципальный район» устанавливались в 2009 и 2010 годах в рамках выполнения мероприятия «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейнах рек, впадающих в Белое море, на участке от устья р. Кудьма до устья р. Уна, в границах поселений» и «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Мечка до впадения р. Северная Двина в Двинскую губу Белого моря, в границах поселений» соответственно.

Согласно представленным сведениям, на кадастровый учет сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос не поставлены.

Вместе с тем, согласно п. 5(1) Правил границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считаются установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.

С учетом требований действующего законодательства, мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в границах МО «Приморский муниципальный район» не доведены до завершения, в связи с чем не обеспечена защита гарантированного ст. 42 Конституции РФ, ст. 6 Водного кодекса РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд.

Кроме того, бездействие ответчика по исполнению возложенной обязанности может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом всех обстоятельств по делу, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд считает разумным предоставить срок для выполнения всех мероприятий до 31 декабря 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, выразившееся в неустановлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов в границах МО «Приморский муниципальный район».

Обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 31 декабря 2019 года выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в бассейнах рек, впадающих в Белое море, на участке от устья р. Кудьма до устья р. Уна, в бассейне р. Северная Двина на участке от устья р. Мечка до впадения р. Северная Двина в Двинскую губу Белого моря, в границах поселений и закрепление их на местности специальными информационными знаками в течение года с момента вступления решения в законную силу, а именно:

- определить ширину водоохранной зоны и ширину прибрежной защитной полосы в соответствии с требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации;

- описать границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2016 № 377 «Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов»;

- предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Двинско-Печорское бассейновое водное управление;

- предоставить сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, их координат и опорных точек в уполномоченный орган для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Л. Дракунова