Дело № 2а - 2118 /2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2018 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи И.В.Шерстюкова,
при секретаре Фатиховой Г.Р.,
с участием:
представителя административного ответчика начальника отдела – старшего судебных приставов отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю по доверенности от Дата Волеговой М.А.,
заинтересованного лица судебного пристава – исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Никитиной А.О.,
рассмотрев административное исковое заявление по административному иску административного истца Гаевского Д.С. к административным ответчикам: начальнику отдела – старшему судебному пристава ОСП по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И.., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании действий (бездействия) незаконными по вынесению постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении № от Дата об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий № незаконными, признании указанного постановления незаконным и отмене постановления № от Дата начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гаевский Д.С. обратился с административным иском к административному ответчику начальнику отделу – старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании действия (бездействия) начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И. по вынесению постановления № от Дата об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий № незаконными, признании указанного постановления незаконным и отмене постановления № от Дата начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю. В административном исковом заявлении Гаевский Д.С. указал следующее. Дата начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И. вынесено постановление №, которым отменено постановление судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю об окончании исполнительного производства № от Дата, возобновить исполнительное производство, с присвоением №, с постановлением не согласен.
В ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения. В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, если исполнительное производство было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу части 9 статьи 47 названного Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И. незаконно вынесла данное постановление, нарушив часть 9 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", превысив должностные полномочия, так как исполнительное производство было окончено 28.11.2017 года по п. 3 ч.1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а не по пункту 1 части 1 статьи 47 указанного федерального закона. Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми от Дата№ не мотивировано, не приведены законные основания принимаемого решения со ссылкой на правовые акты, отсутствует исполнительный документ, что влечет невозможность производства судебными приставами исполнительных действий. Указывает на то, что дата возобновления исполнительного производства указана неправильно, исполнительное производство возбуждено Дата. Начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми возобновляет исполнительное производство № от Дата и поручает судебному приставу - исполнителю принять меры направленные на исполнение требований исполнительного документа, что, по мнению административного истца Гаевского Д.С. противоречит ч.6,7 статьи 45 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", так как по приостановленному исполнительному производству до его возобновления применение мер принудительного исполнения не допускается; возобновляется после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава – исполнителя. Полагает, что возобновить исполнительное производство начальник отдела – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Ш.О.И. не могла, так как оно не было приостановлено начальником отдела, а было окончено судебным приставом – исполнителем Дата Административное исковое заявление мотивировано ссылкой на положения статей 12,14, частей 6,7 статьи 45, части 9 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 37 Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
В судебное заседание административный истец не явился, извещен, в заявлении просил рассмотреть административное дело в своё отсутствие.
Представитель административного ответчика административные исковые требования не признала. В отзыве и пояснениях в судебном заседании указано следующее. Отсутствует совокупность условий, необходимых в соответствии со статьей 227 КАС РФ для признания действий (бездействия) судебного пристава – исполнителя незаконными.
Дата в ОСП по Дзержинскому району г. Перми возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Гаевского Д.С. в пользу взыскателя ИФНС Дзержинского района г. Перми о взыскании денежной суммы обязательных платежей в размере ... которое возбуждено на основании исполнительного документа налогового органа, соответствующего статьей 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Дата исполнительное производство было окончено с актом о невозможности взыскания.
Дата начальником отдела судебных приставов постановление об окончании исполнительного производства возбуждено, так как было установлено, что должник является пенсионером. Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю. Срок повторного предъявления исполнительного документа исчисляется с Дата и истекает Дата В ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что постановление об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом в течении всего срока для предъявления исполнительного производства. Постановление старшего судебного пристава – исполнителя об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий вынесено в соответствии с законом. Довод административного истца об отсутствии в исполнительном производстве оригинала исполнительного документа не нашел подтверждения, между отделом судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми и ИФНС по Дзержинскому району г. Перми существует электронный документооборот и поступил в ОСП по СЭД, имеется электронная цифровая подпись. При отмене постановления об окончании исполнительного производства в ИФНС приходит уведомление о возобновлении ИП.
Соответчик УФССП России по Пермскому краю извещен, представителя в судебное заседание не направил.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, выслушав стороны, лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
Исходя из положений ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Как следует из материалов исполнительного производства № от Дата, налоговым органом Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми как органом, осуществляющим контрольные функции на основании акта № от Дата направил на исполнение Исполнительный документ, выданный начальником ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми, решение №, вступившего в законную силу Дата, сущность исполнения: взыскание с должника Гаевского Д.С. налоги и сборы в сумме ... Указаны реквизиты для перечисления КБК по каждому из обязательных платежей, сумма задолженности по каждому из взыскиваемых платежей. Исполнительный документ подписан электронной подписью, указан сертификат № владелец ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми. Дата судебным приставом – исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении Гаевского Д.С., которое было направлено должнику Гаевскому Д.С. Дата заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении №
Дата судебный пристав – исполнитель отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Т.Н.Д. вынесла постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю, в котором указано, что остаток задолженности по исполнительному производству составляет ... В ходе исполнения требований исполнительного документа было установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось, возвращается взыскателю в связи с тем, что невозможно установить местонахождение имущества должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в кредитных организациях.
В соответствии с положениями части 5 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и положениями абзаца 10 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О судебных приставах" старший судебный пристав вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
Исполнительное производство № было окончено на основании пункта 3 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве (если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества). Также в постановлении разъяснены положения части 4 статьи 46 Закона об исполнительном производства о том, что возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 указанного закона. Ссылка административного истца на пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" не состоятельна так как в данном пункте разъяснено, что если исполнительное производство было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), то есть данное разъяснения относится к иному основанию окончания исполнительного производства – в связи с фактическим исполнением требований, в данном же случае исполнительное производство в отношении должника Гаевского Д.С. окончено не в связи с фактическим исполнением, поскольку задолженность в сумме ... не была погашена, осталась не исполненной.
Основания окончания исполнительного производства в отношении должника Гаевского Д.С. судебным приставом – исполнителем были указаны иные - если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества, что не соответствует фактическим обстоятельствам, что не оспаривается Гаевским Д.С.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
В ч. 9 ст. 47 данного Федерального закона указано, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения
Исходя из предоставленных полномочий, установленной компетенции, служебных и должностных обязанностей начальник отдела – старший судебный пристав ОСП по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И. рассмотрев материалы исполнительного производства № возбужденного Дата и оконченного Дата, установила необходимость повторного совершения исполнительных действий, вынесла постановление № которым отменено постановление судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства № от Дата Как разъяснено в абзаце 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах", часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 9 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в течение срока предъявления исполнительного листа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения. По смыслу названной нормы постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства подлежит отмене старшим судебным приставом в случае, если требования исполнительного документа должником не исполнены или исполнены не полностью.
Поскольку исполнительный документ постановление ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми № от Дата о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) не было исполнено, а окончание исполнительного производства Дата произведено судебным приставом – исполнителем безосновательно, начальник отдела - старший судебный пристав отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И. правомерно вынесла постановление №, которым отменено постановление судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства № от Дата
Таким образом, права административного истца Гаевского Д.С. ничем не нарушены, доказательств погашения им задолженности по уплате обязательных платежей или отмене решения ИФНС по Дзержинскому району г. Перми от Дата на дату принятия оспариваемого решения Дата, им не представлено.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с положениями КАСРФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Таким образом, основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
Отказать административному истцу Гаевскому Д.С. в удовлетворении административных исковых требований к административным ответчикам: начальнику отдела – старшему судебному приставу отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Ш.О.И. Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании действий (бездействия) незаконными по вынесению постановления об отмене постановления об окончании и возобновлении № от Дата об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий № незаконными, признании указанного постановления незаконным и отмене постановления № от Дата начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия.
Судья И.В.Шерстюков