ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2125/2022 от 23.03.2022 Шахтинского городского суда (Ростовская область)

61RS0023-01-2022-002288-93

Дело № 2а-2125/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2022 года г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего Филоновой Е.Ю., при секретаре Бережновой Е.А.,

с участием помощника прокурора г. Шахты Шакурова Р.Р., административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Шахты Ростовской области об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ им в соответствии со ст. 29 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 13 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 г. № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» были представлены документы (уведомление) в территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области 19 марта 2022 г. оставила без рассмотрения уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Считает, что данным бездействием территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области нарушила ч. 4 ст. 20 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Свое бездействие, территориальная избирательная комиссия г. Шахты мотивировала вступлением в силу Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно ч. 5 статьи 9 указанного закона. При этом территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области намеренно не приняла во внимание ч. 6 статьи 9 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая является исключением. Исключительность сложившейся ситуации заключается в том, что Федеральный закон от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу в финале избирательной кампании по дополнительным выборам депутата Законодательного собрания Ростовской области. Согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в территориальные и участковые избирательные комиссии, которые на день вступления в силу указанного закона участвуют в соответствующей избирательной кампании, утрачивают свои полномочия в день официального опубликования результатов соответствующей избирательной кампании.

Просит суд обязать территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса; Обязать территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области зарегистрировать ФИО4 членом территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области с правом совещательного голоса от зарегистрированного кандидата в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу ФИО1.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая по устному заявлению на основании ст. 53 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержали, по доводам, изложенным в тексте административного искового заявления.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.

Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, заключение помощника прокурора г. Шахты Шакурова Р.Р., полагавшего иск обоснованным в части, исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Из содержания пункта 27 статьи 29 "е" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что за кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.

Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу , на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Шахты.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ председателем Территориальной избирательной комиссии назначен ФИО3

Административный истец ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного собрания Ростовской области шестого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу .

Постановлением ТИК г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ростовской области шестого созыва, выдвинутого Ростовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Шахтинскому одномандатному избирательному округу .

Как установлено судом, кандидат ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подал в ТИК г. Шахты Ростовской области уведомление о назначении ФИО4 членом комиссии с правом совещательного голоса от зарегистрированного кандидата в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу ФИО1.

Согласно сообщению за подписью председателя Территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном ФИО1, уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса оставлено без рассмотрения и возвращено, поскольку от ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно ч. 5 статьи 9 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии не назначаются новые члены комиссий с правом совещательного голоса, члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии, утрачивают свои полномочия, а кандидаты, избирательные объединения утрачивают право на назначение в указанные избирательные комиссии членов комиссий с правом совещательного голоса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Согласно пункту 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ компетенция и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Статья 28 указанного Федерального закона закрепляет принцип коллегиальности в деятельности комиссий (пункт 1) и определяет случаи, когда избирательная комиссия обязана принимать решения на своем заседании в коллегиальном составе.

При этом согласно пп. "б" п. 23 ст. 29 этого же Закона член комиссии с правом решающего голоса вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования.

Пункт 6 статьи 21 Федерального закона определяет Регламент ЦИК России в качестве нормативного правового акта, регулирующего порядок деятельности комиссии как коллегиального органа.

Регламент Центральной избирательной комиссии, утвержденный Постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, закрепляет право ЦИК России рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию, и устанавливает перечень вопросов, которые решаются исключительно на заседаниях комиссии (статья 32). Поступившие в ходе избирательной кампании, кампании референдума в ЦИК России жалобы и обращения рассматриваются членами этой комиссии с правом решающего голоса и в случае необходимости выносятся на предварительное рассмотрение соответствующей рабочей группы, а затем на заседание комиссии (статья 54).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.

Из содержания приведенных законоположений следует, что действующее избирательное законодательство не устанавливает возможность принятия решения председателем Территориальной избирательной комиссии единолично.

С учетом изложенного, председателем ТИК ФИО3 нарушено право на коллегиальное рассмотрение поданным ФИО1 уведомления о назначении члена комиссии, поскольку данное обращение относится к случаям, когда ТИК в силу закона обязана рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение.

Следовательно, направление заявителю ответа на его уведомление согласно пункту 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не может рассматриваться как законное.

Доказательств, что решение по заявлению ФИО1 принято в соответствии с требованиями закона, не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущении председателем ТИК превышения своих полномочий, а равно бездействие ТИК, выразившееся в ненадлежащей организации работы, связанной с подготовкой выборов. Такое бездействие противоречит подпунктам "а" и "б" пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и препятствует реализации принципа открытости и гласности деятельности комиссии при подготовке и проведении выборов, закрепленного в пункте 5 статьи 3 данного Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст. 9, Федеральный закон от 14.03.2022 № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии не назначаются новые члены комиссий с правом совещательного голоса, члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии, утрачивают свои полномочия, а кандидаты, избирательные объединения утрачивают право на назначение в указанные избирательные комиссии членов комиссий с правом совещательного голоса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.

Члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные комиссии и участковые комиссии, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона участвуют в соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, утрачивают свои полномочия в день официального опубликования результатов соответствующей избирательной кампании, кампании референдума (п.6 указанной статьи).

В статье 11 Федерального закона № 67-ФЗ закреплен принцип неизменности избирательного законодательства в период избирательной кампании.

Так, в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений (п. 3 ст. 11).

Статьей 5 Федерального закона № 67-ФЗ гарантируется равное избирательное право и право на участие в референдуме.

Конкретизируя содержание конституционных требований, предъявляемых к организации демократических, свободных выборов, законодатель предусмотрел в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правило о том, что в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется (изменяется) порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, указанный закон применяется к выборам, назначенным после его вступления в силу (пункт 3 статьи 11 ФЗ №67). Это нормативное предписание направлено на поддержание неизменности нормативно-правовой базы назначенных выборов как необходимого условия соблюдения конституционных избирательных прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года N 9-П) и создает гарантии равенства прав всех участников избирательного процесса - безотносительно ко времени их вступления в него. Соответственно, названное законоположение имеет обеспечительно-гарантирующий характер, и, таким образом, нет оснований полагать, что оно как таковое влечет нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере избирательных отношений.

Таким образом, выборная кампания началась 17.12.2021, т.е. до вступления в силу Федерального Закона № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 14.03.2022, а потому указанные изменения подлежали применению к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в соответствии с требованиями п. 3 ст. 11 данного Закона.

При назначении повторных выборов и дополнительных выборов запрещается изменение порядка проведения и подготовки выборов, поскольку в ходе уже начатых выборов в таком случае нарушается принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов (статья 3, часть 3 Конституции Российской Федерации). Содержание этого принципа конкретизируется также в Международном пакте о гражданских и политических правах, действие которого признано Российской Федерацией. В целях обеспечения народовластия пункт "b" статьи 25 упомянутого Международного пакта предусматривает, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права (статья 17 Конституции Российской Федерации), которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

Поскольку в силу вышеприведенных норм кандидат в депутаты вправе назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, суд приходит к выводу о незаконности действий председателя ТИК и бездействий территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопроса без проведения заседания в коллегиальном составе и без принятии по нему решения, вопреки обязанности избирательной комиссии обеспечить реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации и принципа коллегиальности деятельности избирательной комиссии, предусмотренных соответственно пунктом 4 статьи 20 и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Данное обстоятельство повлекло нарушение прав административного истца, выразившегося в воспрепятствовании осуществлению прав и обязанностей кандидата в депутаты.

В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым с учетом положений п. 24 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ обязать территориальную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса в соответствии с действующим законодательством.

При этом требования о возложении на территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области обязанности зарегистрировать ФИО4 членом территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области с правом совещательного голоса от зарегистрированного кандидата в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу ФИО1, суд полагает преждевременными, а потому не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш ИЛ :

Административное исковое заявление ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Шахты Ростовской области об обязании совершить определенные действия, удовлетворить в части.

Обязать территориальную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Е.Ю. Филонова

Решение в окончательной форме изготовлено 24.03.2022.