ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2118/19 от 14.11.2019 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-2118/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Караневич Е.В.,

при секретаре Агафоновой А.С.,

с участием: помощника Воткинского межрайонного прокурора – Лебедевой О.Л.,

представителя административного истца - Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике – Мельникова И.Б., действующего на основании доверенности от 12.12.2018 г., административного ответчика – Обада З.Н.О., его представителя Кузьменок А.А., действующего на основании доверенности от 12.04.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике к Обада Заид Надхим Обада о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан,

установил:

Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, - Обада Заид Надхим Обада, в Центр временного содержания иностранных граждан, мотивированное следующим.

Гражданин Республики Ирак, Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р., прибыл в Российскую Федерацию 27.08.2018 г. по многократной обыкновенной учебной визе серии №*** сроком действия с 26.11.2017 г. по 25.11.2018 г., по заграничному паспорту гражданина Республики Ирак №***, выданному <дата> После чего прибыл в Удмуртскую Республику и 30.08.2018 г. принимающей стороной ФГБОУ УДГУ поставлен на миграционный учет по адресу: <*****> (общ.), сроком временного пребывания до 25.11.2018 г. С 03.12.2018 г. поставлен на миграционный учет физическим лицом по адресу: <*****> сроком временного пребывания до 25.11.2019 г.

17.04.2019 г. в адрес Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике из УФСБ России по Удмуртской Республике поступило сообщение о принятом руководством ФСБ России решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении гражданина Республики Ирак Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. на основании п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» сроком до 27 марта 2054 года.

26.04.2019 г. ОП 3 УМВД России по г. Ижевску принято решение о сокращении срока временного пребывания гражданину Республики Ирак Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. на основании пп. 21.2 п. 21 Приказа МВД России от 18.12.2017 г. № 933 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» (в отношении иностранного гражданина, временно пребывающего на территории Российской Федерации, принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию по основаниям, предусмотренным статьями 26 и 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ), п. 3 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ (срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную законом, подлежит депортации (п.п. 1,3 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ).

14.05.2019 г. Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. под роспись в установленном порядке уведомлен о данном решении, а также о его обязанности покинуть территорию Российской Федерации в течение трех дней.

В соответствии со п.п. 5, 6 ст. 25.10 Федерального Закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Согласно ст. 2 Федерального Закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. в соответствии с принятым решением ОП 3 УМВД России по г. Ижевску от 26.04.2019 г. о сокращении срока временного пребывания на территории Российской Федерации законных оснований для пребывания на территории России не имеет. Исходя, из совокупности норм статьи 31 вышеуказанного закона Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. обязан покинуть территорию России в течение трех дней, о чем он был письменно уведомлен 14.05.2019 г., однако в установленный законом срок не выехал, с 18.05.2019 г. пребывает на территории Российской Федерации незаконно.

Неисполнение обязанности покинуть территорию Российской Федерации гражданином Республики Ирак Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. подтверждается сведениями автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан СПО «Мигрант-1».

Результаты проверок личности Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. показали следующее: по учетам Департамента консульской службы МИД России и АС «Гражданство» приобретшим гражданство Российской Федерации, не значится. По учетам автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, с ходатайством по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, не обращался.

Руководствуясь п. 3 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» МВД по Удмуртской Республике принято решение о депортации гражданина Республики Ирак Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р.

Во исполнение п. 9.3 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», МВД по Удмуртской Республике принято решение о помещении гражданина Республики Ирак Обада Заид Надхим Обада, <дата> г.р. в Центр временного содержания иностранных граждан на срок, не превышающий сорока восьми часов.

Представитель административного истца Мельников И.Б. в судебном заседании требование административного искового заявления поддержал, обосновав доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что действительно, гражданин Ирака Обада Заид Надхим Обада был неоднократно уведомлен о том, что срок сокращен, сначала въезд запрещен, срок сокращен, было разъяснено, что находится на территории РФ незаконно, однако территорию РФ не покинул, решение о депортации и сокращении сроков не обжаловано, что не препятствует, чтобы гражданин был помещен в ЦВСИГ до момента депортации. 90 суток необходимо для командировки и получения денежных средств. Без подтверждения, пояснил, что сегодня был осуществлен звонок в учреждение, где учиться гражданин Обада, у ректора находится приказ об отчислении и приказ об отчислении будет изготовлен от 11.11.2019г. Запрос хотели сделать, но копию в короткие сроки отправить отказались, даже по электронной почте. Почему ранее не был решен вопрос о депортации, пояснить не может. Являлся ли до настоящего времени административный ответчик студентом УДГУ, ему не известно. Административный истец проживал по адрес временной регистрации, там он и был задержан. Срок 90 суток взяли общий, так как в Ирак проблематично депортировать гражданина Ирака Обада Заид Надхим Обада, также необходимы денежные средства, которые формируются из федерального бюджета, когда это будет сделано не понятно. Если денежные средства поступят раньше, административный ответчик будет депортирован раньше.

Административный ответчик Обада З.Н.О. при участии переводчика Аль Рубаи Омер Хашим Исса не согласился с заявленным к нему требованием. Суду пояснил, что ничего не сделал, не нарушал закон. Уведомление решения о неразрешении въезда в РФ получил 10.04.2019г. Уведомление о сокращении срока пребывания получил 14.05.2019г. Не выехал из Российской Федерации, так как были суды и учеба. Если бы было принято решения о депортации и он бы знал, что необходимо выехать, он бы сам выехал. Не знал, что принято решение о депортации, так как были суды.

Представитель административного ответчика Кузьменок А.А. суду пояснил, что с требованиями административного истца не согласен, решение УФСБ России о неразрешении въезда на РФ и решение УМВД России по г.Ижевску о сокращении сроков временного пребывания от МВД УР, обратились в Октябрьский райсуд г. Ижевска, где указали, что не согласны с тем обстоятельством, что уведомления и решения принятые считали их незаконными, в связи с чем, было 3 ответчика, УФСБ по УР, МВД по УР и ФСБ РФ. Ответчик являлся студентом УдГУ, данное уведомление также получил УдГУ о том, что ответчик должен покинуть территорию РФ, соответственно, должен был издать приказ об отчислении ответчика. Тот ответ, которые приобщили, говорит о том, что если обжалуют уведомление ФСБ и уведомление УВМ МВД, соответственно, никакие действия по запрещению въезда и депортации применяться к ответчику не будут. Ответчик обучался в УДГУ, свободно передвигался по территории РФ, Решение о не разрешении въезда вступило в законную силу 08.11.19, представитель административного истца не смог ответить на вопрос, почему так долго находился на территории УР, хотя данные о том, что должен покинуть УР, имеются еще с апреля 2019г. Ответчик законно находился на территории РФ, т.к. целью прибытия на территорию РФ было получение образования. Решения были обжалованы. Вступило решение ВС РФ или не вступило, судить не представляется возможным. Определение по делу так и не появилось. Должно быть, согласно ГПК не позднее, чем через 2 недели, соответственно, ответчик не был поставлен в известность о вступлении решения в законную силу. Консультировал ответчика о том, что может не покидать территорию РФ до вступления решения в законную силу. Суд прошел не в пользу ответчика, в пятницу не сообщил, собирался в понедельник. Но в понедельник его взяли под арест. Если бы ответчик имел представление о том, что ему необходимо покинуть РФ ранее, то он бы покинул РФ сам. Решение о депортации было принято Министром МВД 07.11.2019, а судебное заседание в апелляционной инстанции состоялось 08.11.2019, решения о сокращении сроков и решение о не разрешении въезда не вступили в законную силу. Ответчика до настоящего времени никто не трогал, давали разрешение на получение образования, в связи с тем, что решения были обжалованы в суд. Его фактически сейчас нет. Все рассматривалось в одном судебном заседании, в том числе о незаконности решения о сокращении срока пребывания. Меры предварительной защиты не применялись.

В судебном заседании помощник прокурора Лебедева О.Л. в своем заключении указала на то, что административный иск подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 КАС Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 266 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение подано уполномоченным лицом - МВД по Удмуртской Республике, являющимся территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, с соблюдением срока (в течение 48 часов с момента помещения иностранного гражданина в специальное учреждение), установленного ч. 1 ст. 267 КАС Российской Федерации, процедуры (принятие Министром внутренних дел по Удмуртской Республике решения о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение), предписанной пунктом 5 Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1306, в суд по месту нахождения специального учреждения.

В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 31 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Закона N 115-ФЗ в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

В силу п. п. 1, 4 ст. 35.1 Закона N 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом, административный ответчик является гражданином Республики Ирак, прибыл в Российскую Федерацию 27.08.2018 г. по многократной обыкновенной учебной визе серии №***№*** сроком действия с 26.11.2017 г. по 25.11.2018 г., по заграничному паспорта гражданина Республики Ирак № №*** выданному 05.03.2014 г.

26.04.2019 г. ОП 3 УМВД России по г. Ижевск принято решение о сокращении срока временного пребывания гражданину Республики Ирак Обеда З.Н.О., <дата> г.р. на основании пп.21.2 п. 21 Приказа МВД России от 18.12.2017 г. № 933 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ», п. 3 ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 года № 115-ФЗ в связи с принятием в отношении гражданина Республики Ирак Обеда З.Н.О. руководством ФСБ России решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 27 марта 2054 года.

14.05.2019 года Обада З.Н.О. под роспись в установленном порядке уведомлен о принятии решения ОП №3 УМВД России по г. Ижевску о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, а также о его обязанности покинуть территорию РФ в течение трех дней.

Административным ответчиком решение о не разрешении въезда на территорию РФ было обжаловано в порядке административного судопроизводства, 25.06.2019г. Верховным судом УР принято решения об отказе в удовлетворении административного иска, 08.11.2019г. Верховным судом РФ рассмотрена жалоба административного ответчика на указанное решение Верховного суда УР, жалоба оставлена без удовлетворения, решения Верховного суда УР без изменения.

Доводы стороны административного ответчика о вступлении решения, принятого ФСБ РФ в отношении Обада З.Н.О. в законную силу 08.11.2019г., судом отклоняются, поскольку не основано на законе. Так, Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает порядок вступления в законную силу решений судов РФ, для решений ФСБ РФ порядок вступления в законную силу законом РФ не предусмотрен.

Более того, суд отмечает, что срок выезда из РФ (3 дня) не связан с какими-либо обстоятельствами, в том числе, связанными с обжалованием в порядке административного производства решения, принятого в отношении иностранного гражданина о неразрешении въезда на территорию РФ либо решения о сокращении сроков пребывания.

Кроме того, как пояснил представитель административного истца, каких-либо мер предварительной защиты в виде приостановления действия решения ФСБ РФ, судом не принималось.

В связи с указанными обстоятельствами, дата вынесения решения о депортации в отношении административного ответчика (07.11.2019г.), правового значения не имеет.

Доводы стороны административного ответчика о законности пребывания административного ответчика на территории РФ в связи с тем, что Обада З.Н.О. не нарушал законы РФ, является студентом УдГУ, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно, решением о сокращении срока временного пребывания Обада З.Н.О. на территории РФ и уведомлением о принятом руководством ФСБ России решении о неразрешении въезда на территорию РФ Обада З.Н.О. сроком до 27 марта 2054г. Принятые решения, а также уведомление Обада З.Н.О. о принятых решениях и необходимости покинуть территорию РФ, которое административный ответчик получил лично 14.05.2019г., свидетельствуют о незаконности пребывания Обада З.Н.О. на территории РФ.

Решение о сокращении срока временного пребывания административного ответчика в Российской Федерации и о его депортации не отменены.

Доказательства, препятствующие содержанию административного ответчика в специальном учреждении для депортации, в материалах дела не имеются.

В силу п. 9 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи со ст. 269 КАС РФ, в соответствии с которой в решении об удовлетворении административного искового заявления должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части – конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Таким образом, помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение является необходимой мерой по обеспечению выполнения решения о депортации таких лиц.

Поскольку Обада З.Н.О. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, в отношении него уполномоченным лицом принято решение о депортации, суд приходит к выводу о наличии оснований для его помещения в специальное учреждение. Обстоятельства, препятствующие помещению Обада З.Н.О. в специальное учреждение, судом не установлены.

Таким образом, заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, в связи с наличием у Обада З.Н.О.., документов, позволяющих пересечь границу Российской Федерации, срок пребывания до 10.02.2019 г., предложенный административным истцом, по мнению суда, является необоснованным. С учетом времени, необходимого для организации мероприятий по исполнению решения о депортации Обада З.Н.О., он подлежит помещению в специальное учреждение на срок до 14.01.2019 г. (65 суток).

Доводы, указанные Обада З.Н.О. и его представителем в судебном заседании, не являются безусловными основаниями, освобождающими либо препятствующими помещению Обада З.Н.О. в специальное учреждение для исполнения решения о депортации, а также не делают его пребывание законным на территории России.

Таким образом, административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 269 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике к Обада Заид Надхим Обада о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан, - удовлетворить.

Поместить Обада Заид Надхим Обада, <дата> года рождения, являющегося гражданином Республики Ирак, подлежащего депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Удмуртской Республике, расположенный по адресу: <*****>, до 24 час. 00 мин. 14 января 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть подано апелляционное представление.

Мотивированное решение суда изготовлено 14 ноября 2019 года.

Судья Е.В. Караневич