ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2129/2021 от 30.07.2021 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е СУДА

Именем Российской Федерации

30 июля 2021 года, Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Зубова А.Г.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании недействующим «Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за ,

установил:

Ногинский городской прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском и с учетом уточнений просил суд: признать недействующим с момента принятия Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за .

Иск обосновывает тем, постановлением главы Богородского городского круга от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержден документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа.

Согласно указанному документу номера маршрутов регулярных перевозок будут отменены с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским и наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ) межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1.1. ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Установлено, что постановлением администрации Богородского городского округа № 4375 от 31.12.2019 «Об утверждении порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержден порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа (далее - порядок).

Вместе с тем, в разделе II «Основания для установления, изменения, отмены муниципального маршрута» отсутствуют основания для отмены муниципального маршрута.

Однако, в указанном разделе II п. 11 указаны основания отмены межмуниципального маршрута регулярных перевозок, что противоречит требованиям постановления Правительства Московской области от 14.09.2018 № 638/32.

В соответствии с п. 3 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории <адрес>» межмуниципальный маршрут устанавливается, изменяется, отменяется решением уполномоченного органа <адрес>.

Одновременно установлено, что постановление администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время на сайте органа местного самоуправления Богородского городского округа http://bogorodsky-okrug.ru не опубликовано, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Также установлено, что администрацией Богородского городского округа не соблюдены методические рекомендации по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Заместителем Министра транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержден документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа».

Также, Раздел III и Раздел IV документа, утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом не содержат сведения о территории планируемых регулярных перевозок.

Согласно информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> изменения в реестр межмуниципальных маршрутов в настоящий момент не внесены.

В связи с выявленными нарушениями городской прокуратурой, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Богородского городского внесен протест о признании постановление главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» незаконным и подлежащим отмене.

05.03.2021администрацией Богородского городского округа в городскую прокуратуру представлен ответ о том, что постановление главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» является законным и не подлежащим отмене.

Таким образом, до настоящего времени указанные требования в протесте городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Богородского городского округа не удовлетворены.

Указанные нарушения законодательства увеличивают вероятность возникновения долгого ожидания (скопления) пассажирами на остановках транспортных средств, опоздание на работу, учебу вследствие изменения маршрута, переполнение транспортных средств.

Одновременно администрацией Богородского городского округа не проведена работа по информированию населения о работе маршрутной сети на ближайший сезон года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средствах массовой информации и в остановочных пунктах, расписание движения по которым изменилось.

Информация о маршруте и расписаниях маршрутов, периодах действия каждого из маршрутов с целью получения данных об актуальной работе транспортной системы на каждый день в период действия спецификации.

Отсутствуют сведения о приоритетах и прогнозах социально- экономического развития муниципального образования, по территории которой проходят маршруты регулярных перевозок, на период разработки документов планирования, включая сведения о реализации инвестиционных проектов в сфере дорожного строительства, жилищного строительства, промышленности, социальной сферы, сферы торговли и услуг, туризма и т.д., оказывающих влияние на пассажиропотоки и востребованность перевозок транспортом общего пользования.

Представитель административного истца Ногинского городского прокурора <адрес>Романовский Р.О. доводы уточненного иска поддержал в полном объеме, привел доводы аналогичные изложенным в иске и уточненном иске, полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит Федеральному закону N 220-ФЗ регулирующему отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, и нарушает права и законные интересы действующего перевозчика и неограниченного круга лиц пользующегося его услугами.

Представитель административного ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес>ФИО2 иск не признала, привела доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д. 138-131), полагает, что ответчиком нарушений действующего законодательства не допущено, оснований для удовлетворения иска нет, просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «БСК-5» просил иск удовлетворить, привел доводы аналогичные изложенным в письменном отзыве (т.1 л.д.148-152), дополнения к отзыву (т.1 л.д.200-203), возражениях на отзыв (т.2 л.д.97-100), дополнения к отзыву (т.2 л.д.102-105).

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта <адрес>ФИО3 с иском не согласилась, полагает, что ответчиком нарушений действующего законодательства не допущено, оснований для удовлетворения иска нет. Привела доводы аналогичные изложенным в письменных возражениях (т.1 л.д.186-188).

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, кроме соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается либо решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты, либо решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлено, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Богородский городской округ.

Несоответствие «Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за , послужило основанием для обращения с настоящим иском.

Судом утановлено, что постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории

Богородского городского округа» утвержден документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа.

Согласно указанному документу номера маршрутов муниципальных регулярных перевозок №, 19, 18, 9 будут отменены с ДД.ММ.ГГГГ.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.

Федеральный закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Статья 14 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривает, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статья 17 Федерального закона N 220-ФЗ).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Согласно статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1).

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, обязаны уведомить об указанном решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 3).

Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются отмененными со дня исключения сведений о данных маршрутах соответственно из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (часть 4).

В силу части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее, чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения.

Если меньшие сроки не согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, в течение срока действия такого свидетельства решение об изменении либо отмене соответствующего маршрута по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления принимается не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства (ч.3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).

В течение шестидесяти дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления предусмотренного частью 3 настоящей статьи решения об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выданы свидетельства об осуществлении перевозок по данным маршрутам, обязаны обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлениями о продлении действия таких свидетельств и карт данных маршрутов на следующий срок в соответствии с принятым решением (часть 3.1 статьи 12 Закона N 220-ФЗ).

Перевозчику ООО «БСК-5» были выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выданы ответчиком на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.106-109).

Таким образом, отмена маршрутов муниципальных регулярных перевозок с ДД.ММ.ГГГГ не соответствует ч. 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ.

Выдачу повторных свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, без согласования с перевозчиком, суд находит незаконным (т.2 л.д.112).

«Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за принималось ответчиком в период до ДД.ММ.ГГГГ, когда на территории <адрес> действовало постановление администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа». Это единственный нормативноправовой акт, содержащий специальные нормы, регламентирующие порядок отмены муниципальных маршрутов в <адрес>, в том числе посредством принятия документа планирования.

В пп. 24, 25, 26 раздела IV Порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа, утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при наличии основания для изменения, отмены муниципального маршрута администрация Богородского городского округа направляет юридическому лицу, осуществляющему регулярные перевозки по муниципальному маршруту, запрос с целью получения его согласия на изменение, отмену муниципального маршрута (пп. 24).

При неполучении в течении тридцати дней согласия юридического лица, осуществляющего регулярные перевозки по муниципальному маршруту, с изменением, отменой муниципального маршрута уполномоченный орган администрации Богородского городского округа учитывает соответствующий маршрут регулярных перевозок при планировании мероприятий по изменению, отмене маршрутов регулярных перевозок, предусмотренных документом планирования регулярных перевозок (пп. 25).

При получении такого согласия в срок, не превышающий тридцати рабочих дней, администрация Богородского городского округа принимает решение об изменении, отмене муниципального маршрута и включении сведений об изменённом муниципальном маршруте или исключении сведений об отменном муниципальном маршруте соответственно из Реестра (пп. 26).

Однако, согласно пояснений представителя ООО «БСК-5», в адрес ООО «БСК-5» администрацией Богородского городского округа не был направлен запрос с целью получения его согласия на изменение, отмену муниципального маршрута. Администрацией не было получено согласие или отказ ООО «БСК-5» по вопросу отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом и таким образом, «Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденный постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за , принят с нарушением процедуры его принятия.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт - «Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденный постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за , не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, части 3 статьи 12 Закона N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Порядку установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа, утвержденному постановлением администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах иск Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании недействующим «Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за , является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст. 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск Ногинского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании недействующим «Документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденного постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за - удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия ДД.ММ.ГГГГ «Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Богородского городского округа» утвержденный постановлением главы Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за .

Обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> в течении одного месяца после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, а также на официальном интернет-портале Администрации Богородского городского округа <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись