ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-211/2022 от 18.04.2022 Медногорского городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-211/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года г. Медногорск

Медногорский городской суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Романенко Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Курковой О.Ю.,

с участием:

помощника прокурора г. Медногорска Забайрацкого А.В.,

представителя ответчика - администрации МО г. Медногорск ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Медногорска, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «город Медногорск» о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Медногорска обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО г. Медногорск, в обоснование которого указал следующие обстоятельства.

Прокуратурой города Медногорска Оренбургской области проведена проверка по обращениям депутата села Кидрясово муниципального образования «город Медногорск» по факту ненадлежащей организации пассажирских перевозок. В рамках проверки установлено, что администрация МО «город Медногорск» не принимает должных мер по организации транспортного обслуживания населения между населенным пунктом, находящимися в границах муниципального образования, не обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание населения, что является незаконным. До настоящего времени администрацией МО «город Медногорск» не заключен контракт на осуществление пассажирских перевозок «Медногорск – Кидрясово».

С приведением положений Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор считает, что положения законодательства и установленные обстоятельства указывают на то, что администрация МО «город Медногорск» не принимает должных мер по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами, находящимися в границах муниципального образования, не обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание населения, что является незаконным. Отсутствие транспортного сообщения между городом Медногорском и сельским поселением Кидрясово, входящим в муниципальное образование «город Медногорск», нарушает права граждан на свободу передвижения, транспортную доступность.

Ссылаясь на указанное, прокурор с учетом уточнения исковых требований, просит признать бездействие администрации МО «город Медногорск», выраженное в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между городом Медногорском и сельским поселением Кидрясово, входящим в муниципальное образование «город Медногорск» незаконным и обязать администрацию МО «город Медногорск» в срок до 01 ноября 2022 года организовать регулярное транспортное сообщение между городом Медногорском и сельским поселением Кидрясово, входящим в муниципальное образование «город Медногорск».

В судебном заседании, помощник прокурора г. Медногорска Оренбургской области Забайрацкий А.В. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что от жителей с. Кидрясово поступали многочисленные обращения к депутату городского Совета депутатов МО г. Медногорск <данные изъяты>, который обратился в прокуратуру с заявлением о проведении прокурорской проверки, так как с **.**.**** отсутствует транспортное сообщение между сельским поселением, входящим в состав МО город Медногорск.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО г. Медногорска ФИО1 исковые требования не признал, пояснил, что поскольку участок дороги между г. Медногорск и село Кидрясово проходит по территории Кувандыкского района, то считает, что организация транспортного сообщения должна возлагаться на Правительство Оренбургской области. В 2021-2022 г. Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области был объявлен конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области. По лоту № 23 «Медногорск-Кидрясово-Подгорное» заявок подано не было. Подтвердил, что село Кидрясово входит в состав муниципального образования город Медногорск Оренбургской области, что между МО г. Медногорск и село Кидрясово нет населенных пунктов, входящих в границы Кувандыкского района. С **.**.**** транспортного сообщения между МО г. Медногорск и селом Кидрясово не имеется. Село Кидрясово не включено в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования г. Медногорск.

Представитель заинтересованного лица ГИБДД МО МВД России «Кувандыкский» о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился.

Выслушав помощника прокурора г. Медногорска Забайрацкого А.В., представителя административного ответчика ФИО1, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Статьей 7 Устава муниципального образования «город Медногорск» указанные полномочия также относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 2 Федерального закона 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный маршрут регулярных перевозок – маршрут регулярных перевозок в границах поселения, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области 4 марта 2011 года № 4326/1015-IV-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» (далее - Закона) целью настоящего Закона является полное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса над экономическими результатами.

В соответствии со ст. 7 Закона орган местного самоуправления создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования, между поселениями муниципального района, городского округа; обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

В силу ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирая место пребывания и жительства.

Суд установил, что прокуратурой г. Медногорска Оренбургской области проведена проверка по обращению депутата городского Совета депутатов г. Медногорска <данные изъяты> в интересах жителей села Кидрясово муниципального образования «город Медногорск» по факту ненадлежащей организации пассажирских перевозок.

Согласно положениям статьи 4 Устава МО город Медногорск общая структура местного самоуправления города Медногорска обусловлена функционированием города как единого муниципального образования. В состав территории города входят: поселок Блявтамак, станция Блява, села: Рысаево, Идельбаево, Кидрясово, Блява, которые не являются муниципальными образованиями.

Расстояние от муниципального образования город Медногорск до села Кидрясово, входящего в состав территории города Медногорска, составляет 21,5 км.

Судом установлено, что администрация МО город Медногорск не принимает должных мер по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами, находящимися в границах муниципального образования, не обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание населения, что является незаконным. До настоящего времени администрацией МО город Медногорск не заключен контракт на осуществление пассажирских перевозок «Медногорск – Кидрясово».

Как установлено судом, администрацией муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области не издано постановление о включении в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок маршрута в границах муниципального образования город Медногорск и селом Кидрясово. Проведение конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области не инициировалось.

Доводы ответчика о том, что в данном случае вопрос об организации транспортного сообщения с селом Кидрясово не входит в полномочия МО город Медногорск, поскольку Министерством строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области проводится конкурс на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области по лоту № 23 «Медногорск-Кидрясово-Подгорное», судом отклоняются. Между МО г Медногорск и селом Кидрясово нет населенных пунктов, входящих в границы МО Кувандык.

Судом не ставится под сомнение тот факт, что маршрут «Медногорск-Кидрясово-Подгорный» - это межмуниципальный маршрут, в который входят населенные пункты двух разных районов, т.е. муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области и муниципального образования город Медногорск. Как установлено судом, это иной маршрут движения, заявленный к рассмотрению Кувандыкским районом Оренбургской области для удовлетворения потребностей населения муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области и населения муниципального образования город Медногорск в транспортном обслуживании между двумя межмуниципальными образованиями. Поселок Подгорный Кувандыкского района находится на удалении 29 км от села Кидрясово в сторону г. Оренбурга.

Суд пришел к выводу об отсутствии принятых администрацией МО г. Медногорск мер для устранения нарушений, так как отсутствует более трех лет регулярное транспортное сообщения с сельским поселением Кидрясово, входящим в состав МО город Медногорск, что является недопустимым и нарушает конституционные права граждан.

С учетом установленных обстоятельств, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и считает необходимым установить срок для устранения нарушений до 01 ноября 2022 года, поскольку ответчику требуются временные затраты на изучение пассажиропотока, для разработки муниципального маршрута, проведения мероприятий по включению в реестр муниципальных маршрутов маршрута регулярных перевозок в границах муниципального образования г. Медногорск и селом Кидрясово, организации проведения конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок с соблюдением сроков, закрепленных в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку стороны от её уплаты освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора г. Медногорска удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области, выраженное в непринятии мер по организации транспортного обслуживания населения между городом Медногорск и сельским поселением Кидрясово, входящим в муниципальное образование город Медногорск, незаконным.

Обязать администрацию МО город Медногорск в срок до 01 ноября 2022 года организовать регулярное транспортное сообщение между городом Медногорск и сельским поселением Кидрясово, входящим в муниципальное образование город Медногорск.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Медногорский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Медногорского

городского суда подпись Н.А. Романенко

Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2022 года.

Судья Медногорского

городского суда подпись Н.А. Романенко