ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-211/2022 от 16.05.2022 Становлянского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-211/2022 год УИД: 48RS0016-01-2022-000188-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Становое 16 мая 2022 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Л.П. Васиной,

с участием помощника прокурора Становлянского района А.В. Герасимова,

при секретаре А.А. Лаухине,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Становлянского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в сети интернет,-

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Становлянского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой на сайте информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.

В заявлении указывает, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Проведенной прокуратурой района проверкой выявлены сайты https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html,

https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, где размещена информация о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов.

Вход на страницы сайтов https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter свободный и не требует регистрации. Ограничений на передачу, копирование и распространение информации, содержащейся на вышеуказанном Интернет-ресурсе, нет.

Таким образом, указывает прокурор, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах хищения энергоресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов, способствует совершению противоправных деяний, связанных с незаконным самовольным использованием (потреблением) ресурсов поставляемых в качестве коммунальной услуги, что может повлечь увеличение платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, в связи с распределением расходов на потребляемые коммунальные ресурсы между добросовестными жильцами многоквартирного жилого дома, что само по себе нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц, в том числе граждан Российской Федерации, на жизнь в правовом государстве.

Установка различных устройств, останавливающих приборы учета коммунальных ресурсов и последующая неоплата использованных воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа является противоправным деянием, за которое может наступить, в том числе административная или уголовная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ или ст. 165 УК РФ.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, то как хищение ресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов, фактически является распространением запрещенной информации.

На момент проверки установлено, что указатель на сайты https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html,

https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter в Едином реестре отсутствует.

На основании изложенного, прокурор просит признать информацию, размещенную на страницах интернет-сайтов https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области (пер. Попова, д.5, г. Липецк, 398000) для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Помощник прокурора Становлянского района Герасимов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Заинтересованное лицо:

Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области Слипец А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в их отсутствие, не возражал удовлетворить заявленные исковые требования.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, суд считает исковое заявление прокурора Становлянского района обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационно - телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Согласно ч. 1 ст. 9, ч.1 ст.10, ч.5 ст. 15 вышеуказанного федерального закона, ограничение доступа к информации устанавливается Федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники…

В силу ст. 10 вышеуказанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч.1, ч.5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частями 1,6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, что под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, при этом потребитель обязан в целях учёта потреблённых коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учёта, распределители утверждённого типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Согласно п.п. «г» п. 35 вышеуказанных Правил, потребитель не вправе: … самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета….

Из материалов дела видно, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой выявлен сайт https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html,

https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, где размещена информация о способах хищения энергоресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов.

Вход на страницы сайтов https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter свободный и не требует регистрации. Ограничений на передачу, копирование и распространение информации, содержащейся на вышеуказанном Интернет-ресурсе, нет.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах хищения коммунальных энергоресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов, нарушает требования действующего федерального законодательства.

Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за установку различных устройств, останавливающих приборы учёта коммунальных ресурсов, и последующую их неоплату, что является противоправным деянием, за которое может наступить ответственность, предусмотренная действующим законодательством (ст. 7.19 КоАП РФ и ст. 165 УК РФ). Как следствие, возможным негативным последствием вышеуказанных противоправных действий может являться увеличение платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, в связи с распределением расходов на потребляемые коммунальные ресурсы между добросовестными жильцами многоквартирного жилого дома.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нормами действующего в Российской Федерации законодательства предусмотрен запрет на распространение информации о способах хищения коммунальных ресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, то как хищение энергоресурсов путём остановки счётчиков расхода газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов, фактически является распространением запрещенной информации.

На момент проведения проверки в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сайт https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, не значится.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 и п. 2 ч. 5, ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: …

2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети «Интернет», провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 ФЗ от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

В соответствии с пунктом 2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В силу п. 5 указанных Правил основанием для включения в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Частью 4 ст. 265.5 КАС РФ предусмотрено, что решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Становлянского района о признании информации, размещенной на интернет-сайтах по адресам https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, информацией, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию о способах хищения энергоресурсов путем остановки счетчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов, размещенную на интернет-сайтах:

https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html,

https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter

информацией, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области (пер. Попова, д.5, г. Липецк, 398000) для включения интернет-сайтов по адресам: https://azotirovanie.ru/ekonom-magnity-dlya-schetchikov-gaza.html, https://web-electric.ru/magnit-on-electricity-meter, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.П. Васина

Мотивированное решение изготовлено 23.05.2022 года

Судья Л.П. Васина