ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-211/19 от 15.08.2019 Владикавказского гарнизонного военного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2019 г.

г. Владикавказ

Владикавказский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Губарева П.Ю., при секретаре судебного заседания Тедтовой З.Э., с участием административного истца – Бонифатьевой С.В., представителя административного ответчика – командира войсковой части – Мельситовой Е.О., представителя административного ответчика – начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» (далее – управление финансового обеспечения) – Слановой А.В., административного ответчика – врио начальника 1 отделения (финансово-расчетный пункт) управления финансового обеспечения (далее – ФРП) Сидиропуло Г.К., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев административное дело № 2а-211/2019 по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части <данные изъяты> Бонифатьевой Светланы Валентиновны об оспаривании действий командира войсковой части и управления финансового обеспечения, связанных с порядком выплаты материальной помощи,

установил:

на основании рапорта Бонифатьевой командиром войсковой части подготовлен проект приказа о выплате истцу материальной помощи за 2019 г., в согласовании которого было отказано начальником ФРП.

Бонифатьева обратилась в суде с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным действия командира войсковой части и управления финансового обеспечения, связанные с отказом выплатить ей ежегодную материальную помощь за 2019 г., обязать их ее выплатить.

В суде Бонифатьева дополнила требования, просила признать незаконным отказ в согласовании указанного выше проекта приказа, обязать управление финансового обеспечения согласовать проект приказа о выплате ей ежегодной материальной помощь за 2019 г.

В судебном заседании административный истец пояснила, что до настоящего времени приказ о зачислении ее в распоряжение командира не издавался, поэтому нет оснований для отказа в выплате ей ежегодной материальной помощи.

Мельситова Е.О. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что приказ о выплате истцу материальной помощи за 2019 г. не может быть издан из-за отказа в согласовании проекта приказа начальником ФРП. При этом административный истец в распоряжение командира не выводилась.

Сланова А.В. возражала против удовлетворения иска, пояснив, что оснований для выплаты административному истцу материальной помощи за 2019 г. нет, так как должность, которую занимала Бонифатьева, сокращена с 1 августа 2018 г., а на другую должность она не назначалась.

Сидиропуло Г.К. также возражал против удовлетворения иска, пояснив, что административный истец проходит военную службу не на должности, поэтому нет оснований для выплаты ей ежегодной материальной помощи.

Заслушав лиц, участвующих в деле, а также исследовав доказательства, приобщенные к материалам дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а также п. 2 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих), денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

При этом ст. 1 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» прямо устанавливает зависимость денежного довольствия военнослужащих от занимаемых воинских должностей, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы. Следовательно, законодательство о денежном довольствии военнослужащих применяется в неразрывной взаимосвязи с законодательством, определяющим порядок прохождения ими военной службы.

Пунктом 38 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячные дополнительные выплаты выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности (сдачи дел и должности).

Согласно п.п. 1 и 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев нахождения в распоряжении командира (начальника).

Назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей в силу п. 1 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществляются: военнослужащих, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента Российской Федерации; остальных военнослужащих - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Кроме того, в целях реализации Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положения о порядке прохождения военной службы, приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 3733 утвержден Порядок реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий, согласно п. 1 которого назначение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождение их от воинских должностей, увольнение с военной службы и присвоение им воинских званий осуществляются приказами соответствующих командиров (начальников) по личному составу.

Из изложенного следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности.

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации по личному составу и строевой части от 25 февраля 2013 г. № административный истец назначена на должность <данные изъяты> войсковой части .

Представитель командира войсковой части в суде пояснила, что должность, на которую назначена Бонифатьева, сокращена, однако приказы о выводе ее в распоряжение командира воинской части не издавались, что не оспаривается сторонами по делу.

Таким образом, в суде установлено, что Бонифатьева в распоряжение командиров (начальников) не выводилась.

Согласно п. 84 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их рапорту выплачивается ежегодная материальная помощь в размере одного месячного оклада денежного содержания военнослужащего.

На основании указанного рапорта и в соответствии с п. 86 Порядка обеспечения довольствием материальная помощь выплачивается на основании приказа командира.

Как следует из п. 89 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих материальная помощь не выплачивается военнослужащим: в период нахождения в распоряжении командиров (начальников); увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Как следует из копии рапорта Бонифатьевой от 15 мая 2019 г. она обратилась к командиру войсковой части с просьбой выплатить ей ежегодную материальную помощь за 2019 г.

Сообщением от 30 мая 2019 г. № и копией проекта приказа командира войсковой части о выплате истцу ежегодной материальной помощи за 2019 г. подтверждается, направление данного проекта на согласование в управление финансового обеспечения.

Из резолюции начальника ФРП на указанном проекте приказа следует, что в его согласовании отказано в связи с сокращением должности Бонифатьевой С.В. с 1 августа 2018 г.

Из показаний свидетеля ФИО8 следует, что проект приказа поступил вместе с рапортом истца, а также другими документами и не был согласован из-за того, что Бонифатьева проходит военную службу не на должности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец не находится в распоряжении командира, суд приходит к выводу о том, что начальник ФРП незаконно отказал в согласовании проекта приказа командира войсковой части о выплате Бонифатьевой ежегодной материальной помощи за 2019 г. по причине сокращения занимаемой ею должности.

Довод Слановой А.В. о том, что ежегодная материальная помощь не выплачивается военнослужащим, чьи воинские должности сокращены, не основан на приведенных выше нормативно-правовых актах и поэтому судом отклоняется как необоснованный.

Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с Правилам согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам РФ и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных Сил РФ, утвержденных заместителем Министра обороны РФ 30 декабря 2014 г. и Статс-секретарём – заместителем Министра обороны РФ, согласование проектов приказов относится к полномочиям управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам РФ и проводится с целью проверки соответствия данного проекта приказа требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, на наличие прилагаемых к проекту приказа документов, являющихся основанием для принятия решения об установлении военнослужащим выплат, суд не находит оснований для удовлетворения требования о возложении на управление финансового обеспечения и начальника ФРП обязанности по согласованию проекта приказа командира войсковой части о выплате Бонифатьевой ежегодной материальной помощи за 2019 г., и полагает необходимым обязать начальника ФРП повторно рассмотреть вопрос согласования соответствующего проекта приказа.

Суд не находит оснований для удовлетворения требования о признании незаконным действий командира войсковой части , связанных с отказом выплатить ежегодную материальную помощь, так как в суде установлено, что командир воинской части не отказывал в ее выплате, а приказ о выплате не издан из-за отказа в согласовании проекта приказа о выплате начальником ФРП.

В удовлетворении требований о возложении на административных ответчиков обязанности выплатить истцу материальной помощи за 2019 г. необходимо отказать в связи с их преждевременностью, так как согласно п. 86 Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих материальная помощь выплачивается на основании приказа командира, который до настоящего времени не издан.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Бонифатьевой Светланы Валентиновны удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника 1 отделения (финансово-расчетный пункт) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания», связанные с отказом в согласовании проекта приказа командира войсковой части о выплате Бонифатьевой С.В. ежегодной материальной помощи за 2019 г.

Обязать начальника 1 отделения (финансово-расчетный пункт) Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» в течение 10 дней со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда повторно рассмотреть вопрос согласования проекта приказа командира войсковой части о выплате Бонифатьевой С.В. ежегодной материальной помощи за 2019 г. и сообщить об этом административному истцу и в суд в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требования о возложении на начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания» обязанности согласовать проект приказа командира войсковой части о выплате Бонифатьевой С.В. ежегодной материальной помощи за 2019 г., о признании незаконным действий командира войсковой части , связанных с отказом выплатить ей ежегодную материальную помощь за 2019 г., а также о возложении на административных ответчиков обязанности выплатить истцу материальную помощь за 2019 г., – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

П.Ю. Губарев