ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-211/2017 от 18.12.2017 Кувшиновского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-211/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2017 года город Кувшиново

Кувшиновский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Кулакова С. А.,

при секретаре Ступаковой Е. О.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Кувшиновского района Тверской области Харенко М. М.,

представителя административного ответчика – Администрации Кувшиновского района – ФИО1;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района об оспаривании нормативного правового акта – постановления главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»»,

установил:

Прокурор Кувшиновского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района о признании постановления главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»» не действующим полностью со дня его принятия.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка законности Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утверждённого постановлением главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408, опубликованного на официальном сайте Администрации Кувшиновского района 6 ноября 2015 года. Данный акт содержит обязательные правила поведения, адресованные персонально не определённому кругу лиц, и рассчитан на многократное применение, является нормативным правовым. Проверкой установлено, что данный административный регламент является незаконным и не подлежит применению. В нарушение требований ст. 4, 12 и 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Администрацией Кувшиновского района проект указанного административного регламента на официальном сайте не публиковался, независимой экспертизе, а также экспертизе уполномоченным органом местного самоуправления не подвергался, что подтверждается ответом Администрации Кувшиновского района от 31 октября 2017 года. Указанное является недопустимым и свидетельствует о существенных нарушениях процедуры принятия нормативного правового акта, установленной федеральным законодательством. Открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, отнесена к основным принципам предоставления муниципальных услуг. Изложенными обстоятельствами нарушены права неопределённого круга лиц на ознакомление с проектом административного регламента и проведение независимой экспертизы его проекта. Прокурором 27 сентября 2017 года главе администрации Кувшиновского района принесён протест на указанный административный регламент. Ответ на протест поступил в прокуратуру 9 октября 2017 года, в нём указано не непризнание требований прокурора.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Кувшиновского района Тверской области Харенко М. М. – поддержал исковые требования полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1 иск не признала, пояснив, что проект административного регламента публиковался на официальном сайте Администрации Кувшиновского района, но документально подтвердить это Администрация не может, так как эта информация на сайте не сохранилась. Предоставить какие-либо другие доказательства публикации проекта административного регламента Администрация не может. Заключения независимой экспертизы проекта административного регламента в Администрацию не поступали, поэтому оснований для проведения экспертизы проекта самой Администрацией не было, и такая экспертиза не проводилась. В газете «Знамя» административный регламент не публиковался, изменения и дополнения в него не вносились.

Также административным ответчиком представлены в суд письменные возражения (л. д. 187-188), в которых указано, что проект Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала» был размещён на официальном сайте Администрации Кувшиновского района в сети «Интернет», что подтверждается постановлением от 22 сентября 2015 года. Информацию, подтверждающую размещение данного проекта, Администрация Кувшиновского района не может предоставить, так как время от времени с сайта удаляется неактуальная информация. Оспариваемый нормативный правовой акт был применён, а именно – были выданы акты об освидетельствовании проведения работ по строительству и реконструкции. Таким образом, при отмене оспариваемого нормативного правового акта будут нарушены интересы третьих лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из постановления главы администрации Кувшиновского района от 22 сентября 2015 года № «Об утверждении проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»» (л. д. 189-197) усматривается, что этим постановлением утверждён проект Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала», отделу организационно-контрольной работы поручено разместить его на официальном сайте Администрации Кувшиновского района.

Из постановления главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»» (л. <...>, 171-184, 215-229) усматривается следующее:

- этим постановлением утверждён Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала» (приложение к постановлению);

- приложение к этому постановлению имеет наименование «Проект Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»»;

- предметом регулирования административного регламента является приём уполномоченными должностными лицами администрации Кувшиновского района документов для выдачи акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объектов индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского капитала;

- получателем муниципальной услуги является физическое лицо, обеспечивающее на земельном участке, принадлежащем ему на каком-либо праве, строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства и получившее государственный сертификат на материнский капитал.

Из распечаток информации с официального сайта Администрации Кувшиновского района (www.kuvshinovoadm.ru) (л. <...>, 215-229) усматривается, что постановление главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 размещено на этом сайте 6 ноября 2015 года и доступно для ознакомления по состоянию на 18 декабря 2017 года.

Из Устава муниципального образования «Кувшиновский район», принятого решением Собрания депутатов Кувшиновского района от 24 августа 2005 года , действующего в редакции решений Собрания депутатов Кувшиновского района от 21 сентября 2006 года , от 25 декабря 2007 года , от 14 октября 2008 года , от 23 июля 2009 года , от 27 мая 2010 года , от 20 января 2011 года , от 29 июня 2012 года , от 3 августа 2015 года и от 30 марта 2017 года (л. <...>), усматривается, среди прочего, следующее:

- структуру органов местного самоуправления Кувшиновского района составляют Собрание депутатов Кувшиновского района, Глава Кувшиновского района, администрация Кувшиновского района, Контрольно-ревизионная комиссия Кувшиновского района. Должностными лицами местного самоуправления являются: Глава Кувшиновского района, заместитель Главы Кувшиновского района, глава администрации Кувшиновского района (п. 1 ст. 30 и ст. 30.1 Устава в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 29 июня 2012 года );

- структуру органов местного самоуправления Кувшиновского района Тверской области составляют Собрание депутатов Кувшиновского района Тверской области, Глава Кувшиновского района Тверской области, Администрация Кувшиновского района Тверской области, Контрольно-ревизионная комиссия Кувшиновского района Тверской области, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Кувшиновского района. К должностным лицам местного самоуправления Кувшиновского района относятся: Глава Кувшиновского района, Председатель Собрания депутатов Кувшиновского района, 1-ый Заместитель Главы Администрации Кувшиновского района, Заместители Главы Администрации Кувшиновского района, Председатель контрольно-ревизионной комиссии Кувшиновского района. Глава Кувшиновского района является высшим должностным лицом Кувшиновского района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом, возглавляет Администрацию Кувшиновского района. Положения данного Устава, устанавливающие полномочия и порядок избрания Главы Кувшиновского района, а также полномочия и порядок избрания Председателя Собрания депутатов Кувшиновского района, применяются после истечения срока (прекращения) полномочий Главы Кувшиновского района, избранного Собранием депутатов Кувшиновского района из своего состава 26 сентября 2014 года (п. 1 ст. 37 и п. 2 ст. 64 Устава в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 3 августа 2015 года ; п. 1 ст. 23, ст. 24, п. 1 ст. 31 и ст. 55 Устава в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 30 марта 2017 года );

- глава администрации Кувшиновского района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Тверской области, Уставом Кувшиновского района, нормативными правовыми актами Собрания депутатов Кувшиновского района, издаёт постановления администрации Кувшиновского района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, а также распоряжения по вопросам организации работы администрации Кувшиновского района. Постановления главы администрации Кувшиновского района, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Кувшиновского района. Правовые акты главы администрации Кувшиновского района вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено законодательством, данным Уставом и в самих правовых актах (ст. 41.2 Устава в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 29 июня 2012 года

- в систему муниципальных правовых актов Кувшиновского района входят правовые акты Администрации Кувшиновского района. Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется путём размещения полных текстов актов в печатном издании – в общественно-политической газете Кувшиновского района «Знамя» не позднее десяти дней. Кроме того, муниципальные правовые акты могут быть опубликованы на официальном сайте Администрации Кувшиновского района в сети Интернет. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности неопределённого круга лиц, подлежат официальному опубликованию, вступают в силу после их официального опубликования (подп. 6 п. 1, пп. 11 и 12 ст. 46 Устава в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 3 августа 2015 года );

- в систему муниципальных правовых актов Кувшиновского района входят правовые акты Администрации Кувшиновского района. Официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется путём размещения полных текстов актов в печатном издании – в общественно-политической газете Кувшиновского района «Знамя» не позднее десяти дней со дня подписания. Кроме того, муниципальные правовые акты могут быть размещены на официальном сайте Администрации Кувшиновского района в сети Интернет. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию, вступают в силу после их официального опубликования (подп. 6 п. 1, пп. 11 и 12 ст. 39 Устава в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 30 марта 2017 года ).

Из Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утверждённого постановлением Главы Кувшиновского района от 10 мая 2011 года № 122-I (л. д. 73-77), усматривается, среди прочего, следующее:

- разработчик размещает проект административного регламента на официальном сайте Администрации района в сети Интернет для ознакомления заинтересованных лиц в целях проведения экспертизы административного регламента. Предметом экспертизы является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Порядок проведения независимой и дополнительной экспертизы проектов административных регламентов утверждается муниципальным правовым актом главы района;

- утверждение административных регламентов производится после составления положительного заключения уполномоченного органа по проведению экспертизы административных регламентов в муниципальном образовании «Кувшиновский район» на основании независимой и дополнительной экспертиз.

Согласно информации Администрации Кувшиновского района от 20 и 30 ноября 2017 года (л. <...>) постановление главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 размещено на официальном сайте Администрации Кувшиновского района 6 ноября 2015 года, нормативно-правовой акт не применялся. Постановление Главы Кувшиновского района от 10 мая 2011 года № 122-I не опубликовывалось и не размещалось на сайте.

Из протеста прокурора Кувшиновского района Тверской области от 27 сентября 2017 года, адресованного главе администрации Кувшиновского района (л. д. 27-28), усматривается, что прокуратурой проведена проверка законности Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утверждённого постановлением главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408, в результате которой установлено, что отдельные положения упомянутого административного регламента не соответствуют требованиям закона. Главе администрации Кувшиновского района предложено привести указанный административный регламент в соответствие с действующим законодательством.

Из письма Администрации Кувшиновского района от 6 октября 2017 года, адресованного прокурору Кувшиновского района Тверской области (л. д. 29), усматривается, что протест прокурора рассмотрен главой администрации Кувшиновского района 5 октября 2017 года. Глава администрации Кувшиновского района протест не признаёт.

Из требования прокурора Кувшиновского района Тверской области от 26 октября 2017 года, адресованного главе администрации Кувшиновского района (л. д. 30-31), усматривается, что прокурор требует представить копии заключений независимой экспертизы и экспертизы, проведённой уполномоченным органом местного самоуправления, в отношении проекта Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала», утверждённого постановлением главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408, и информацию, подтверждающую размещение проекта указанного регламента на официальном сайте Администрации Кувшиновского района.

Из письма Администрации Кувшиновского района от 31 октября 2017 года, адресованного прокурору Кувшиновского района Тверской области (л. д. 32), усматривается, что Администрация не может предоставить указанную в требовании информацию и документы в полном объёме.

Из актов освидетельствования проведения основных работ по строительству и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства от 2 декабря 2015 года, 7 июня, 5 июля и 9 ноября 2016 года, 31 июля и 4 декабря 2017 года (л. д. 198-209) усматривается, что этими актами было освидетельствовано проведение основных работ по строительству и реконструкции в отношении отдельных объектов индивидуального жилищного строительства, принадлежащих гражданам и находящихся на территории Кувшиновского района Тверской области.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

На основании чч. 1, 3 и 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В систему муниципальных правовых актов входят, среди прочего, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издаёт постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (п. 3 ч. 1 и ч. 6 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Как видно из положений п. 4 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одним из основных принципов предоставления муниципальных услуг является открытость деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с чч. 1, 2, 4-13 и 15 ст. 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (орган, являющийся разработчиком административного регламента). Проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента. В случае отсутствия официального сайта органа местного самоуправления, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования, а в случае отсутствия официального сайта муниципального образования – на официальном сайте субъекта Российской Федерации. С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом местного самоуправления. Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций. Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счёт собственных средств. Срок, отведённый для проведения независимой экспертизы, указывается при размещении проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на соответствующем официальном сайте. По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы. Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведённый для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченным органом и последующего утверждения административного регламента. Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним этим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учёта результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов. Экспертиза проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления, проводится в случаях и порядке, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет (ч. 8 ст. 213 КАС РФ):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пп. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Судом с достоверностью установлено, что постановление главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»» является нормативным правовым актом, так как в нём наличествуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений. Данный нормативный правовой акт был принят и введён в действие с нарушениями требований федерального законодательства и Устава муниципального образования «Кувшиновский район», которые выразились в следующем:

- указанный административный регламент принят в ненадлежащей форме, поскольку приложение к постановлению главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408, в котором должен содержаться административный регламент, имеет наименование «Проект Административного регламента», то есть наименование, характерное для правового акта, находящегося в стадии разработки и ещё не принятого в установленном порядке;

- проект этого административного регламента не был до его принятия размещён на официальном сайте Администрации Кувшиновского района и не был доступен для ознакомления заинтересованных лиц (граждан и юридических лиц) в целях проведения его независимой экспертизы в течение не менее одного месяца (с указанием на соответствующем официальном сайте срока, отведённого для проведения независимой экспертизы);

- проект этого административного регламента не был до его принятия подвергнут экспертизе, подлежащей проведению уполномоченным органом местного самоуправления (при том, что Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, утверждённый постановлением Главы Кувшиновского района от 10 мая 2011 года № 122-I, официально не опубликован и не предусматривает случаев, когда такая экспертиза может не проводиться);

- оспариваемое постановление и утверждённый им административный регламент не были официально опубликованы в печатном издании (газете «Знамя»).

Доказательств заблаговременного размещения проекта оспариваемого административного регламента на официальном сайте для сведения неопределённого круга лиц (с объявлением о том, что этот проект подлежит независимой экспертизе, и с указанием срока её проведения), проведения в отношении него экспертизы уполномоченным органом, а также опубликования оспариваемого нормативного правового акта в официальном печатном издании административным ответчиком, обязанным доказывать соответствующие обстоятельства, в суд не представлено. Постановление главы администрации Кувшиновского района от 22 сентября 2015 года не является, вопреки доводам административного ответчика, надлежащим доказательством размещения проекта административного регламента на официальном сайте, поскольку это постановление не содержит сведений о размещении в сети «Интернет» упомянутого проекта и о сроке проведения его независимой экспертизы.

Проверяя доводы административного ответчика о том, что время от времени с официального сайта Администрации Кувшиновского района удаляется неактуальная информация, суд учитывает, что никаких доказательств этого в процессе судебного разбирательства не представлено. Более того, в письменном ответе от 31 октября 2017 года на требование прокурора (о предоставлении информации и документов, связанных с разработкой и принятием оспариваемого административного регламента) Администрация Кувшиновского района сообщила, что не может предоставить соответствующую информацию и документы в полном объёме, не указывая на причины, по которым соответствующие документы не могут быть предоставлены (в том числе на какие-либо обстоятельства, связанные с работой сайта). Поэтому суд, оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, отклоняет приведённые доводы административного ответчика как несостоятельные.

Принимая во внимание требования ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пп. 11 и 12 ст. 46 Устава муниципального образования «Кувшиновский район» (в редакции решения Собрания депутатов Кувшиновского района от 3 августа 2015 года ), а также разъяснения, содержащиеся в пп. 17 и 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд приходит к выводу, что в данном случае существенно нарушен порядок принятия и официального опубликования нормативного правового акта, так как населению муниципального образования «Кувшиновский район» и иным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого административного регламента (как на стадии разработки его проекта, так и после его принятия). Тем самым нарушены права заинтересованных граждан и юридических лиц на ознакомление с проектом административного регламента предоставления муниципальных услуг и проведение его независимой экспертизы.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор обладает полномочиями на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. Необходимость защиты интересов неопределённого круга лиц в данном случае обусловлена нарушением прав граждан и юридических лиц, круг которых персонально определить невозможно, на обеспечение открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению, в связи с чем суд считает необходимым признать оспариваемое постановление главы администрации Кувшиновского района, принятое и введённое в действие с существенным нарушением установленных законом процедур, не действующим полностью без исследования содержания утверждённого им административного регламента. Вместе с тем, поскольку по делу имеются сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта, суд, во избежание негативных последствий для граждан и организаций, чьи права могли быть реализованы при его применении, считает необходимым признать указанное постановление не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Кувшиновского района Тверской области в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Кувшиновского района удовлетворить.

Признать постановление главы администрации Кувшиновского района от 3 ноября 2015 года № 408 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача акта освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе с привлечением средств материнского (семейного) капитала»» не действующим полностью со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С. А. Кулаков

Мотивированное решение составлено 25 декабря 2017 года.

Судья С. А. Кулаков