ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-212/19 от 08.11.2019 Акшинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-212/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Акша 08 ноября 2019 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Ленхобоева Ц.Г., при секретаре Кравцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации сельского поселения «Бытэвское» к судебному приставу-исполнителю Акшинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация сельского поселения «Бытэвское» обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим.

01.11.2019 года Администрация сельского поселения «Бытэвское» получила от судебного пристава-исполнителя Акшинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ об обязании принять меры к размещению на официальном сайте информации.

После получения исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения «Бытэвское» в администрацию муниципального района «Акшинский район» для размещения на официальном сайте была предоставлена необходимая информация, таким образом, администрацией поселения предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда. Выплатить исполнительский сбор для сельского поселения не представляется возможным.

Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению, вынесенному судебным приставом-исполнителем Акшинского РОСП ФИО1 по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В возражениях на административное исковое заявление и.о. начальника Акшинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 полагает, что оснований для удовлетворения требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо уменьшения его размера, не имеется. Заявитель не был лишен возможности выполнить свою обязанность по своевременному и добровольному исполнению вступившего в законную силу судебного решения, либо предпринять действия по отложению, отсрочке, приостановлению исполнительного производства.

В судебном заседании представитель административного истца – глава сельского поселения «Бытэвское» ФИО2 (на основании прав по должности) заявленные административные исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что сайт акша.забайкальскийкрай.рф принадлежит администрации муниципального района «Акшинский район». Администрация сельского поселения доступа к публикации материалов на указанном сайте не имеет в связи с требованиями информационной безопасности. Всю информацию публикует ответственное лицо администрации МР, сельские поселения лишь предоставляют нужную информацию. После получения ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении исполнительного производства административный истец представила недостающие сведения в администрации МР, однако, информация не была опубликована своевременно в связи с большим объемом работы программиста администрации МР. Кроме того, просила принять во внимание финансовое положение администрации СП «Бытэвское». Собственные доходы сельского поселения за 2019 год составляют около 200 000 рублей, которые полностью расходуются на отопление, оплату электроэнергии и связи.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Акшинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 возражал против удовлетворения административного искового заявления, просил отказать в освобождении от исполнительского сбора по основаниям, приведенным в возражениях на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица – прокуратуры Акшинского района (взыскателя по исполнительному производству) – помощник прокурора Жаргалова Ж.Н. полагала возможным удовлетворить административное исковое заявления, указывая, что в бюджете сельского поселения не имеется денежных средств на иные расходы, в том числе, уплату исполнительского сбора, бюджет муниципального образования является дотационным. Кроме того, административный истец принимает надлежащие меры к исполнению решения суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 1 ст. 1).

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Исполнительский сбор, в силу ч. 1 ст. 112 названного Федерального закона, является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 2. указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч. 6 указанной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом, в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П и от 02.04.2015 г. N 654-О).

Этот вывод согласуется с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 401 ГК РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

В соответствии с п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Согласно п.9 ст.21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве", в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, решением Акшинского районного суда от 10 июля 2019 года на администрацию сельского поселения «Бытэвское» возложена обязанность в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять меры к размещению на официальной странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», имеющей адрес: http://акша.забайкальскиийкрай.рф/selskie-poseleniya-akshinskogo-rayona/selskoe-poselenie-quotbytevskoequot/ информации, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Решение суда вступило в законную силу 14 августа 2019 года.

04 сентября 2019 года на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ выданного Акшинским районным судом Забайкальского края по делу №2а-106/2019, судебным приставом-исполнителем Акшинского РОСП УФССП по Забайкальскому краю ФИО1 возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Администрации сельского поселения «Бытэвское». Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено администрацией сельского поселения «Бытэвское» 13 сентября 2019 года, таким образом, срок для исполнения требований установлен до 19.09.2019 года.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке, 28 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем Акшинского РОСП ФИО1 в отношении администрации сельского поселения «Акшинское» было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Кроме того должнику был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 08 ноября 2019 года.

Вместе с тем, согласно Положению об обеспечении доступа пользователей информации к информации о деятельности администрации муниципального района «Акшинский район», утвержденного Постановлением и.о. главы муниципального района «Акшинский район» от 24.09.2018 г. № 419а, сайт акша.забайкальскийкрай.рф является официальным сайтом администрации МР «Акшинский район». Данный сайт содержит сведения о деятельности сельских поселений, входящих в состав МР «Акшинский район». В соответствии с п.4.1 вышеуказанного постановления ответственным за размещение информации и муниципальных нормативных актов на официальном сайте органов местного самоуправления МР «Акшинский район» назначен программист администрации ФИО3

Таким образом, доводы административного истца о том, что администрация сельского поселения не имеет доступа к публикации материалов на сайте администрации муниципального района «Акшинский район», им приняты все меры к размещению информации по решению суда, являются обоснованными и заслуживающими внимания.

Кроме того, суд считает необходимым учесть тот факт, что административный истец является органом местного самоуправления, решающий вопросы местного значения, не ведущий финансово-экономической деятельности, не имеющий в качестве цели извлечение прибыли. Бюджет муниципального образования на 2019 год утвержден в следующих характеристиках: общий объем доходов – 1 054 300 рублей, общий объем расходов – 1 054 300 рублей. Из общего объема доходов 861 700 рублей составляют межбюджетные трансферты, имеющие целевое значение. Оставшиеся бюджетные ассигнования также распределены по целевым статьям и видам расходов.

При таких обстоятельствах, суд считает, что взыскание с органа местного самоуправления исполнительского сбора в размере 50 000 рублей не будет соответствовать публичным интересам, приведет к нарушению прав граждан, проживающих на территории сельского поселения «Бытэвское».

Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым освободить администрацию сельского поселения «Бытэвское» от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации сельского поселения «Бытэвское» удовлетворить.

Освободить администрацию сельского поселения «Бытэвское» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, по постановлению судебного пристава-исполнителя Акшинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Акшинский районный суд.

В окончательной форме решение составлено 08 ноября 2019 г.

Судья: