Дело № 2а-2129/2022
22RS0011-02-2022-002492-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2022 года г. Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.,
при секретаре Шкурдовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю к Созинову А.В. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением к Созинову А.В. о взыскании задолженности. В обоснование заявленных требований указал, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю состоит в качестве налогоплательщика Созинов А.В., ИНН **, дата рождения: ***, место рождения: *.
Согласно сведениям, полученным налоговым органом от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (Управление ГИБДД по Алтайскому краю), Созинов А.В., ИНН **, является собственником следующих транспортных средств: - автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -//-, VIN:, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -/-, VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00; автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -///-, VIN:, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель /-/-, VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00; автомобили легковые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель //-//, VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00; дата утраты права *** 00:00:00, моторные лодки, государственный регистрационный знак **, VIN: **, дата регистрации права ***.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. На основании ст.358 НК РФ указанные транспортные средства признаются объектами налогообложения.
Согласно п.1 ст.23 НК РФ плательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Налоговая ставка по транспортному налогу определяется в соответствии со ст.1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее – Закон №66-ЗС). Расчет задолженности по транспортному налогу производится в соответствии с п.п.2, 3 ст.362 НК РФ следующим образом: мощность двигателя умножается на ставку налога, в случае регистрации транспортного средства или снятии транспортного средства с регистрации в течение налогового периода, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (ст.361 НК РФ).
В соответствии со ст.1 Закона №66-ЗС налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) составляет: до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10,0, свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20,0, свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25,0, свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60,0, свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)– 120,0.
На основании вышеуказанных норм налоговым органом исчислен транспортный налог, подлежащий уплате Созиновым А.В. по следующей формуле: ТН=МД*Нс*К, где ТН – транспортный налог, МД – мощность двигателя, Нс- налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу полных месяцев в налоговом периоде.
Сумма транспортного налога за 2019 год, подлежащая уплате по следующим транспортным средствам по ОКТМО **:
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель ///-///, VIN:, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «195.00» л.с. (мощность двигателя) х «38.00» руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 1853.00 руб.
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -/-, VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «115.00» л.с. (мощность двигателя) х «26.00» руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 748.00 руб.
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -///-, VIN:, год выпуска **, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «115.00» л.с. (мощность двигателя) х «26.00» руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 748.00 руб.
автомобили легковые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель /-/-, VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «72.80» л.с. (мощность двигателя) х «12.00» руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 218.00 руб.
автомобили легковые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель //-// VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00; дата утраты права *** 00:00:00, составила: «173.00» л.с. (мощность двигателя) х «45.00» руб. (налоговая ставка) х 1/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 649.00 руб.
моторные лодки, государственный регистрационный знак **, VIN: **, дата регистрации права ***, составила: «15.00» л.с. (мощность двигателя) х «100.00» руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 375.00 руб.
Сумма транспортного налога за 2019 год, подлежащая уплате по следующим транспортным средствам по ОКТМО **:
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель ///-///, VIN:, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «195.00» л.с. (мощность двигателя) х «50.00» руб. (налоговая ставка) х 9/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 7313.00 руб.
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -/-, VIN: **, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «115.00» л.с. (мощность двигателя) х «40.00» руб. (налоговая ставка) х 9/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 3450.00 руб.
автомобили грузовые, государственный регистрационный знак: **, марка/модель -///-, VIN:, год выпуска ***, дата регистрации права *** 00:00:00, составила: «115.00» л.с. (мощность двигателя) х «40.00» руб. (налоговая ставка) х 9/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 3450.00 руб.
моторные лодки, государственный регистрационный знак **, VIN: **, дата регистрации права ***, составила: «15.00» л.с. (мощность двигателя) х «30.00» руб. (налоговая ставка) х 9/12 (количество месяцев владения автомобилем) = 338.00 руб.
Итого сумма транспортного налога за 2019 год составила: 4 591,00 руб. по ОКТМО **; 14 551,00 руб. по ОКТМО **.
На основании п.2 ст.2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налогоплательщики – физические лица уплачивают налог в срок, установленный ст.363 НК РФ.
Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления. Руководствуясь п.3 ст.363 НК РФ Созинову А.В. было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2019 год от *** №**.
Налоговое уведомление направлено в адрес Созинова А.В. и использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
Положениями п.4 ст.57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
В связи с неуплатой в установленный законом срок, выставлено требование(я) от *** №** (по ОКТМО **), от *** (по ОКТМО **) об уплате налога за 2019 год, направленное налогоплательщику с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Налогоплательщик не произвел уплаты транспортного налога в срок, установленный в требовании для добровольной оплаты.
В связи с неуплатой налога начислена пеня
в размере 52,06 руб. по требованию №** от ***.
В связи с уменьшением недоимки по транспортному налогу за 2019 год на 375,00 руб. пени следует рассчитывать, исходя из недоимки в сумме 4591,00 руб.
Таким образом, за период с 02.12.2020 по 13.02.2021 начислено пени: 4591,00 руб. х 4,25% х 1/300 х74 дней = 48,13 руб.
в размере 356,44 руб. по требованию №** от ***:
(Начислено налога по расчету за 2019 год 15435,00 руб.
Уменьшено налога по расчету в сумме 338,00 руб.
15 435,00 руб. – 338,00 руб. = 15097,00 руб.
Уменьшено налога по расчету в сумме 546,00 руб.
15 097,00 руб. – 546,00 руб. = 14551,00 руб.
За период с 02.12.2020 по 21.03.2021 начислено пени: 14551,00 руб. х 4,25% х 1/300 х110 дней = 226,75 руб.
За период с 22.03.2021 по 25.04.2021 начислено пени: 14551,00 руб. х 4,50% х 1/300 х35 дней = 76,39 руб.
За период с 26.04.2021 по 17.05.2021 начислено пени: 14551,00 руб. х 5,00% х 1/300 х22 дней = 53,35 руб.
226,75 руб. + 76,39 руб. + 53,35 руб. = 356,44 руб.)
В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В соответствии с п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка применяется равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1340).
Пени рассчитываются по формуле (п.п.3, 4 ст.75 НК РФ): Сумма пеней = Сумма недоимки х Ставка ЦБ РФ (%) х 1/300 х Количество календарных дней просрочки.
На сегодняшний день за налогоплательщиком Созиновым А.В. числится задолженность по транспортному налогу: недоимка– 14551,00 руб. по ОКТМО ** и 4 591,00 руб. по ОКТМО **, пеня – 356,44 руб. на недоимку по ОКТМО ** и 48,13 руб. на недоимку по ОКТМО **.
Согласно сведениям, полученным Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю из органов государственного земельного кадастра Созинов А.В., ИНН **, является собственником следующих земельных участков: земельный участок, адрес: *, кадастровый номер **, площадь: **, дата регистрации права *** 00:00:00.
Согласно п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечению налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
Согласно п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст.391 НК РФ).
Пунктом 1 ст.394 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований являются общедоступными для всех граждан Российской Федерации, так как размещены в информационно-правовых системах Российской Федерации.
На основании вышеуказанных норм налоговым органом исчислен земельный налог, подлежащий уплате Созиновым А.В. по следующей формуле:
ЗН= КС х РД х НС, где ЗН – земельный налог, КС – кадастровая стоимость, РД – размер доли, НС – налоговая ставка на земельный участок.
Налогоплательщику в соответствии со ст.391 НК РФ предоставлен налоговый вычет за 600 кв.м. в отношении объекта – земельный участок с кадастровым номером **, по адресу: *.
За 600 кв.м. сумма налогового вычета от налоговой базы составляет: 1 178 555 руб./730 кв.м. х 600 кв.м. = 968 676 руб.
Сумма начисленного земельного налога за 2019 год, подлежащая уплате в бюджет по объектам: земельный участок, адрес: *, кадастровый номер **, площадь: **, дата регистрации права *** 00:00:00 составила: 1 178 555 (налоговая база) – 968 676 (налоговый вычет) х 1,50% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) = 3148,00 руб.
В соответствии с п.17 ст.396 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункт 10 настоящей статьи) превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункт 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункт 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункт 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Поскольку налогоплательщику за предыдущий налоговый период (2018 год) по налоговому уведомлению №** от *** начислен земельный налог в отношении указанного выше земельного участка в размере 2 090,00 руб., то за 2019 год будет 2 090,00 руб. х 1,1 = 2 299,00 руб.
Итого сумма земельного налога за 2019 год по указанному объекту по ОКТМО 01701000 составила: 2 299,00 руб.
Согласно п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Руководствуясь п.4 ст.397 НК РФ Созинову А.В. направлено налоговое уведомление от *** №**.
Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налога, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от *** №**, которое направлено ему с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Требование оставлено налогоплательщиком без исполнения.
В связи с возникновением недоимки по земельному налогу начислены пени в размере 22,80 руб.
За период с 02.12.2020 по 09.02.2021 начислено пени: 2 299,00 руб. х 4,25% х 1/300 х 70 дней = 22,80 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В соответствии с п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка применяется раной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1340).
Пени рассчитываются по формуле (п.п. 3,4 ст.75 НК РФ):
Сумма пеней = Сумма недоимки х Ставка ЦБ (%) х 1/300 х Количество календарных дней просрочки.
Сумма задолженности по земельному налогу за 2019 год составляет: 2 299,00 руб., пени – 22,80 руб..
Согласно сведениям, полученным Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации, Созинов А.В. ИНН ** является собственником следующего имущества:
- квартиры, адрес: *, кадастровый номер **, площадь **, дата регистрации права *** 00:00:00, дата утраты права *** 00:00:00.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 НК РФ.
Согласно п.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п.3 данной статьи, определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
Согласно п.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п.5 данной статьи. При этом, нормативно-правовые акты органов муниципальных образований являются общедоступными для всех граждан Российской Федерации, так как размещены в информационно-правовых системах Российской Федерации.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
В соответствии с п.5 ст.408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
На основании вышеуказанных норм налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц, подлежащий уплате Созиновым А.В. по следующей формуле: НИ= ИС х НС х К, где НИ – налог на имущество, ИС -инвентаризационная стоимость, НС- налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2019 год, по объектам налогообложения: квартиры, адрес: *, кадастровый номер **, площадь **, дата регистрации права *** 00:00:00, дата утраты права *** 00:00:00, составила: 6 066 478 руб. (налоговая база) х 0,10% (налоговая ставка) х 1 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) = 6 066.00 руб.
Итого сумма налога на имущество за 2019 год составила: 6 066,00 руб.
Пунктом 1 ст.409 НК РФ установлено, что уплата налога на имущество физических лиц производится в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год (п.1 ст.55 НК РФ).
Налог уплачивается по мету нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Руководствуясь п.2 ст.409 НК РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление №** от ***.
Указанное налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». В соответствии с п.4 ст.31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. В связи с неуплатой в установленный законом срок сумм налога, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от *** №**, которое направлено ему с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Требование оставлено налогоплательщиком без исполнения.
В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество, начислены пени в размере 63,59 руб.
За период с 02.12.2020 по 13.02.2021 начислено пени: 6 066,00 руб. х 4,25% х 1/300 х 74 дней = 63,59 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. В соответствии с п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка применяется раной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. С 01.01.2016 к отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1340).
Пени рассчитываются по формуле (п.п. 3,4 ст.75 НК РФ): Сумма пеней = Сумма недоимки х Ставка ЦБ (%) х 1/300 х Количество календарных дней просрочки.
Сумма задолженности по налогу на имущество за 2019 год составляет: недоимка – 6 066,00 руб., пени – 63,59 руб.
На основании п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика – физического лица, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения рока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю в установленный срок обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Созинова А.В. транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц. Мировым судьей судебного участка №7 г.Рубцовска Алтайского края *** вынесен судебный приказ №** о взыскании с Созинова А.В. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу и соответствующих сумм пеней.
От налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. *** мировым судьей судебного участка №7 г. Рубцовска Алтайского края вынесено определение об отмене судебного приказа в отношении Созинова А.В. В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 №23-ФЗ).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление подается в суд по общим правилам подсудности, установленным КАС РФ. В соответствии со ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные ораны, обращающиеся в суды обще юрисдикции, а также к мировым судьям, в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В соответствии с приказом от 16.09.2020 №01-04/227@ «Об утверждении Положений о территориальных органах ФНС России по Алтайскому краю» в целях реализации приказа ФНС России от 11.08.2020 №ЕД-7-4/570 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю» утверждено Положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю, в соответствии с которым Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. Инспекция представляет в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам. Инспекция осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на территории Алтайского края.
Представитель административного истца просил взыскать с административного ответчика Созинова А.В. ИНН ** недоимки по: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения: налог за 2019 год в размере 6 066 руб., пеня в размере 63,59 руб.; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 14 551 руб., пеня в размере 356,44 руб. по ОКТМО **; транспортный налог с физических лиц: налог за 2019 год в размере 4 591,00 руб., пеня в размере 48,13 руб., ОКТМО **; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог за 2019 год в размере 2 299 руб., пеня в размере 22,80 руб., на общую сумму 27 997,96 рублей.
Представитель административного истца в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в административном иске просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Созинов А.В. в судебном заседании отсутствовал, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей возможность рассмотрения дела по существу в случае неявки в судебное заседание административного истца и административного ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых судом не признана обязательной.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Однако, при этом следует учитывать предусмотренные законом сроки предъявления соответствующих требований и уведомлений об уплате недоимки.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.1 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с ч.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ч.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) ребование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговым периодом признается календарный год (ч.1 ст.360 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно информации от ***, представленной РЭО ГИБДД МО МВД России «Рубцовский» на судебный запрос по данным базы ФИС ГИБДД-М на имя Созинова А.В., *** года рождения, в 2019 году были зарегистрированы автомобили: -///- с г/н **, грузовой, категория «С», мощность ДВС 115.0 л/с., *** по настоящее время; ///-/// с г/н **, грузовой, категория «С», мощность ДВС 195.0 л/с., *** по настоящее время; /-/- с г/н **, легковой, категория «В», мощность ДВС 73.0 л/с., *** по настоящее время; -/- с г/н **, грузовой, категория «С», мощность ДВС 115.0 л/с., *** по настоящее время; //-// с г/н **, легковой, категория «В», мощность ДВС 173.0 л/с., *** по ***.
Согласно ответу от *** на судебный запрос Главного МЧС России по Алтайскому краю на имя Созинова А.В., *** года рождения, в период с *** по настоящее время были зарегистрированы следующие маломерные суда: модель ///////////, идентификационный номер **, дата постановки на учет ***, дата выпуска *** год, двигатель .........., заводской номер **, мощность 15 л.с. Дата снятия с учета: ***; модель ------------------------------, идентификационный номер **, дата постановки на учет ***, дата выпуска *** год, двигатель .........., заводской **, мощность 15 л.с.
Расчет задолженности по транспортному налогу производится в соответствии с п.п.2, 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, следующим образом: мощность двигателя умножается на ставку налога, в случае, регистрации транспортного средства или снятии транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Согласно абз. 3 ч. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов федерации в частности законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства. Согласно ст. 1 указанного Закона налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно –10 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 20 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно- 60 руб.; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 120,0 руб.; на грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 40 руб.; катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 30 руб.
Транспортный налог за 2019 год был исчислен Созинову А.В. налоговым органом и подлежал уплате в сумме 4 591,00 руб. по ОКТМО **; 14 551,00 руб. по ОКТМО **. Расчет судом проверен, является верным.
В соответствии со ст.75 НК РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога за период с 02.12.2020 по 17.05.2021 в размере 356,44 руб. (с учетом уменьшения недоимки по транспортному налогу за 2019 год на 375,00 руб.).
Согласно ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ч.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ч.4 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз.3 ч.1 ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся (имевшиеся) у него объекты недвижимости от ***, *** Созинову А.В., *** г.р. в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 принадлежали земельные участки, в том числе, земельный участок по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, *, площадью ** кв.м., кадастровый номер **, дата государственной регистрации ***.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от *** кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **, расположенного: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, *, на 01.01.2019 составляет 1178555,8 руб.
Согласно скриншоту из программного комплекса АИС Налог-3, представленному административным истцом в ответ на судебный запрос, кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером ** (земельный участок: *) по состоянию на 01.01.2019 составляла 1178555,8 руб. Данные сведения в соответствии с п.п.4, 11 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляются в форме электронного документооборота.
Созиновым А.В. земельный налог в отношении земельного участка по адресу: *, кадастровый номер **, площадью ** кв.м., дата регистрации права *** за 2019 год (с учетом предоставленного налогового вычета в размере 968 676 руб. и положений п.17 ст.396 НК РФ) подлежал уплате в сумме 2 299,00 руб. Расчет задолженности судом проверен и является верным, административным ответчиком не оспаривался.
В связи с неуплатой земельного налога в соответствии со ст.75 НК РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога за период с 02.12.2020 по 09.02.2021 в размере 22,80 руб.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение помещение.
Согласно ч. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2018 №595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год» установлен на 2019 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,518.
Согласно п. 1, 2, 3 «Положения о введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», утвержденного Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 20.11.2014 № 412 установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлены ставки налога на имущество физических лиц на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объекта налогообложения: за жилые дома, жилые помещения (квартира, комната), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом: до 300000 рублей (включительно) - 0,1%; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,15%; свыше 500000 рублей до 1000000 рублей (включительно) - 0,31%; свыше 1000000 рублей - 0,6%.
Согласно материалам дела Созинову А.В., *** г.р. в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 принадлежал объект недвижимости – квартира по адрес: *, кадастровый номер **, площадь **, дата регистрации права ***, дата утраты права ***.
Согласно скриншоту из программного комплекса АИС Налог-3, представленному административным истцом в ответ на судебный запрос, кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером ** (квартира: *) по состоянию на 01.01.2019 составляла 8715595,59 руб. Данные сведения в соответствии с п.п.4, 11 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляются в форме электронного документооборота.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется для каждого из участников совместной собственности в равных долях.
В соответствии со ст.ст. 402, 403, 404, 405, 406, 408 Налогового кодекса Российской Федерации был рассчитан налог на имущество по формуле ИН= ИС х НС х К, где ИН - имущественный налог, ИС -инвентаризационная стоимость, НС- налоговая ставка, К – коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Налог на недвижимое имущество, принадлежащее Созинову А.В., за 2019 год был исчислен налоговым органом в сумме 6 066,00,00 руб., расчет судом проверен, является верным, административным ответчиком не оспорен.
В связи с неуплатой налога на уплату налога на имущество физических лиц в соответствии со ст.75 НК РФ должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога за период с 02.12.2020 по 13.02.2021 в размере 63,59 руб.
Согласно ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. ст. 52, 58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении.
В соответствии с п.1 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органов в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.2 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Созинов А.В. был зарегистрирован в электронном сервисе личный кабинет налогоплательщика ***, что подтверждается скриншотами Государственной информационной системы ФНС России АИС Налог-3.
Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
С подобным заявлением Созинов А.В. в инспекцию не обращался.
Созинову А.В. было направлено через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление №** от *** на уплату налогов за 2019 год; в связи с их неуплатой направлены требования об уплате налогов №** от ***, №** от ***, №** от ***, которые вручены ему надлежащим образом.
Пунктом 2 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно абз.3 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с абз.1 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 23.11.2020 N 374-ФЗ) исковое заявление о взыскании с налогоплательщика - физического лица недоимки по налогам, пеней и штрафов может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как следует из п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным не только при обращении в суд с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но и при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4,6 статьи 69, пунктами 1-2 статьи 70, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
То есть, срок обращения налогового органа в суд, в пределах которого должно быть подано заявление о вынесении судебного приказа, в данном случае определяется с учетом: трехмесячного или годичного срока, предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, исчисляемого со дня выявления недоимки; срока, установленного п.6 ст.69 НК РФ для получения налогоплательщиком требования, в случае его направления по почте заказным письмом (шесть дней с даты направления заказного письма); минимального срока на исполнение требования, предусмотренного п.4 ст.69 НК РФ (восемь дней с даты получения требования) и шестимесячного срока, установленного ст.48 НК РФ для обращения в суд после истечения срока, установленного требованием.
Поскольку установленный НК РФ срок уплаты вышеуказанных налогов установлен 01.12.2020, следовательно, недоимка выявлена 02.12.2020, и в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налогов и пени должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть до 02.03.2021.
Судом установлено, что административному ответчику в установленный законом срок было направлено требование об уплате налога №** по состоянию на *** на уплату недоимки по земельному налогу в сумме 2299 руб. и пени в сумме 22,80 руб. с установлением срока исполнения до *** и требование №** по состоянию на *** на уплату недоимки по транспортному налогу в сумме 4966 руб. и пени 52,06 руб. и налогу на имущество физических лиц в сумме 6066 руб. и пени в сумме 63,59 руб. с установлением срока исполнения до ***.
При этом требование № ** на уплату недоимки по транспортному налогу в сумме 14551 руб. и пени в сумме 356,44 руб. с установлением срока исполнения до *** было сформировано только ***, то есть с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ.
С учетом нарушения сроков направления требования № ** от *** срок обращения налогового органа в суд, в пределах которого могло быть подано заявление о вынесении судебного приказа, в данном случае определяется как трехмесячный срок, предусмотренный статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации для направления требования, исчисляемого со дня выявления недоимки (02.03.2021) + срок, установленный п.6 ст.69 НК РФ для получения налогоплательщиком требования, в случае его направления по почте заказным письмом (шесть дней с даты направления заказного письма) – 08.03.2021 + минимальный срок на исполнение требования, предусмотренного п.4 ст.69 НК РФ (восемь дней с даты получения требования) – 16.03.2021 + шестимесячный срок, установленный ст.48 НК РФ для обращения в суд после истечения срока, установленного требованием = 16.09.2021.
Поскольку в требовании №** об уплате налога, сбора, пени, штрафа Инспекцией установлен срок его исполнения - до ***, а в требовании №** - до ***, и сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд истек 02.10.2021.
Из материалов дела следует, что к мировому судье с заявлением №** (датированным 19.10.2021) о вынесении судебного приказа о взыскании с Созинова А.В. задолженности по налогам и пени налоговый орган обратился только 27.10.2021 (согласно штампу входящей корреспонденции), то есть за пределами установленного законом срока.
То обстоятельство, что мировым судьей *** был выдан судебный приказ (отмененный определением от ***) не свидетельствует о соблюдении шестимесячного срока для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа либо о его восстановлении, поскольку согласно ч. 2 ст. 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон для заслушивания их объяснений, поэтому разрешение вопроса о восстановлении пропущенного срока в рамках приказного производства невозможно.
Согласно положениям ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Представителем МИФНС России № 16 по Алтайскому краю в административном исковом заявлении просьба о восстановлении пропущенного процессуального срока не изложена, не представлено в материалы дела и отдельного ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Поскольку налоговым органом пропущен установленный законом срок обращения в суд, суд полагает, что в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Созинову А.В. о взыскании задолженности следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Алтайскому краю к Созинову А.В. о взыскании задолженности отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд.
Председательствующий Н.А. Хильчук
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2022 года