РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой Н.Р., при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-2128/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес о признании Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес обратилось в суд с указанным административным иском к административному ответчику, в обоснование административных исковых требований указав, что Иркутская региональная общественная организация содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» (далее - организация) зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по АдресДата за основным государственным регистрационным номером 1143850003989.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от Дата адресом организации является: 664001, Адрес, офис 3.
Руководителем организации является ФИО2, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от Дата, зарегистрированный по адресу: 664022, Адрес, что подтверждается сведениями о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (форма № Р14001, лист К, стр. 1, стр. 2).
В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями Дата в адрес организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес (далее - Управление) вынесено предупреждение об устранении нарушений абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2015-2016 г.г., а также не представила отчеты за 2014-2016 г.г. по форме № ОН0003. В срок, установленный в предупреждении - до Дата, организация нарушения не устранила.
Дата Управлением организации вынесено предупреждение об устранении нарушений абз. 4,8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2015-2020 г.г., а также не представила отчеты за 2014-2020 г.г. по форме № ОН0003. В срок, установленный в предупреждении - до Дата, организация нарушения не устранила.
22.03.2022 в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не представила в Управление информацию о продолжении своей деятельности в 2015-2021 г.г. с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Кроме того, в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не представила в Управление информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2014-2020 г.г. по форме № ОН0003 в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании изложенного, административный истец просит признать Иркутскую региональную общественную организацию содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, о причинах уважительности неявки в судебное заседание суду не сообщил.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, направил в адрес суда письменное возражение на административное исковое заявление, в котором просил отказать удовлетворении административных исковых требований, в связи с наличием у административного ответчика непогашенной задолженности, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
В силу ст. 32 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение, заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.2. Приказа Минюста России от 26.05.2020 N 122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности" общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно абз. 4 ч. 1, абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано: ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании установлено, что Иркутская региональная общественная организация содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» (далее - организация) зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по АдресДата за основным государственным регистрационным номером 1143850003989.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) от Дата адресом организации является: 664001, Адрес, офис 3.
Руководителем организации является ФИО2, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от Дата, зарегистрированный по адресу: 664022, Адрес, что подтверждается сведениями о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (форма № Р14001, лист К, стр. 1, стр. 2).
В рамках исполнения государственной функции по контролю за некоммерческими организациями Дата в адрес организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес (далее - Управление) вынесено предупреждение об устранении нарушений абз. 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2015-2016 г.г., а также не представила отчеты за 2014-2016 г.г. по форме № ОН0003. В срок, установленный в предупреждении - до Дата, организация нарушения не устранила. (Л.д. 11)
Дата Управлением организации вынесено предупреждение об устранении нарушений абз. 4,8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», поскольку организация не проинформировала Управление о продолжении своей деятельности в 2015-2020 г.г., а также не представила отчеты за 2014-2020 г.г. по форме № ОН0003. В срок, установленный в предупреждении - до Дата, организация нарушения не устранила. (Л.д. 12)
Дата в соответствии со ст. 38 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управлением в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не представила в Управление информацию о продолжении своей деятельности в 2015-2021 г.г. с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Кроме того, в нарушение абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от Дата № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация не представила в Управление информацию об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2014-2020 г.г. по форме № ОН0003 в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком не соблюдаются обязательные требования, установленные Федеральным законом от Дата N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности указанной организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Суд приходит к выводу, что допущенные организацией нарушения действующего федерального законодательства являются грубыми, не могут быть устранены иным законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона N 82-ФЗ является основанием для ликвидации общественного объединения.
Каких-либо доказательств, указывающих на отсутствие нарушений со стороны организации, на принятие мер по их устранению, в материалах дела не имеется.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом Минюста РФ от 12.11.2010 г. N 343 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 12 указанного Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в данном случае, с учетом неоднократного непредставления общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", имеются основания для признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям., в связи с чем, полагает необходимым признать Иркутскую региональную общественную организацию содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Адрес о признании Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.
Признать Иркутскую региональную общественную организацию содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» (ОГРН 1143850003989) прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить сведения об Иркутской региональной общественной организации содействия укреплению института семьи «Совет Отцов» (ОГРН 1143850003989) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Р. Мухаметова
Мотивированное решение составлено 03 июня 2022 года.