61RS0023-01-2022-002288-93
Дело № 2а-2125/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего Филоновой Е.Ю., при секретаре Бережновой Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Шахты Шакурова Р.Р., административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Шахты Ростовской области об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ им в соответствии со ст. 29 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 13 Областного закона Ростовской области от 12.05.2016 г. № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области» были представлены документы (уведомление) в территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области 19 марта 2022 г. оставила без рассмотрения уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса. Считает, что данным бездействием территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области нарушила ч. 4 ст. 20 Федерального Закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Свое бездействие, территориальная избирательная комиссия г. Шахты мотивировала вступлением в силу Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно ч. 5 статьи 9 указанного закона. При этом территориальная избирательная комиссия г. Шахты Ростовской области намеренно не приняла во внимание ч. 6 статьи 9 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая является исключением. Исключительность сложившейся ситуации заключается в том, что Федеральный закон от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу в финале избирательной кампании по дополнительным выборам депутата Законодательного собрания Ростовской области. Согласно ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в территориальные и участковые избирательные комиссии, которые на день вступления в силу указанного закона участвуют в соответствующей избирательной кампании, утрачивают свои полномочия в день официального опубликования результатов соответствующей избирательной кампании.
Просит суд обязать территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса; Обязать территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области зарегистрировать ФИО4 членом территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области с правом совещательного голоса от зарегистрированного кандидата в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу №ФИО1.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующая по устному заявлению на основании ст. 53 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержали, по доводам, изложенным в тексте административного искового заявления.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании иск не признал, просил отказать в его удовлетворении.
Выслушав административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, заключение помощника прокурора г. Шахты Шакурова Р.Р., полагавшего иск обоснованным в части, исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктом 20 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Из содержания пункта 27 статьи 29 "е" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ следует, что за кандидатами, которые были избраны, за избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Судом установлено, что постановлением Законодательного Собрания Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ назначены дополнительные выборы депутатов Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу №, на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия Окружной избирательной комиссии по дополнительным выборам депутата Законодательного собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу № возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Шахты.
Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ председателем Территориальной избирательной комиссии назначен ФИО3
Административный истец ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного собрания Ростовской области шестого созыва по Шахтинскому одномандатному избирательному округу №.
Постановлением ТИК г. Шахты от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ростовской области шестого созыва, выдвинутого Ростовским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по Шахтинскому одномандатному избирательному округу №.
Как установлено судом, кандидат ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подал в ТИК г. Шахты Ростовской области уведомление о назначении ФИО4 членом комиссии с правом совещательного голоса от зарегистрированного кандидата в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу №ФИО1.
Согласно сообщению за подписью председателя Территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном ФИО1, уведомление о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса оставлено без рассмотрения и возвращено, поскольку от ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно ч. 5 статьи 9 которого со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии не назначаются новые члены комиссий с правом совещательного голоса, члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии, утрачивают свои полномочия, а кандидаты, избирательные объединения утрачивают право на назначение в указанные избирательные комиссии членов комиссий с правом совещательного голоса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная комиссия - это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Согласно пункту 8 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ компетенция и порядок деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статья 28 указанного Федерального закона закрепляет принцип коллегиальности в деятельности комиссий (пункт 1) и определяет случаи, когда избирательная комиссия обязана принимать решения на своем заседании в коллегиальном составе.
При этом согласно пп. "б" п. 23 ст. 29 этого же Закона член комиссии с правом решающего голоса вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования.
Пункт 6 статьи 21 Федерального закона определяет Регламент ЦИК России в качестве нормативного правового акта, регулирующего порядок деятельности комиссии как коллегиального органа.
Регламент Центральной избирательной комиссии, утвержденный Постановлением ЦИК России от 28 июня 1995 г. N 7/46-II, закрепляет право ЦИК России рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию, и устанавливает перечень вопросов, которые решаются исключительно на заседаниях комиссии (статья 32). Поступившие в ходе избирательной кампании, кампании референдума в ЦИК России жалобы и обращения рассматриваются членами этой комиссии с правом решающего голоса и в случае необходимости выносятся на предварительное рассмотрение соответствующей рабочей группы, а затем на заседание комиссии (статья 54).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Из содержания приведенных законоположений следует, что действующее избирательное законодательство не устанавливает возможность принятия решения председателем Территориальной избирательной комиссии единолично.
С учетом изложенного, председателем ТИК ФИО3 нарушено право на коллегиальное рассмотрение поданным ФИО1 уведомления о назначении члена комиссии, поскольку данное обращение относится к случаям, когда ТИК в силу закона обязана рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение.
Следовательно, направление заявителю ответа на его уведомление согласно пункту 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не может рассматриваться как законное.
Доказательств, что решение по заявлению ФИО1 принято в соответствии с требованиями закона, не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о допущении председателем ТИК превышения своих полномочий, а равно бездействие ТИК, выразившееся в ненадлежащей организации работы, связанной с подготовкой выборов. Такое бездействие противоречит подпунктам "а" и "б" пункта 10 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и препятствует реализации принципа открытости и гласности деятельности комиссии при подготовке и проведении выборов, закрепленного в пункте 5 статьи 3 данного Федерального закона.
Кроме того, в соответствии с п.5 ст. 9, Федеральный закон от 14.03.2022 № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии не назначаются новые члены комиссий с правом совещательного голоса, члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые комиссии, утрачивают свои полномочия, а кандидаты, избирательные объединения утрачивают право на назначение в указанные избирательные комиссии членов комиссий с правом совещательного голоса, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи.
Члены комиссий с правом совещательного голоса, назначенные в избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные комиссии и участковые комиссии, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона участвуют в соответствующей избирательной кампании, кампании референдума, утрачивают свои полномочия в день официального опубликования результатов соответствующей избирательной кампании, кампании референдума (п.6 указанной статьи).
В статье 11 Федерального закона № 67-ФЗ закреплен принцип неизменности избирательного законодательства в период избирательной кампании.
Так, в случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений (п. 3 ст. 11).
Статьей 5 Федерального закона № 67-ФЗ гарантируется равное избирательное право и право на участие в референдуме.
Конкретизируя содержание конституционных требований, предъявляемых к организации демократических, свободных выборов, законодатель предусмотрел в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правило о том, что в случае принятия в период избирательной кампании закона, содержащего положения, которыми определяется (изменяется) порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, указанный закон применяется к выборам, назначенным после его вступления в силу (пункт 3 статьи 11 ФЗ №67). Это нормативное предписание направлено на поддержание неизменности нормативно-правовой базы назначенных выборов как необходимого условия соблюдения конституционных избирательных прав граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 1995 года N 9-П) и создает гарантии равенства прав всех участников избирательного процесса - безотносительно ко времени их вступления в него. Соответственно, названное законоположение имеет обеспечительно-гарантирующий характер, и, таким образом, нет оснований полагать, что оно как таковое влечет нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере избирательных отношений.
Таким образом, выборная кампания началась 17.12.2021, т.е. до вступления в силу Федерального Закона № 60 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 14.03.2022, а потому указанные изменения подлежали применению к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в соответствии с требованиями п. 3 ст. 11 данного Закона.
При назначении повторных выборов и дополнительных выборов запрещается изменение порядка проведения и подготовки выборов, поскольку в ходе уже начатых выборов в таком случае нарушается принцип равного избирательного права, соблюдение которого является необходимым условием свободных выборов (статья 3, часть 3 Конституции Российской Федерации). Содержание этого принципа конкретизируется также в Международном пакте о гражданских и политических правах, действие которого признано Российской Федерацией. В целях обеспечения народовластия пункт "b" статьи 25 упомянутого Международного пакта предусматривает, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права (статья 17 Конституции Российской Федерации), которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
Поскольку в силу вышеприведенных норм кандидат в депутаты вправе назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, суд приходит к выводу о незаконности действий председателя ТИК и бездействий территориальной избирательной комиссии при рассмотрении вопроса без проведения заседания в коллегиальном составе и без принятии по нему решения, вопреки обязанности избирательной комиссии обеспечить реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации и принципа коллегиальности деятельности избирательной комиссии, предусмотренных соответственно пунктом 4 статьи 20 и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Данное обстоятельство повлекло нарушение прав административного истца, выразившегося в воспрепятствовании осуществлению прав и обязанностей кандидата в депутаты.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым с учетом положений п. 24 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ обязать территориальную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса в соответствии с действующим законодательством.
При этом требования о возложении на территориальную избирательную комиссию г. Шахты Ростовской области обязанности зарегистрировать ФИО4 членом территориальной избирательной комиссии г. Шахты Ростовской области с правом совещательного голоса от зарегистрированного кандидата в депутаты по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Шахтинскому одномандатному избирательному округу №ФИО1, суд полагает преждевременными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Административное исковое заявление ФИО1 к Территориальной избирательной комиссии города Шахты Ростовской области об обязании совершить определенные действия, удовлетворить в части.
Обязать территориальную комиссию г. Шахты Ростовской области рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении члена комиссии с правом совещательного голоса.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Е.Ю. Филонова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.03.2022.