ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2113/2021 от 19.07.2021 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-2113/2021

УИД 23RS0024-01-2021-003274-53

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Крымск Краснодарского края 19 июля 2021г.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Серомицкого С.А.

при секретаре Саввиди А.С.

с участием

представителя административного истца –

помощника Крымского межрайонного прокурора

Краснодарского края – Кантемировой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Крымский районный суд с административным иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, и обязании устранить допущенные нарушения.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг полноты муниципального правового регулирования, в ходе которого выявлены пробелы в муниципальном нормотворчестве в деятельности администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления. В силу ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В ходе мониторинга установлено, что администрацией Крымского городского поселения Крымского района до настоящего времени не разработан и не принят муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. Требованиями п.34 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена обязанность городских поселений оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В соответствии с п.8 ч.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы местного самоуправления оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства). Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, коммерческих организаций и физических лиц является значимым фактором развития общества. Федеральным законом от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлены основы правового регулирования благотворительной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации. Частью 4 статьи 17.3 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. Постановлением Правительства Российской Федерации №1425 от 28.11.2018 утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Крымского городского поселения Крымского района не разработан и не принят муниципальный нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями. По указанным нарушениям в целях принуждения принятия нормативно-правового акта, главе Крымского городского поселения Крымского района 21.05.2021 за исх. внесено представление. По результатам его рассмотрения в межрайонную прокуратуру поступил ответ от 31.05.2021 , согласно которому в удовлетворении требований прокурора о разработке и принятии нормативно-правового акта, регламентирующего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, отказано, поскольку администрация Крымского городского поселения Крымского района не наделена полномочиями по принятию указанного правового акта. Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы. В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», обращаясь с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Крымского городского поселения Крымского района в части обязания разработать и принять нормативно-правовой акт, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц, которые могут выступать организаторами добровольческой деятельности. Отсутствие должного регулирования вышеуказанной сферы правоотношений, в виде непринятия указанных муниципальных нормативных правовых актов на местном уровне, предоставляет органам местного самоуправления неограниченные полномочия в данной сфере. На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в части непринятия муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, а также обязать администрацию муниципального образования Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края – Кантемирова Д.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в административном иске, пояснив, что несмотря на вынесенное ранее по данному вопросу прокуратурой представление, до настоящего времени администрацией Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края не принят муниципальный нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, что нарушает права неопределенного круга лиц, которые могут выступать организаторами добровольческой деятельности.

Представитель административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края по доверенности – Нестеренко Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, в адрес суда представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Крымского городского поселения Крымского района, при этом вопрос об удовлетворении либо неудовлетворении административного искового заявления Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края оставила на усмотрение суда.

Поскольку в соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Крымского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В силу требований ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п.34 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения городского поселения относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с п.8 ч.1 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).

Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.

Согласно ст.5 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» - под участниками благотворительной деятельности для целей настоящего Федерального закона понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели. Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.

Как следует из п.5 ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» - доброволец (волонтер) имеет право получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

Согласно ст.17.2 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» - организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: 1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.17.3 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» - органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства): 1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями; 3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1425 от 28.11.2018 утверждены Общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, а также Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, к которым относятся: 1) Содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь; 2) Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания; 3) Содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4) Содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, как органа местного самоуправления, разработать и утвердить порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Благотворительная деятельность некоммерческих организаций, коммерческих организаций и физических лиц является значимым фактором развития общества.

В то же время, в результате проведенного Крымской межрайонной прокуратурой Краснодарского края мониторинга полноты муниципального правового регулирования, выявлены пробелы в муниципальном нормотворчестве в деятельности администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края, поскольку установлено, что администрацией Крымского городского поселения Крымского района не разработан и не принят муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, в связи с чем в адрес Главы Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края Крымским межрайонным прокурором вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и пробелов в муниципальном нормотворчестве за исх. от 21.05.2021 с требованием об устранении выявленных нарушений, причин и условий, способствующих им.

Как следует из письма Администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края от 31.05.2021 требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края не исполнены со ссылкой на то, что статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Крымского городского поселения Крымского района, принятым решением Совета Крымского городского поселения Крымского района 23.05.2013, администрация Крымского городского поселения Крымского района не наделана полномочиями по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства), а кроме того, администрация Крымского городского поселения Крымского района не осуществляет управление в сфере образования и не входит в перечень исполнителей Распоряжения администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.12.2019 №411-Р, которым утверждена межведомственная программа «Развитие добровольчества (волонтерства) в Краснодарском крае на 2019-2024гг.».

Однако, изложенные в указанном ответе доводы административного ответчика несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, прямо обязывающего орган местного самоуправления утвердить порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями по определенным видам деятельности.

До настоящего времени административным ответчиком не предпринято каких-либо мер по устранению вышеуказанных нарушений, не разработан и не принят муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, и доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Отсутствие муниципального нормативно-правового акта, регламентирующего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, предоставляет органам местного самоуправления неограниченные полномочия в данной сфере, тем самым нарушает права организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций, а соответственно, неопределенного круга лиц, осуществляющих социально значимую добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства и требования закона, регулирующие спорные правоотношения, судом безусловно установлен факт нарушения административным ответчиком требований действующего законодательства, факт длительного бездействия органа местного самоуправления по устранению выявленных нарушений, влекущих ущемление прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействия администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в части длительного непринятия муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, и возложения на администрацию Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края обязанности разработать и принять муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Определяя срок исполнения решения, суд учитывает исполнимость требований административного иска, считает разумным указанный административным истцом срок, и устанавливает срок для устранения допущенных нарушений в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, и обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в части непринятия муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Обязать администрацию муниципального образования Крымского городского поселения Крымского района Краснодарского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальный нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 19.07.2021г.

Судья: С.А. Серомицкий