Дело №2а-2118/2019 (УИД 69RS0040-01-2019-005292-20)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2019 года г.Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,
при секретаре Сакаевой А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика на основании доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконными действий по возложению на административного истца обязанностей, отмене предписания в отношении административного истца,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, в котором просила признать действия административного ответчика по возложению на административного истца обязанности в срок до 31.05.2019 выполнить проектную документацию по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов и в срок до 31.12.2019 выполнить работы по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов незаконными, отменить предписание административного ответчика №1427/03 от 19.03.2019 об устранении нарушений законодательства в отношении административного истца как незаконное необоснованное.
В обоснование заявленных требований ФИО1 ссылалась на следующие обстоятельства.
19.03.2019 административным ответчиком в отношении административного истца вынесено предписание №1427/03 об устранении нарушений законодательства. ФИО1 является собственником жилого помещения (<данные изъяты> доля в праве) по адресу: <адрес> предписании указано, что пластиковые окна нарушают архитектуру дома, являющегося объектом культурного наследия. Не согласившись с предписанием, административный истец обратился с жалобой к административному ответчику и в Правительство Тверской области. В удовлетворении жалобы было отказано. Квартира ФИО1 расположена в пристройке к дому 8 по наб.ФИО7 г.Твери. Указанная пристройка исторической ценности не имеет, поскольку появилась в советскую эпоху. По мнению административного истца, она имела право на замену пришедших в негодность деревянных оконных блоков на новые, так как старые оконные рамы были ветхими и морально устарели. Деревянные рамы вследствие их особенности не могли сохранять в квартире необходимую для нормальной жизни и установленных санитарных норм температуру. Окна квартира административного истца выходят на набережную реки Волги, с которой в любое время года дует сильный ветер. Замена деревянных оконных рам на аналогичные пластиковые не нарушает внешний вид дома: цвет оконных рам сохранён, внешний вид раскладки рамы также.
В соответствии с ч.4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
ФИО1 как собственник помещения, за которым никакие обременения не зарегистрированы, обязана была содержать жилое помещение в исправном и надлежащем состоянии, а также самостоятельно выбирать из каких материалов будет производиться ремонт отдельных частей помещения, пришедших в аварийное состояние.
Согласно ответам на жалобы административного истца дом №8 по наб.С.Разина в г.Твери был признан объектом культурного наследия федерального значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 и был включён в реестр государственной охраны. Однако, охранное обязательство было выдано административному истцу одновременно с оспариваемым предписанием. Обязанности собственника помещения в отношении объекта культурного наследия предусмотрены ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. Ни один из перечисленных пунктов административным истцом не нарушен. В ответе на жалобу указано, что действия административного истца привели к искажению внешнего вида спорного здания. Вместе с тем, при ремонте, выполненном в квартире административного истца, внешний вид здания был сохранен. Доказательств изменения внешнего вида по сравнению с существовавшим административным ответчиком не представлено.
В связи с изложенным, по мнению административного истца, спорное предписание нарушает её права, связанные с большими материальными затратами, и на этом основании подлежит отмене.
Определениями суда, занесёнными в протокол судебного заседания от 01.08.2019, 21.08.2019, 14.10.2019 (после перерыва 03.10.2019 и 08.10.2019), 14.11.2019 и 09.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: муниципальное образование город Тверь в лице Администрации города Твери, Управление Минкультуры России по ЦФО, Правительство Тверской области, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, ООО «Октан».
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, представила заявление с просьбой рассматривать дело в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Указал, что выданное предписание законно и обоснованно.
В ранее представленных письменных возражениях на заявленный административный иск представитель административного ответчика указывал, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.». Данный объект культурного наследия включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоен №691420185270006.
Доводы административного истца о морально устаревших оконных заполнениях, пришедших в негодность, не могут быть приняты во внимание, поскольку оконные заполнения, согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, являются собственностью собственников жилых помещений и не относятся к общей собственности. Замена, ремонт оконных заполнений относится к текущему ремонту, согласно перечню работ, утвержденному постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Согласно ч.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники (пользователи) обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и инструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия. Часть 2 той же статьи указывает, что собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона №73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 2, 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, подпунктом «г» пункта 8 Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 94-пп, пунктами 9, 10, 13 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 № 740, Главное управление в рамках осуществления федерального государственного надзора в отношении объектов культурного наследия федерального значения имеет право проводить мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение. По результатам проведенного мероприятия по контролю Главное управление вправе выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
11.02.2019 сотрудниками Главного управления в рамках исполнения своих полномочий в сфере федерального надзора, а также в соответствии с письменными поручениями Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации было осуществлено мероприятие по контролю в отношении указанного выше объекта культурного наследия федерального значения, по результатам которого было установлено, что часть деревянных оконных рам заменена на современные пластиковые окна, что привело к искажению вида главного фасада здания.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемым предписанием права административного истца не нарушены, поскольку обязанность осуществлять работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с установленным порядком вытекает из вышеизложенных требований действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица Управления Минкультуры России по ЦФО, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения относительно заявленных административных исковых требований, в которых просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на следующее.
В рамках своих полномочий, на основании поручения Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России от 26.12.2018 №16192-12-02; обращения гражданина от 26.12.2018 №126-ОГ, в период с 18.03.2019 по 15.04.2019 проведена внеплановая выездная проверка исполнения Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее - госорган) переданных полномочий по объекту культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: <...>. В части исполнения переданных полномочий госорганом представлены материалы мероприятий по контролю за состоянием объекта, а также выданные предписания об устранении нарушений собственникам помещений, в которых установлены пластиковые окна. Мероприятия по контролю за состоянием объекта проведены госорганом в рамках полномочий, определенных статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ.
Установка пластиковых окон в объекте нарушает охраняемые законом права неограниченного круга лиц на обеспечение сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Исходя из положений п.1 ст.45, п.3 ст.47.3 Федерального закона №73-Ф3 собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан проводить работы на объекте на основании письменного задания и разрешения, выданных госорганом, а также в соответствии с проектной документацией, согласованной госорганом установленным порядком. Отсутствие вышеуказанных документов является нарушением обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия, не соответствует целям и задачам государственной охраны объектов культурного наследия и является причинением вреда объекту культурного наследия.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, представители заинтересованных лиц Администрации города Твери, Правительства Тверской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, ООО «Октан», надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, обоснованных ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, письменных возражений по существу заявленных административных исковых требований в суд не направили.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца ФИО1 на основании доверенности ФИО2, представителя административного ответчика на основании доверенности ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.
Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.
Согласно подпункта 3 п.6 ст. 11 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 2 пункта 6 статьи 11 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002, подпунктами «г», «е» пункта 8 Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 94-пп, пунктами 9, 10, 13 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2015 № 740, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в рамках осуществления федерального государственного надзора в отношении объектов культурного наследия федерального значения имеет право проводить мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, по результатам которых вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Заданием от 05.02.2019 за №13 начальником Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области главному специалисту-эксперту отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО6 поручено провести мероприятие по контролю за состоянием и (или) систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.», расположенного по адресу: <...>.
Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» находится на государственной охране согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 (прежний адрес: Калининская область, г.Калинин, набережная, ФИО7, д.7-8, 14-29).
Решением Исполнительного комитета Центрального районного Совета Народных депутатов г.Калинина от 29.04.1980 №104 «Об изменении нумерации домов по ФИО8» дому №16-17 присвоен номер 8.
По результатам проведения мероприятий главным специалистом-экспертом отдела контроля за сохранением и использованием памятников и градостроительной деятельности ФИО6 составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 11.02.2019, из которого усматривается, что здание объекта культурного наследия (<...>) используется в качестве многоквартирного жилого дома. Предмет охраны здания объекта культурного наследия не определен. Краснокирпичное на известково-песчаном растворе, оштукатуренное трехэтажное, здание, северный (главный) фасад которого выстроен вдоль красной линии наб.С.Разина. Крыша здания металлическая вальмовая скатная. В центре здания расположен полукруглый фронтон и проездная арка. С запада и востока примыкают другие здания представляющие совместно со зданием объекта культурного наследия единый объем вытянутый вдоль набережной. Отмостка утрачена. Вдоль северного (главного) фасада уложена тротуарная плитка. Вдоль южного (дворового) фасада и в проездной арке уложено асфальтовое покрытие. Белокаменный цоколь вдоль (главного) северного фасада поврежден биопоражениями, вдоль южного фасада не читается. Цоколь находится в удовлетворительном состоянии. Стены здания со следами ремонта, повреждены сколами и трещинами вдоль штукатурного и покрасочного отделочных слоев. На данных участках также отмечаются деструктивные разрушения лицевой поверхности кирпичной кладки, выветривание кладочного раствора. Состояние штукатурного и покрасочного отделочных слоев - неудовлетворительное, состояние стен здания удовлетворительное. Столярное заполнение оконных и дверных проемов деревянное ветхое, в отдельных дверных проемах установлены современные металлические двери, большая часть деревянных оконных рам заменена на современные пластиковые стеклопакеты. Столярное заполнение находится в неудовлетворительном состоянии. Вальмовая скатная кровля без видимых деформаций. Водоотвод с кровли организован по водосточным трубам, отдельные элементы водосточных труб деформированы. Крыша здания - в удовлетворительном состоянии. Внешнее декоративное убранство повреждено сколами и трещинами вдоль штукатурного и покрасочного отделочных слоев, также отмечаются участки с фрагментарными утратами декоративных элементов. Состояние штукатурного и покрасочного отделочных слоев внешнего декоративного убранства - неудовлетворительное, состояние декоративных элементов - удовлетворительное.
По результатам осмотра объекта культурного наследия сделаны следующие выводы: объект культурного наследия находится в удовлетворительном состоянии, отдельные участки находятся в неудовлетворительном состоянии; внешний вид объекта культурного наследия изменен; необходимо восстановить внешний облик объекта культурного наследия; необходимо проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; необходимо установить собственников (пользователей) здания объекта культурного наследия; после установления собственников (пользователей) здания объекта культурного наследия необходимо выдать им предписания об устранении выявленных нарушений, а также выявлены нарушения п.1 ст.47.3 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В результате проведения мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия административным ответчиком было установлено, что по сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости – квартиру по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности ФИО1 (<данные изъяты> долю).
Из представленного в материалы дела в копии договора передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанная квартира передана в общую долевую собственность (по <данные изъяты> доле каждому) ФИО1, ФИО5 и ФИО9
Из копии технического паспорта на жилой дом №8 литер А по наб.С.Разина в г.Твери и содержащейся в нём экспликации к плану строения, а также из плана помещения, содержащегося в выписке из ЕГРН, следует, что квартира административного истца расположена на втором этаже и состоит из двух комнат площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м., кухни площадью <данные изъяты> кв.м., уборной площадью <данные изъяты> кв.м., коридора площадью 3,3 кв.м.
Право долевой собственности административного истца и заинтересованных лиц ФИО9 и ФИО5 на вышеуказанную квартиру ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается выписками из ЕГРН от 30.07.2019.
Из материалов гражданского дела следует, что в указанной квартире административный истец зарегистрирована и фактически проживает.
Как следует из текста оспариваемого предписания, в ходе осмотра объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: <...>, были выявлены нарушения, отраженные в акте осмотра объекта культурного наследия от 11.02.2019. В связи с чем, административный ответчик пришёл к выводу о том, что объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: <...>, содержится неудовлетворительно в нарушение Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». При этом, предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: <...> не определен.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, ссылаясь на положения п.1 ст.47.3, ст.45, п.1 ст.7, п.12 ст.48 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002, ст.210 Гражданского кодекса РФ, постановление Правительства Тверской области от 03.06.2016 №201-пп «Об утверждении порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Тверской области», постановление Правительства Тверской области от 18.10.2011 №94-пп «Об утверждении Положения о Главном управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области», административный ответчик 19.03.2019 вынес предписание об устранении нарушений законодательства в адрес административного истца ФИО1 №1427/03.
Данным предписанием на административного истца возложены обязанности обеспечить, совместно с другими собственниками квартиры №, расположенной в здании по адресу: <...>, проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: <...>, в следующем объеме: в срок до 31.05.2019 силами специализированной проектной организации, обладающей лицензией на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданной Министерством культуры Российской Федерации выполнить проектную документацию по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов; в срок до 31.12.2019 силами специализированной производственной организации, обладающей лицензией на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданной Министерством культуры Российской Федерации, выполнить работы по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов.
В предписаниях содержится указание на возможность их обжалования в установленном законом порядке, а также предупреждение о том, что невыполнение предписания в установленный срок влечёт административную ответственность, предусмотренную ч.18 (19) ст.19.5 КоАП РФ.
Также в предписаниях разъяснён порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, регламентированный ст.45 Федерального закона №73-ФЗ, Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 30.07.2012 №811.
Впоследствии приказом Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 22.03.2019 №51 в соответствии с п.7 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.», расположенного по адресу: <...>.
Из утвержденного указанным приказом охранного обязательства следует, что указанный объект в едином государственном реестре значится под номером 691420185270006, имеет паспорт объекта культурного наследия, относится к объектам федерального историко-культурного значения, включен в единый государственный реестр Постановлением Совета Министров РСФСР «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» №1327 от 30.08.1960.
Согласно охранному обязательству, объект культурного наследия расположен по адресу: <...> (адрес по Постановлению СМ РСФСР от 30.08.1960 №1327 – <...> д.16-17). В соответствии с проектом зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденным Решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 №26/40, земельный участок расположен в границах исторического района города, а также в границах заповедного района. Археология: «Загородский посад г. Тверь, XIII - XVII вв.» (Постановление Губернатора Тверской области от 26.10.2000 г. №468).
Также в охранном обязательстве приведены общие требования к сохранению, содержанию объекта культурного наследия, к обеспечению доступа граждан к объекту культурного наследия, иные обязанности лиц в отношении объекта культурного наследия.
Из паспорта объекта культурного наследия с регистрационным номером 691420185270006, составленного 20.03.2019, усматривается, что объект культурного наследия расположен по адресу: <...>, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. При этом, на дату оформления паспорта границы территории объекта культурного наследия не утверждены, предмет охраны объекта культурного наследия не утвержден, границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территорий данных зон не утверждены.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из оспариваемого предписания и установлено в процессе рассмотрения дела судом, оно вынесено 19.03.2019. Сведения о дате получения административным истцом предписания в материалах дела отсутствуют.
Административный истец ФИО1 в направленном в суд ходатайстве просит восстановить срок на обращение в суд в случае его пропуска.
С рассматриваемым административным иском ФИО1 обратилась 28.06.2019, т.е. по истечении трёхмесячного срока с даты вынесения оспариваемого предписания, в отсутствие достоверных сведений о дате его получения.
Частью 7 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи (несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом) или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из представленных суду сведений, изначально ФИО1 обратилась с административным иском в суд 18.06.2019, т.е. в пределах трехмесячного срока со дня вынесения оспариваемого предписания. Определением судьи Центрального районного суда города Твери от 20.06.2019 административный иск ФИО1 был возвращён. Данное определение не обжаловано и вступило в законную силу.
Кроме того, административный истец ФИО1 до обращения в суд с рассматриваемым административным иском обращалась с жалобой на вынесенное в её адрес предписание в Прокуратуру Тверской области, Правительство Тверской области. Прокуратурой Тверской области жалоба ФИО1 была направлена 26.04.2019 для рассмотрения начальнику Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.
Из сообщений Правительства Тверской области от 20.05.2019 и начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 23.05.2019 по результатам рассмотрения жалоб ФИО1 следует, что оспариваемое предписание выдано законно и обоснованно.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание подтвержденные материалами дела причины пропуска срока обращения административного истца в суд, отсутствие препятствий к восстановлению срока, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства ФИО1 и восстановлении административному истцу по рассматриваемому делу срока обращения в суд с административным иском к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области об оспаривании действий административного ответчика и выданного им предписания.
Оценивая правомерность оспариваемых в рамках настоящего дела действий Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области и выданное им предписание, суд исходит из следующего.
Оспариваемое предписание является решением территориального органа государственной власти, которым на административного истца возложены обязанности, неисполнение которых может повлечь для неё негативные последствия.
Предписание основано на результатах осмотра объекта культурного наследия от 11.02.2019, в ходе которого которым выявлены нарушения п.1 ст.47.3 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Вышеуказанные обязанности возлагаются на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002, в соответствии с которым если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится в муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Таким образом, указанные в п.1 ст.47.3 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 требования, в том числе не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен, подлежат выполнению лицами, являющимися, в частности, собственниками объектов, входящих в состав объекта культурного наследия, в рамках соблюдения и выполнения охранного обязательства.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела, охранное обязательство, содержащее общие требования для собственников или иных законных владельцев объекта культурного наследия «Ансамбль домов, XVIII в.», в который, согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327, включены несколько домов по наб.ФИО7 в г.Твери, утверждено 22.03.2019 после вынесения оспариваемого предписания и не могло быть выполнено собственником помещения до его получения.
Иные документы, находившиеся в распоряжении административного истца, в том числе связанные с переходом и регистрацией права собственности на жилое помещение, не содержат каких-либо специальных требований к осуществлению правомочий собственника, связанных с необходимостью сохранения объекта культурного наследия.
Исходя из положений п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, оконные заполнения внутри жилого помещения являются собственностью собственников жилых помещений. Смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и в целом оконных и дверных заполнений включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, утвержденному постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Согласно текста оспариваемого предписания, в ходе осмотра объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: <...>, были выявлены нарушения, выразившиеся в том числе в следующем: столярное заполнение оконных проемов деревянное ветхое, большая часть деревянных оконных рам заменена на современные пластиковые стеклопакеты, столярное заполнение находится в неудовлетворительном состоянии.
При этом, в вынесенном предписании не содержится указания на конкретные жилые помещения, являющиеся частью объекта культурного наследия, собственники которых допустили выявленные нарушения, что не позволяет установить ни объем допущенных нарушений, ни лиц, обязанных их устранить.
В соответствии с п.2 ст.47.3 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы, заключение которой в силу п.2 указанной статьи должно содержать, в частности, описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (далее - предмет охраны объекта культурного наследия).
В силу п.2 ст.33 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.
Как установлено при рассмотрении дела, границы территории объекта культурного наследия, предмет охраны объекта культурного наследия, границы зон охраны объекта культурного наследия не утверждены, что также не позволяет установить привели ли какие-либо действия либо бездействие собственников жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, в том числе административного истца, к ухудшению физического состояния и изменению предмета охраны объекта культурного наследия.
Статья 56.1 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 предусматривает особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом.
Так, пунктом 2 указанной статьи Закона предусмотрено, что в случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи, охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Охранные обязательства, содержащие требования в отношении жилых помещений в многоквартирном доме, подлежат выполнению собственниками таких жилых помещений.
Охранное обязательство, содержащее требования в отношении жилого помещения в многоквартирном доме, занимаемого по договору социального найма, подлежит выполнению нанимателем указанного помещения.
При рассмотрении дела установлено, что оспариваемое предписание административного ответчика вынесено в отношении физического лица - собственника доли жилого помещения - квартиры. При этом, <данные изъяты> доли указанной квартиры принадлежат на праве собственности заинтересованным лицам ФИО5 и ФИО9
Охранное обязательство, содержащее общие требования для собственников или иных законных владельцев объекта культурного наследия «Ансамбль домов, XVIII в.», в состав которого включен многоквартирный жилой дом по адресу: <...>, жилые помещения в котором находятся как в частной, так и в муниципальной собственности, в отсутствие определенного предмета охраны данного объекта культурного наследия, не предусматривает конкретных требований ни в отношении многоквартирного дома по адресу: <...> целом, ни общего имущества многоквартирного дома, ни конкретных жилых помещений (квартир либо комнат), что также не позволяет установить лиц, ответственных за выполнение данного охранного обязательства исходя из положений ст.56.1 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002.
Помимо изложенных нарушений требований действующего законодательства, оспариваемое предписание не отвечает принципу исполнимости, поскольку на административного истца возложена обязанность провести определенные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль домов, XVIII в.» по адресу: <...>, совместно с другими собственниками квартиры №, что ставит в зависимость надлежащее исполнение предписания одним из собственников жилого помещения от возможности и намерения иных собственников данное предписание выполнять. Вместе с тем, неисполнение сособственниками квартиры ФИО1 выданного ей предписания не влечёт для них негативных последствий.
Также, в резолютивной части оспариваемого предписания содержится указание на выполнение административным истцом работ по выполнению проектной документации по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов и работ по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов без конкретизации места их нахождения (многоквартирный дом, квартиры, комнаты, места общего пользования). При этом, поскольку жилой дом №8 по наб.С.Разина в г.Твери является многоквартирным, оконные проёмы имеются и в иных жилых помещениях данного дома, а также могут находиться и в местах общего пользования. При этом, в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества, и не может нести ответственность за ненадлежащее содержание имущества иными лицами.
Таким образом, требования оспариваемого предписания содержат неконкретные общие формулировки, что не исключает их двоякого толкования и не отвечает принципу исполнимости.
Вышеуказанные обстоятельства делают невозможным исполнение предписания административного ответчика административным истцом.
В связи с изложенным, действия административного ответчика по возложению на административного истца ФИО1 указанных в предписании обязанностей, а также выданное административному истцу предписание №1427/03 от 19.03.2019 не соответствуют требованиям Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002, ст.210 ГК РФ, являются неисполнимыми, чем нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. Данные обстоятельства в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ являются основанием для удовлетворения административного иска.
Способом восстановления нарушенного права административного истца является отмена выданного предписания об устранении нарушений законодательства №1427/03 от 19.03.2019 в отношении ФИО1
Понесенные административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., подтверждённые чек-ордером от 10.07.2019, подлежат возмещению административным ответчиком в силу статьи 111 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
заявленные административные исковые требования ФИО1 к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области о признании незаконными действий по возложению на административного истца обязанностей, отмене предписания в отношении административного истца - удовлетворить.
Признать действия административного ответчика Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области по возложению на ФИО1 обязанности в срок до 31.05.2019 выполнить проектную документацию по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов, в срок до 31.12.2019 выполнить работы по восстановлению деревянных заполнений оконных проемов не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Отменить выданное предписание об устранении нарушений законодательства №1427/03 от 19.03.2019 в отношении административного истца ФИО1.
Взыскать с Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в пользу ФИО1 понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.Я. Панасюк
Мотивированное решение составлено 29.01.2020.