ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2116/2021 от 25.11.2021 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№ 2а-2116/2021

УИД: 91RS0001-01-2021-007171-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 ноября 2021 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суда г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Домниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания – Остапенко Д.С.,

с участием представителя административного истца – помощника военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> в зале суда административное дело по иску Заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона, обратившегося в суд интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику (лицо не установлено) о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>, -

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Черноморского флота, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>, в котором просил суд: признать информацию, содержащуюся в информационно – коммуникационной сети «Интернет» на сайте «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом <адрес> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации; решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в российской Федерации запрещено».

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов 309 военной прокуратурой гарнизона выявлены нарушения закона при размещении посредством телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом <адрес> информации, содержащей предложение о реализации электроудочки марки «Rich», с помощью которых осуществляется воздействие на водные ресурсы электрическим током; посещение сайта свободен для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, свободно обнаруживается при использовании поисковых систем сети «Интернет; на вышеуказанном сайте содержатся предложения продавцом описание товара, фотографии электрического устройства (электроудочки), в т.ч. сведения о механизме и принципах действия, технических характеристиках, способах доставки и оплаты электроудочки; согласно описанию электроудочки данная модель использует последние научные данные о специфических свойства рецепторов сомов, что позволяет их ловить специальными микромощными импульсами. Таким образом, размещенная на данном сайте информация, предоставляет неограниченному кругу лиц приобрести орудия лова, воздействующие на водные биоресурсы электрическим током, что запрещено действующим законодательством, а потому такая информация подлежит признанию запрещенной к распространению на территории РФ.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона – ФИО1 исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении административного иска.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом.

Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Изучив доводы иска, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев страницу в сети Интернет <адрес>, исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Так, согласно положениям ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Статьей 5 данного Закона, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно части 1 статьи 9 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов 309 военной прокуратурой гарнизона выявлены нарушения закона при размещении посредством телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом <адрес> информации, содержащей предложение о реализации электроудочки марки «Rich», с помощью которых осуществляется воздействие на водные ресурсы электрическим током; посещение сайта свободен для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, свободно обнаруживается при использовании поисковых систем сети «Интернет; на вышеуказанном сайте содержатся предложения продавцом описание товара, фотографии электрического устройства (электроудочки), в т.ч. сведения о механизме и принципах действия, технических характеристиках, способах доставки и оплаты электроудочки; согласно описанию электроудочки данная модель использует последние научные данные о специфических свойства рецепторов сомов, что позволяет их ловить специальными микромощными импульсами.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются скриншотами страниц указанного интернет - ресурса, представленными административным истцом, а также рапортом помощника прокурора.

Указатель страницы сайта, на котором размещена вышеуказанная информация, сведения о доменном имени указанных Интернет - сайтов в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрены следующие основания для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет":

а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информации, нарушающей требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи;

е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части размера и конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно абз. 3 п. 13.2 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утв. Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 1, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещает осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением орудий и способов добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током. Пункты 49.1 (абз. 13) и 54.1 (абз. 12) этих Правил также запрещают при любительском рыболовстве применение орудий добычи (вылова), воздействующих на водные биоресурсы электрическим током.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.

Статьей 8.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство.

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, установлена ч. 1 ст. 256 УК РФ.

Свободный доступ к названной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей, безнаказанно подрывает авторитет государственной власти и действующих законов.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ N 26 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

При таких обстоятельствах, информация, содержащаяся на сайте «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом <адрес>, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, в связи с чем, действия по размещению в сети Интернет в свободном доступе указанной информации являются деяниями, за которые законодателем предусмотрена ответственность, следовательно, исходя из вышеуказанных правовых положений, такая информация является запрещенной, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворение исковых требований и признании информации, размещенной в сети «Интернет» на странице сайта «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Как следует из пункта 51 Временного регламента исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденного Роскомнадзором ДД.ММ.ГГГГ, при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.

Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда. После принятия указанного решения в соответствующую реестровую запись вносятся сведения о дате и времени исключения доменного имени, указателя страницы сайта в сети "Интернет" и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.

По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, как правило, наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, поэтому судам по просьбе административных истцов необходимо незамедлительно разрешать вопросы об обращении соответствующих решений к немедленному исполнению путем направления их копий в Роскомнадзор (части 2, 3 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 4 статьи 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Поскольку процедура исполнения данных решений регулируется Законом о защите информации, выдача исполнительного листа и направления его в Федеральную службу судебных приставов для их исполнения не требуется (статья 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, принимая во внимание изложенное, с учетом указанных положений закона, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона, обратившегося в суд интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, ст. 265.5, ст.ст. 298-299 КАС Российской Федерации, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона, обратившегося в суд интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику (лицо не установлено) о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес> – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обратить решение суда к немедленному исполнению, путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> и <адрес>, для включения страницы в сети «Интернет» на странице сайта «Электроудочка Rich» (сетевом ресурсе) с адресом https://fabricatops.ru/obyavlenie/elektroudochka-rich-astrahanskaya-oblst в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.

Судья Домникова М.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 25 ноября 2021 года.

Судья Домникова М.В.