ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2114/17 от 25.09.2017 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2а-2114/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2017 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Шариповой Ю.Ф.,

при секретаре Кучиной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к губернатору Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области, заместителю губернатора ЕАО ФИО2, начальнику управления по опеке и попечительству ЕАО ФИО3, начальнику управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО ФИО4, начальнику финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальнику юридического управления правительства ЕАО ФИО6 о признании действий (бездействия) незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к губернатору ЕАО о признании бездействия незаконным, указав, что факт рассмотрения обращения, адресованного к губернатору ЕАО ФИО7, заместителем начальника управления опеки и попечительства ЕАО, в компетенцию которого не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, свидетельствует о бездействии губернатора ЕАО при рассмотрении обращения ФИО1 и нарушает права административного истца, установленные ст. 33 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Одновременно с этим, при рассмотрении заявления, вообще оставлен без рассмотрения довод заявителя о бездействии правительства ЕАО по истребованию денежных средств (субсидий) из федерального бюджета на приобретение жилья для детей-сирот, а так же требование о предоставлении документов, подтверждающих надлежащие и исчерпывающие действия правительства ЕАО по включению в бюджет области необходимых средств для исполнения судебных актов, а так же по истребованию необходимых средств из федерального бюджета для обеспечения сирот жильем. В ответе должностного лица не содержится отказа в предоставлении данных документов, в то же время они не приложены к ответу на обращение, т.е. обращение в данной части не рассмотрено. Просила признать бездействие губернатора ЕАО ФИО7 по нерассмотрению заявления ФИО1 уполномоченным лицом незаконным; признать бездействие губернатора ЕАО ФИО7 по нерассмотрению заявления ФИО1 в части не рассмотрения довода заявителя о бездействии правительства ЕАО по истребованию денежных средств (субсидий) из федерального бюджета на приобретение жилья для детей-сирот, а так же требования о предоставлении документов, подтверждающих надлежащие и исчерпывающие действия правительства ЕАО по включению в бюджет области необходимых средств для исполнения судебных актов, а также по истребованию необходимых средств из федерального бюджета для обеспечению сирот жильем незаконным; признать действие губернатора ЕАО ФИО7 по отказу в предоставлении информации, связанной с установлением очередности для получения жилья детьми-сиротами, и месте нахождения в этой очереди ФИО1, а также информации о правовых актах, которыми в период с 2011 года предоставлялось жилье детям-сиротам незаконным.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено правительство ЕАО, в качестве заинтересованного лица – управление по опеке и попечительству ЕАО.

Определением от 25.08.2017 к производству суда приняты увеличенные исковые требования ФИО1, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель губернатора ЕАО ФИО2, начальник управления по опеке и попечительству ЕАО ФИО3, начальник управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО ФИО4, начальник финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальник юридического управления правительства ЕАО ФИО6, в качестве заинтересованного лица – ФИО8

В судебном заседании представитель административного истца ФИО9 увеличенные требования поддержал по доводам административного иска. Просит суд: 1.Признать бездействие губернатора Еврейской автономной области ФИО7 по не рассмотрению заявления Беляковой
А.И. уполномоченным лицом незаконным. Обязать губернатора Еврейской автономной области ФИО7 рассмотреть заявление ФИО1 уполномоченным лицом в рамках его компетенции; 2. Признать бездействие должностных лиц: заместителя губернатора Еврейской автономной области ФИО2, начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3, начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Коржа А.Ю., начальника финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальника юридического управления правительства ЕАО ФИО6 по не рассмотрению заявления ФИО1 в части довода заявителя о бездействии правительства ЕАО по истребованию денежных средств (субсидий) из федерального бюджета на приобретение жилья для детей-сирот, а так же требования о предоставлении доказательств, подтверждающих надлежащие и исчерпывающие действия правительства ЕАО по включению в бюджет области необходимых средств для исполнения судебных актов, а так же по истребованию необходимых средств из федерального бюджета для обеспечению сирот жильем незаконным; 3. Признать действие должностных лиц: заместителя губернатора Еврейской автономной области ФИО2, начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3, начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Коржа А.Ю., начальника финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальника юридического управления правительства ЕАО ФИО6 по отказу в предоставлении информации, связанной с установлением очередности для получения жилья детьми-сиротами, и месте нахождения в этой очереди ФИО1, а так же информации о правовых актах, которыми в период с 2011 года предоставлялось жилье детям-сиротам незаконным. Обязать указанных должностных лиц предоставить информацию, связанную с установлением очередности для получения жилья детьми-сиротами, информацию месте нахождения в этой очереди ФИО1, а так же информацию о правовых актах, которыми в период с 2011 года по 2017 год включительно предоставлялось жилье детям-сиротам; 4. Признать бездействие должностных лиц: заместителя губернатора Еврейской автономной области ФИО2, начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3, начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Коржа А.Ю., начальника финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальника юридического управления правительства ЕАО ФИО6 по не рассмотрению заявления ФИО1 в части жалобы на действия начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3 Обязать указанных должностных лиц рассмотреть жалобу в данной части в соответствии с требованиями законодательства; 5. Признать действие должностного лица - заместителя губернатора Еврейской автономной области ФИО2 по передаче рассмотрения заявления ФИО1 в части жалобы на действия начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3 на рассмотрение самой ФИО3 незаконным. Обязать указанное должностное лицо рассмотреть заявление ФИО1 в части жалобы на действия начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3 в соответствии полномочиями должностного лица; 6. Признать бездействие должностных лиц: заместителя губернатора Еврейской автономной области ФИО2, начальника управления опеки и попечительства ЕАО ФИО3, начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства ЕАО Коржа А.Ю., начальника финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальника юридического управления правительства ЕАО ФИО6 по не направлению уведомления заявителю согласно п.5.1.4. Постановления правительства ЕАО от 27 мая 2014 года незаконным; 7. Признать бездействие должностного лица - заместителя губернатора Еврейской автономной области ФИО2 по неосуществлению контроля за рассмотрением исполнителями заявления
ФИО1 согласно п.5.1.4. Постановления правительства
ЕАО от 27 мая 2014 года незаконным. Суду дополнительно пояснил, что обращение его доверителя рассмотрено не уполномоченными лицами, в то время как закон предусматривает, что обращения граждан рассматриваются уполномоченными лицами. Кроме того, на ряд поставленных в обращении вопросов получен отказ, а ряд вопросов остался без внимания и не был рассмотрен. По результатам рассмотрения обращения никаких действий со стороны правительства не предпринято для восстановления в правах ФИО1 В обращении содержится жалоба на ФИО3 в связи с не предоставлением ею запрашиваемой информации. При этом ответ на обращение готовит и подписывает заместитель ФИО3 ФИО8 Бездействие губернатора выразилось в том, что он передал обращение, направленное в его адрес, на исполнение лицам, неуполномоченным его рассматривать. Сам ответ дан не в полном объеме и не по существу обращения.

Представитель административных ответчиков губернатора ЕАО, заместителя председателя правительства ЕАО ФИО2, начальника юридического управления аппарата губернатора и правительства ЕАО ФИО10 ФИО11, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что в целях реализации положений Федерального закона № 59-ФЗ на территории области принято постановление губернатора, которым губернатор определил механизм приема и рассмотрения обращений граждан губернатором, вице-губернатором и руководителями органов исполнительной власти. Данный нормативный акт четко определяет ответственный орган, органы, которые уполномочены в регистрации приема обращений граждан и определяет механизм, последовательность процедур рассмотрения, наложения резолюции на обращения и подготовки ответа, в том числе и осуществление контроля за рассмотрением уполномоченными органами обращений. Данный механизм предусматривает следующее: все обращения граждан поступают в уполномоченный орган – департамент по работе с обращениями граждан. Документ регистрируется, заводится регистрационная карточка и в рамках своих полномочий специалист департамента готовит проект резолюции, какому должностному лицу будет направлено конкретное обращение. Обращение поступает к должностному лицу вместе со всеми имеющимися материалами, с проектом резолюции и с регистрационной карточкой. Должностное лицо рассматривает представленные документы, если согласно с резолюцией, которая подготовлена департаментом по работе с обращениями граждан, подписывает ее. В соответствии с резолюцией документ передается на исполнение исполнителю и ставится на контроль. Все осуществляется в электронном виде. Департамент контролирует сроки исполнения. Оснований говорить о бездействии губернатора нет, так как он принял акт, регламентирующий процедуру рассмотрения обращений граждан. Обращение ФИО1 рассмотрено всесторонне, в надлежащие сроки, подготовлен письменный ответ, который был направлен заявителю. В данном случае ответственным исполнителем являлась ФИО3, а соисполнителями ФИО5, ФИО4 и ФИО6 Управление по опеке и попечительству ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти по координации деятельности органов исполнительной власти, формируемым правительством ЕАО, при реализации государственной политики в сфере защиты детей, в том числе детей сирот. Исходя из этого, обращение было отписано начальнику управления по опеке и попечительству ЕАО. Департамент в соответствии со своим положением обеспечивает направление обращений, содержащих вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов исполнительной власти, структурных подразделений аппарата губернатора ЕАО в соответствующие государственные органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Функции по контролю за сроками направления ответа на обращение закреплены за департаментом по работе с обращениями граждан. В данном случае от департамента никаких замечаний, информации о нарушении сроков на имя ФИО2 не поступало. Поэтому по результатам рассмотрения данного обращения все материалы были представлены ФИО2 на рассмотрение, после изучения данных материалов она сняла его с контроля и данное обращение было списано в дело. В связи с изложенным просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика начальника управления по опеке и попечительству ЕАО ФИО3 и заинтересованное лицо ФИО8 исковые требования не признала в полном объеме, по существу поддержав пояснения представителя ФИО11 Дополнительно суду пояснила, что ответ на обращение ФИО1 содержит подробные разъяснения по вопросу истребования денежных средств, сибсидий из федерального бюджета, а также включения в бюджет области необходимых средств для исполнения судебных актов. Ни правительство области, ни управление по опеке не наделены полномочиями по истребованию федеральных субсидий, у ФИО3 также нет данного полномочия. Также был дан четкий ответ, что правовые акты, регулирующие порядок формирования списка, о котором идет речь в обращении ФИО1, отсутствуют. Кроме того там четко расписано каким образом проводится процедура практически. Требования административного истца, изложенные в пунктах 4 и 5, противоречат друг другу. Так как, в пункте 4 административный истец просит обязать начальника управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области ФИО3 рассмотреть жалобу на ее же действия, а в пункте 5 просит то же действие признать незаконным. Письмо ФИО1 не обладает признаками жалобы. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определяет несколько видов обращений граждан и устанавливает особые правила рассмотрения некоторых из них. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона жалобой признается такое обращение гражданина, которое содержит просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В обращении ФИО1 не указано ни того, ни другого. В функции руководителя органа исполнительной власти, который является ответственным исполнителем, не входит обязанность по направлению уведомления в соответствии с п. 5.1.4. Постановления правительства ЕАО от 27.05.2014 № 160. Просит в иске отказать.

Представитель административного ответчика начальника финансового управления правительства ЕАО ФИО5 ФИО12, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что в обращении ФИО1 нет тех вопросов, которые отнесены к компетенции финансового управления. После получения обращения ФИО1, специалист его изучил, созвонился с исполнителем, предоставил необходимые данные, но в принципе эти данные уже были у исполнителя. Управление могло предоставить только информацию о бюджетных ассигнованиях текущего финансового года по расходам. Данные сведения были предоставлены, после чего работа по данному обращению была завершена.

Представитель административного ответчика начальника управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО Коржа А.Ю. ФИО13 в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что обращение ФИО14 поступило в управление ЖКХ и энергетики ЕАО и отписано руководителем юрисконсульту ФИО, которая непосредственно занимается заключением договоров. Юрисконсульт созвонилась с исполнителем- специалистом управления по опеке, обговорила необходимые вопросы, доложила о проделанной работе руководителю, после чего материалы были списаны в дело. Законодательством не предусмотрена обязанность соисполнителей в письменной форме направлять ответы друг другу при совместном рассмотрении обращения, заявления. Что касается требования, связанного с не рассмотрением довода заявителя о бездействии правительства по истребованию денежных средств с федерального бюджета на приобретение жилья для детей-сирот, пояснила, что данное требование не относится к компетенции управления ЖКХ. Поэтому считает, что данное требование не подлежит удовлетворению. Что касается предоставления списков очередников, то управление ЖКХ в соответствии с постановлением правительства ЕАО из всех полномочий, которыми наделены органы исполнительной власти по обеспечению жильем детей-сирот, выполняет только конечную функцию – заключает договор найма с сиротой. Ни формированием списков, ни ведением очередности управление не занимается. В этой части управление ЖКХ также не могло предоставить ответ. Жалобу на действие, бездействия должностного лица - начальника управления по опеке ФИО3 ФИО4, как руководитель иного орана власти, рассматривать не может. По поводу не направления уведомления пояснила, что жалоба никуда управлением ЖКХ не перенаправлялась, была рассмотрена в рамках имеющихся полномочий, ответ дан управлению по опеке и попечительству. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица управления по опеке и попечительству ЕАО ФИО15 пояснила, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Поддержала письменные возражения, которые были представлены ранее от лица правительства ЕАО.

Представитель административного ответчика правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что ответ от 21.04.2017 на обращение ФИО1 получен ее представителем ФИО9 04.05.2017, доказательств его получения ранее данной даты материалы дела не содержат, а в суд административное исковое заявление поступило 28.07.2017, ФИО1 соблюдены установленные законом сроки для обращения в суд с заявленными требованиями.

Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1); установленный данным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1).

Согласно части 1 статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьями 9 и 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней с момента регистрации такого обращения.

В силу положений ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1)обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п.п. 3 и 5 ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» разработано Положение об организации деятельности по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в аппарате губернатора и правительства Еврейской автономной области, органах исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области (далее - Положение), утвержденное постановлением губернатора ЕАО от 27.05.2014 № 160, которое определяет процедуру приема и рассмотрения обращений граждан, организации личного приема граждан, выездных приемов граждан, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, поступившим в адрес губернатора Еврейской автономной области, вице-губернатора области, первых заместителей председателя правительства области, заместителей председателя правительства области, органов исполнительной власти области, формируемых правительством области.

Согласно п. 1.3 Положения рассмотрение обращений граждан, поступивших в адрес губернатора области, вице-губернатора области, первых заместителей председателя правительства области, заместителей председателя правительства области, осуществляется губернатором области, вице-губернатором области, первыми заместителями председателя правительства области, заместителями председателя правительства области (далее - руководитель правительства области), руководителями структурных подразделений аппарата губернатора и правительства области (далее аппарат губернатора области) и органов исполнительной власти области.

Организация работы по обращениям граждан, поступившим в адрес руководителей правительства области, осуществляется департаментом по обращениям граждан аппарата губернатора области (далее департамент), что следует из п. 1.4 вышеуказанного Положения.

Все письменные обращения граждан (обращения, доставленные гражданином лично либо его представителем, поступившие по почте в виде телеграммы, по факсу, в виде электронного документа), поступившие в адрес руководителей правительства области, органы исполнительной власти области, направляются в департамент, органы исполнительной власти области соответственно (п. 2.1).

Письменные обращения граждан, поступившие в адрес руководителей правительства области, регистрируются специалистами департамента с использованием системы электронного документооборота правительства области. На каждое обращение заполняется регистрационная карточка.

В регистрационной карточке указываются: регистрационный номер; дата поступления; фамилия, имя, отчество; почтовый адрес заявителя с соблюдением порядка, общепринятого при оформлении почтовой корреспонденции, и (или) адрес электронной почты; форма обращения (в письменной форме, в форме электронного документа, в устной форме); канал поступления; страна отправления; кратность поступления (первичное, повторное, неоднократное).

Согласно п. 4.1 Положения зарегистрированные в департаменте обращения граждан передаются на рассмотрение руководителям правительства области в соответствии с распределением обязанностей между ними.

В случае если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области или должностных лиц, копии обращения направляются в соответствующие органы государственной власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований области или соответствующим должностным лицам (п. 4.3).

Таким образом, обращения граждан первоначально поступают в департамент по обращениям граждан аппарата губернатора области, где его сотрудники в зависимости от тематики обращения направляют данное обращение по компетенции к заместителям председателя правительства ЕАО. Заместители председателя правительства поручают подготавливать ответы на обращения управлениям, которые они курируют.

Из материалов дела следует, что 31.03.2017 в департамент по обращению граждан аппарата губернатора и правительства ЕАО на имя губернатора ЕАО поступило заявление ФИО1, в котором она просила предоставить: список очередников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начиная с момента включения ее в данную очередь и до 13.03.2017; копии правовых актов (решений) о предоставлении в указанный период жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; информацию о порядке формирования очередности предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовой акт (регламент), регламентирующий процедуры постановки на очередь и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей; доказательства, подтверждающие надлежащие и исчерпывающие действия правительства ЕАО по включению в бюджет области необходимых средств для исполнения судебных актов, а так же по истребованию необходимых средств из федерального бюджета для обеспечения сирот жильем.

Постановлением губернатора ЕАО от 23.09.2015 «О полномочиях вице-губернатора Еврейской автономной области и распределении обязанностей между первыми заместителями председателя правительства Еврейской автономной области и заместителями председателя правительства Еврейской автономной области» (в редакции, действующей на момент поступления обращения ФИО1) установлено, что заместитель председателя правительства Еврейской автономной области по социальной политике отвечает за реализацию государственных полномочий в сферах: образования; опеки и попечительства; социального обеспечения и социальной поддержки семьи, материнства и детства. Непосредственно координирует и контролирует деятельность: комитета образования Еврейской автономной области; управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области; комитета социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области; управления записи актов гражданского состояния правительства Еврейской автономной области; департамента семейной политики и обеспечения деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Еврейской автономной области (п. 2.3).

Согласно распоряжению губернатора ЕАО от 06.06.2017 -рг заместителем председателя правительства ЕАО по социальной политике является ФИО2

В соответствии с п. 4.1 Положения обращение ФИО1 департаментом по обращениям граждан передано ФИО2

Из регистрационной карточки, оформленной по обращению ФИО1, следует, что 03.04.2017 ФИО2 подписана резолюция в соответствии с которой, ФИО3, Коржу А.Ю., ФИО5, ФИО6 поручено совместно рассмотреть обращение и подготовить ответ заявителю.

В судебном заседании установлено, что ответственным исполнителем по подготовке ответа на обращение административного истца была назначена ФИО3 - начальник управления по опеке и попечительству ЕАО.

Управление по опеке и попечительству Еврейской автономной области согласно п. 1.1 Положения об управлении по опеке и попечительству ЕАО, утвержденному постановлением правительства ЕАО от 24.06.2010 № 148-пп, является органом исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемым правительством области, реализующим полномочия органа опеки и попечительства на территории области, а также осуществляющим полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах своей компетенции.

Обращения граждан, поступившие в адрес руководителей правительства области, органы исполнительной власти области, подлежат рассмотрению в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», либо в срок, указанный в резолюции, наложенной на обращении. Окончанием срока рассмотрения обращения считается дата направления письменного ответа гражданину с изложением решения по обращению. Срок рассмотрения обращений граждан исчисляется с даты их регистрации в департаменте, органе исполнительной власти области (п. 7 Положения).

Согласно п. 6.1 Положения об организации деятельности по рассмотрению обращений граждан Российской Федерации в аппарате губернатора и правительства Еврейской автономной области, органах исполнительной власти Еврейской автономной области, формируемых правительством Еврейской автономной области ответы на обращения граждан подписывают руководители правительства области, руководители структурных подразделений аппарата губернатора области, органов исполнительной власти области.

На основании распоряжения губернатора ЕАО от 19.04.2017 -л ФИО3 предоставлена часть ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней с 20.04.2017 по 26.04.2017 включительно.

В соответствии с п. 5.4 Положения об управлении по опеке и попечительству ЕАО, утвержденному постановлением правительства ЕАО от 24.06.2010 № 148-пп, в случае отсутствия начальника управления его обязанности исполняет заместитель начальника управления, который действует без доверенности от имени управления, представляет его интересы.

21.04.2017 в управлении по опеке и попечительству ЕАО зарегистрирован ответ на обращение ФИО1 от 31.03.2017, подписанный заместителем начальника управления А.В. Нещетной.

Согласно кассовому чеку вышеуказанный ответ направлен в адрес ФИО1 почтовым отправлением 26.04.2017.

Из материалов дела и пояснений представителей административных ответчиков установлено, что в подготовке ответа на обращение ФИО1 принимали участие все, указанные в резолюции лица.

Учитывая, что в заявлении от 31.03.2017 ФИО1 изложены доводы о нарушении ее прав как лица, состоящего в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством, суд считает правомерным передачу данного обращения сотрудниками департамента на рассмотрение заместителю председателя правительства ЕАО по социальной политике, который в свою очередь правомерно поручил подготовить ответ на обращение соответствующим управлениям.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что письменное обращение административного истца рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом, по существу поставленных в обращении вопросов принят мотивированный ответ со ссылками на соответствующие нормы материального права, вследствие чего суд приходит к выводу, что при рассмотрении указанного обращения со стороны административных ответчиков не было допущено нарушения прав и законных интересов административного истца.

Административными ответчиками доказано, что ответ и действия по своему содержанию соответствовали нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, были приняты в рамках предоставленной компетенции и при соблюдении установленного порядка, а также при наличии к тому оснований. Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов действиями (бездействием) административных ответчиков.

Несогласие административного истца с содержанием ответа само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании незаконным бездействия должностного лица и не относится к предмету доказывания при рассмотрении настоящего заявления.

Требования административного истца, настаивающего на том, что его обращение должен рассматривать лично губернатор ЕАО ФИО7, не основаны на нормах действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 126, гл. 22 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к губернатору Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области, заместителю губернатора ЕАО ФИО2, начальнику управления по опеке и попечительству ЕАО ФИО3., начальнику управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО ФИО4, начальнику финансового управления правительства ЕАО ФИО5, начальнику юридического управления правительства ЕАО ФИО6 о признании действий (бездействия) незаконными оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.Ф. Шарипова