ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2126/20 от 12.02.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-2126/2020

86RS0004-01-2019-009064-81

Решение

Именем Российской Федерации

город Сургут 12 февраля 2020 года

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Шерстобитова О.В., при секретаре Выбрик А.И., с участием представителя административного истца Ковалевой О.Н., представителя административного ответчика Храмкова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Говор НМ к Администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании отказа в выдачи разрешения на строительство,

установил:

Говор Н.М. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что является собственником земельного участка по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлен согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для окончания строительства автозаправочной станции. На земельном участке расположен объект недвижимого имущества: незавершенный строительный объект Автозаправочная станция». 17.12.2019 посредством портала государственных услуг Российской Федерации на основании ст.51 Градостроительного кодекса РФ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции с приложением документов: градостроительный план земельного участка: постановление Администрации города №6602 от 01.09.2016; Архитектурное решение, а также проектная документация с разделом, затрагивающим мероприятия по обеспечению доступа инвалидов; распоряжение от 19.12.2014 о предоставлении земельного участка . 25.12.2019 ответчиком отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Административный истец считает полученный отказ незаконным и необоснованным, поскольку Администрация города разного рода способами, методами и приемами не позволяет административному истцу завершить строительство АЗС, не принято во внимание, что целевое назначение земельного участка в соответствии со ст.1.4 Договора аренды – использование земельного участка для завершения строительства АЗС. О незаконности отказа также свидетельствует предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление. Для выдачи разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта строительства. Однако Администрация города считает представленных административным истцом документов недостаточными для выдачи разрешения на строительство.

Считает, что данным отказом нарушены права и законные интересы административного истца, а также нормы градостроительного законодательства. Просит удовлетворить административный иск.

Административный истец Говор Н.М. при надлежащем извещении в судебном заседании не присутствовала.

Представитель административного истца Ковалева О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации города Сургута Храмков Ю.В. пояснил, что оспариваемый отказ Администрации города Сургута в выдаче разрешения на строительство от 25.12.2019 № 01-02-11880/9 не противоречит положениям действующего на момент его принятия законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Просил в удовлетворении административного иска Говор Н.М. отказать.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема планировочной организации земельного участка, должна быть выполнена в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, и входит в состав проектной документации объектов капитального строительства.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (п.1 ст.57.3 ГрК РФ).

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе, о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

В соответствии с разделом III Приказа Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" составной частью градостроительного плана земельного участка является чертеж, в котором отображаются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории.

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в случае выдачи лицу такого разрешения, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч.11 ст.51 ГрК РФ).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации " (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017) и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч.14 ст.51 ГрК РФ).

В судебном заседании установлено, что административному истцу Говор Н.М. принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес><адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, предоставлен согласно Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ для окончания строительства автозаправочной станции. На земельном участке расположен объект недвижимого имущества: незавершенный строительный объект Автозаправочная станция».

17.12.2019 в Администрацию города Сургута ею подано заявление о выдачи разрешения на строительство.

25.12.2019 № 01-02-11880/9 Администрацией города Сургута отказано Говор Н.М. в выдаче разрешения на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации: отсутствием в материалах результатов по инженерно-геодезическим изысканиям, положительное заключение экспертизы проектной документации, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК Российской Федерации; копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации; копии решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению.

Одним из обязательных документов, представляемых для получения разрешения на строительство, в силу пункта 9 части 7 статьи 51 ГрК РФ является копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, отсутствие которых служит самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

В рассматриваемом случае одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, стало отсутствие решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) области об отсутствии оказания физического и химического воздействия на среду обитания и здоровье человека проектируемым объектом или решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство необходим градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство.

Вместе с тем, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> утвержден 01.09.2016 постановлением Администрации города Сургута от 01.09.2016 № 6602.

Вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке разрешается на стадии выдачи разрешения на строительство, в том числе на основании информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка.

Данная норма является императивной, выдача разрешения на строительство без соблюдения таких требований будет является нарушением действующего законодательства.

Учитывая изложенное, у Администрации города имелись основания для отказа в выдаче административному истцу разрешения на строительство в соответствии с пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, поскольку соблюдение требований градостроительного территориального зонирования при возведении строений на земельных участках является обязательным, с учетом принципа градостроительной деятельности, предусмотренного пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Руководствуясь статьями 175, 178-180, 182, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Говор НМ к Администрации города Сургута Ханты - Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в выдачи разрешения на строительство № 01-02-11880/0 от 25.12.2019, обязании ответчика принять решение о выдачи разрешения на строительство, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Судья О.В. Шерстобитов

Копия верна

Судья О.В. Шерстобитов