ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2124/18 от 16.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 16 октября 2018 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,

при секретаре Дмитриевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2124/18 по административному иску Шлыкова Владислава Сергеевича к администрации г.Тамбова о признании незаконным постановления от 27.07.2018 № 4016 «Об отказе в согласовании перепланировки и переустройства, перевода жилого помещения - квартиры № 2 в жилом доме по ул. ***, ***»,

У С Т А Н О В И Л:

Шлыков В.С. является собственником квартиры 2, расположенной на 1 этаже в доме ***.

Шлыков В.С. на основании проекта ООО «Тамбовпроект» обратился в администрацию г.Тамбова в целях перевода указанной квартиры в нежилое помещение.

Постановлением администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 отказано в согласовании перепланировки, переустройстве и переводе квартиры 2 в доме *** в связи с ненадлежащим оформлением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, несоответствием проекта требованиям законодательства, в котором отсутствуют: размеры дверных проемов на плане квартиры после перепланировки; не указан закладываемый дверной проем; не соблюдены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения.

Не согласившись с данными действиями администрации г.Тамбова Шлыков В.С. обратился с административным иском в суд и просит указанный отказ признать незаконным, обязать администрацию г.Тамбова осуществить перевод квартиры 2 в доме *** в нежилое помещение.

В административном иске Шлыков В.С. указывает, что для перевода спорной квартиры в нежилое помещение в администрацию г.Тамбова были представлены: заявление, выписка из ЕГРН, проект перепланировки и переустройства жилого помещения, выполненный ООО «Тамбовпроект», а также письменные согласия всех собственников помещений на перевод жилого помещения в нежилое, его переустройство и (или) перепланировку, в результате которых к помещению может быть присоединена часть общего имущества. Данные согласия были получены непосредственно от каждого собственника. Несмотря на предоставление полного пакета документов, оспариваемым постановлением в переводе квартиры в нежилое помещение было отказано с формулировкой «ненадлежащее оформление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома». Однако подобный отказ не содержится в п. 2.11. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 25.11.2011 № 8793, соответственно он является незаконным.

Формальными также являются выводы административного ответчика о несоответствии представленного проекта ООО «Тамбовпроект» требованиям законодательства. Согласно данного проекта ширина дверного проема после перепланировки будет составлять 1, 51 м. при высоте дверного блока 2, 3 м. Отсутствие размеров дверных проемов в остальных помещениях на плане квартиры после перепланировки обусловлено тем, что данные дверные проемы перепланировке не подвергаются и после перепланировки не изменяются (не менее 0,9 м.). Закладываемый оконный проем в проекте указан, а закладывание дверных проемов проектным решением не предусмотрено. Согласно п. 5.1.3 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев поверхности покрытия. Размер входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 или 1,5 x 1,85. Проектом ООО «Тамбовпроект» предусмотрено устройство крыльца с навесом и водоотводом площадью 4,5 кв.м. и установкой вертикального подъемника для маломобильных групп населения ПТУ-001 с кнопкой вызова персонала на наружной стене здания. При данных характеристиках предлагаемое проектное решение полностью соответствует нормативам СП 59.13330.2012.

В судебном заседании истец Шлыков В.С. административный иск поддержал по изложенным в нем доводам. Считал, что проект ООО «Тамбовпроект» соответствует строительным нормам и правилам, а оспариваемое постановление незаконным и необоснованным, в том числе по тем основаниям, что в нем не отражено конкретно какие пункты правил проект нарушает.

Представитель административного ответчика по доверенности Попкова О.А. возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что постановление администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 вынесено на основании п. 2.12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» на территории городского округа – город Тамбов», утвержденного постановлением администрации г.Тамбова от 25.11.2011 № 8793, в связи с несоответствием проекта ООО «Тамбовпроект» требованиям законодательства. Кроме того, согласно п. 2.9.1. Административного регламента согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме должно быть оформлено протоколом общего собрания. В настоящем случае были представлены подписные листы собственников. Поскольку форма выражения согласия собственников не соответствует требованиям Административного регламента, в испрашиваемом переводе спорной квартиры также было отказано по данному основанию.

Представитель заинтересованного лица Управления Роспотребнадзра по Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4 ст. 22 Жилищного кодекса РФ).

В силу ч. 1 ст. 23 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ).

В силу п. п. 3, 4, ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии с п. 2.12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа - город Тамбов», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 11.11.2011 №8289, в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Из материалов дела следует, что Шлыков В.С. является собственником квартиры 2, расположенной на 1 этаже в доме ***.

Шлыков В.С. на основании проекта ООО «Тамбовпроект» обратился в администрацию г.Тамбова в целях перевода указанной квартиры в нежилое помещение.

Постановлением администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 отказано в согласовании перепланировки, переустройстве и переводе квартиры 2 в доме *** в связи с ненадлежащим оформлением протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, несоответствием проекта требованиям законодательства, в котором отсутствуют: размеры дверных проемов на плане квартиры после перепланировки; не указан закладываемый дверной проем; не соблюдены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010г. N689-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи2, 7, 18 и 19). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся в СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

В судебном заседании главный специалист отдела некапитального строительства и инженерной инфраструктуры комитета архитектуры, развития и реконструкции администрации г.Тамбова Ряскова Т.В. пояснила, что представленный Шлыковым В.С. проект ООО «Тамбовпроект» не соответствует требованиям СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. В частности, по проекту ширина входной площадки составляет 1, 2 м, длина вообще не указана, тогда как в силу п. 5.1.1. Свода Правил 59.13330.2012 размеры входной площадки строго определены не менее 1,4 x 2,0 или 1,5 x 1,85. В пояснительной записке к проекту указано, что дверные и открытые проемы в помещении имеют ширину не менее 0,9 м. Однако, в плане квартиры после перепланировки эти данные не отражены, соответственно нельзя сделать выводы о соблюдении п.6.2.2 Свода Правил 59.13330.2012. В нарушение п. 7.2.15 СП 54.13330.2011. «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» в проекте предусмотрен дверной проем между спорной квартирой и подъездом дома, тогда как правилами предусмотрено, что помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части, т.е. дверной проем должен быть заложен.

В судебном заседании административным истцом данные доводы специалиста по сути оспорены не были.

В соответствии с п. 5.1.1 Свода Правил 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для них подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Пунктом. 5.1.3 Свода Правил 59.13330.2012 определено, что входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев поверхности покрытия. Размеры входной площадки при открывании полотна дверей наружу должны быть не менее 1,4 x 2,0 м или 1,5 x 1,85 м. Размеры входной площадки с пандусом не менее 2,2 x 2,2 м.

Согласно проекта ООО «Тамбовпроект» для обеспечения доступа инвалидов на креслах – колясках на первый этаж предусмотрен вертикальный подъемник для инвалидов и кнопка вызова персонала на наружной стене здания. Также предусмотрены входные двери одно и двухстворчатые (рабочая створка не менее 900 мм) с автоматическим закрыванием дверей.

В соответствии с планом спорной квартиры после перепланировки (л.д. 32) ширина входной площадки составляет 1, 2 м, длина не указана, т.е. указанные п. 5.1.1 Свода Правил 59.13330.2012 требования проектом ООО «Тамбовпроект» не выдержаны.

Согласно пункту 7.2.15 СП 54.13330.2011 "Свод правил Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003" помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания.

В нарушении этих требований в проекте ООО «Тамбовпроект» дверной проем между спорной квартирой и подъездом дома не закладывается (л.д. 32).

Также в плане квартиры после перепланировки (л.д. 32) не отражены данные о ширине дверных проемов, которые согласно требований п.6.2.2 Свода Правил 59.13330.2012 должны быть не менее 0,9 м.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что при рассмотрении вопроса о возможности перевода спорной квартиры из жилого в нежилой фонд администрацией г.Тамбова определено, что в представленной проектной документации не отображены требования Свода Правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" и СП 54.13330.2011 "Свод правил Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003".

Тот факт, что данные основания не были полностью указаны в оспариваемом отказе, само по себе не дает суду право удовлетворить административный иск Шлыкова В.С. и обязать администрацию г.Тамбова осуществить перевод квартиры 2, расположенной на 1 этаже в доме *** в нежилое помещение в обход установленным законом и иными нормативными актами требованиям.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Между тем, Шлыков В.С. не лишен права на повторное обращение в администрацию г.Тамбова с соответствующим заявлением после устранения всех недостатков проекта.

В тоже время суд отмечает, что доводы административного истца о неправомерном отказе в переводе квартиры по основаниям «ненадлежащее оформление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома» являются обоснованными. Подобное основание отказа не определено в исчерпывающем перечне случаев отказа, установленном п. 2.12.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение на территории городского округа - город Тамбов», утвержденного постановлением администрации города Тамбова от 11.11.2011 №8289.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Шлыкова Владислава Сергеевича о признании незаконным постановления администрации г.Тамбова от 27.07.2018 № 4016 и обязании администрацию г.Тамбова осуществить перевод квартиры 2 в доме *** в нежилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Воронцова

Решение в окончательной форме изготовлено 19.10.2018

Судья Е.С. Воронцова