ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-212/20 от 07.02.2020 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Кулаковой С.А.

при секретаре Фуфачевой Л.С.,

с участием представителя административного истца Фонда общественного контроля «В поле зрения» адвоката Рогозный В.Ю., действующего на основании доверенности от 23.07.2019, представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Везинг Т.В., действующей на основании доверенности от 01.08.2019 , представившей диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета от 01.06.2019 , представителя административного ответчика Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Белая И.П., действующей на основании доверенности от 18.11.2018 , представившей диплом о высшем юридическом образовании Байкальского государственного университета экономики и права от 06.06.2006, представителя заинтересованного лица Управления Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Степанова С.П., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 , представившей диплом о высшем юридическом образовании Иркутской государственной экономической академии от 26.06.2001, представителя заинтересованного лица областного государственного казенного учреждения «Фонд имущества Иркутской области» Петухова Е.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2010 , представившей диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного университета от 20.06.1984, представителя заинтересованного лица областного государственного автономного учреждения «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» Казей Н.В., действующей на основании доверенности от 02.12.2019 , представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от 31.05.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 2а-212/2020 по административному исковому заявлению Фонда общественного контроля «В поле зрения» к министерству имущественных отношений Иркутской области, службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Фонд общественного контроля «В поле зрения» обратился с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Иркутской области (далее по тексту – Министерство), службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее по тексту – Служба) о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и необеспечении планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литер А; возложении обязанности на Министерство произвести реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литер А; признании незаконным бездействия Службы, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению культурного наследия регионального значения и необеспечении государственного надзора за состоянием, содержанием и сохранением объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом Кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литер А.

В обоснование требований административный истец указал, что административные ответчики допускают незаконные бездействия. Так, общественными инспекторами ФОК «В поле зрения» выявлено здание – объект культурного наследия регионального значения: «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литер А (регистрационный номер ), которое находится в неудовлетворительном техническом состоянии и в отношении которого собственником действия, направленные на его сохранение, не производятся. Основным собственником здания (нежилое помещение площадь. 6091,7 кв.м, кадастровый номер ) является Иркутская область. По мнению административного истца, в соответствии со ст.ст. 3, 33, 48 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 73-ФЗ), Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп) Министерство осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности Иркутской области, в случае выявления нарушений – обязано принимать меры по их устранению; обеспечивает планирование и проведение реставрационно-восстановительных работ, капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении областных государственных унитарных предприятий, оперативном управлении областных государственных учреждений, а также входящих в состав государственной казны Иркутской области. По данным Министерства, объект культурного наследия в 2017 году закреплен на праве оперативного управления за ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» (далее по тексту – Фонд имущества), вопрос о проведении реставрации находится на рассмотрении Правительства Иркутской области. По мнению административного истца, Министерство самоустранилось от исполнения обязательств собственника по сохранению объекта культурного наследия. Поскольку объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, Министерство свою функцию по контролю за сохранностью, ремонту и восстановлению данного объекта не выполняет, тем самым допускает незаконное бездействие. В соответствии со ст.ст. 9.2, 11 Закона № 73-ФЗ, Положения о службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 № 31-пп) Служба осуществляет государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством; в полномочия Службы входит выдача предписаний об устранении выявленных нарушений владельцу объекта культурного наследия, полномочия по привлечению к административной ответственности, предъявлению исков в суд о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, об изъятии из собственности указанных лиц. По сообщению Службы, в отношении объекта начата работа по оформлению охранного обязательства, в марте 2019 года охранное обязательство будет направлено всем собственникам (пользователям) помещений в здании-памятнике для принятия ими мер по сохранению объекта. По мнению административного истца, с момента введения в действие ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ и утверждения формы охранного обязательства Служба с 2015 по 2018 г.г. допускала незаконное бездействие, выразившееся в неподготовке охранного обязательства. С момента утверждения охранного обязательства каких-либо действий, мероприятий, направленных на охрану объекта, Служба не осуществляла. По информации Службы, в настоящее время подведомственным Службе учреждением – областным государственным автономным учреждением «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области» (далее по тексту – ОГАУ «ЦСН») ведется работа по подготовке технического задания для осуществления процедуры по выбору подрядной организации на выполнение инженерного обследования объекта. Поскольку объект культурного наследия находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а Служба свою функцию по контролю и государственному надзору за сохранностью объекта не выполняет, Служба допускает незаконное бездействие. Незаконными бездействиями административных ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку объект культурного наследия регионального значения находится под угрозой утраты.

В письменных возражениях представитель административного ответчика Службы Белая И.П. требования не признала, мотивируя тем, что бездействие Службой не допущено.

В письменных возражениях представитель административного ответчика министерства Везинг Т.В. требования не признала, мотивируя тем, что необходимая совокупность условий для удовлетворения требований в силу ст. 227 КАС РФ не установлена.

В письменном отзыве заинтересованное лицо Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу (далее по тексту - Управление Минкультуры России по СФО) Степанова С.П. указала, что, поскольку сроки по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, указанные в п. 25 охранного обязательства, не истекли, требования являются преждевременными.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица областного государственного казенного учреждения «Фонд имущества Иркутской области» (далее по тексту – Фонд имущества) Петухова Е.В. полагала не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что в отсутствие финансирования в необходимых объемах из областного бюджета учреждение осуществляло исключительно мероприятия по текущему содержанию и эксплуатации объекта.

Определением суда от 09.01.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОГАУ «ЦСН».

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица ОГАУ «ЦСН» Казей Н.В. требования полагала не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что в рамках ведомственной целевой программы учреждением выполняются работы, бездействие со стороны Министерства, Службы не допущено.

В судебном заседании представитель административного истца Фонда общественного контроля «В поле зрения» адвокат Рогозный В.Ю. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, на удовлетворении требований настаивал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Везинг Т.В. требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

В судебном заседании представитель административного ответчика Службы Белая И.П. требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Минкультуры России по СФО Степанова С.П. требования административного истца полагала подлежащими удовлетворению в части бездействия Службы, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и необеспечении государственного надзора за состоянием памятника. Поскольку срок производства работ по охранному обязательству не истек, оснований к возложению обязанности на Службу принять меры к исполнению охранных обязательств не имеется.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области» Петухова Е.В. требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОГАУ «ЦСН» Казей Н.В. требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий.

Исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, регулирующей порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п. 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со ст. 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с п. 4 ст. 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст. 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со ст. 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном п. 2 ст. 47.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 6 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в п. 11 настоящей статьи: 1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных ст.ст. 47.2-47.4 настоящего Федерального закона; 2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абз. 1 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В соответствии с абз. 2 п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В силу ст. 9.2 Закона № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации; 4) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 4.1) осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).

В силу ст. 10 Закона № 73-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом, осуществляют меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют.

Судом установлено, что здание бывшего Управления Забайкальской железной дороги (так называемый «Дом кузнеца») является памятником архитектуры; адрес: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36 (паспорт памятника истории и культуры, выданный Главным Управлением по охране памятников Министерства культуры РСФСР).

Здание построено в 1901-1903 г.г.; включено в перечень памятников истории и культуры, поставленных на государственную охрану местного значения, как памятник истории под наименованием «Здание главка «Востосибстрой» (бывший дом Кузнецова), ул. Дзержинского, 36, здесь в 1905 году размещался Совет рабочих депутатов железной дороги» (приложение к решению исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 24.06.1980 № 294 «О постановлении Совета Министров РСФСР от 24.01.1980 № 54 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР об об охране и использовании памятников истории и культуры»).

Исследованными документами подтверждено, что Иркутской области на праве собственности принадлежит нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 6091,7 кв.м этаж: подвал 1-4, номера на поэтажном плане подвал: 1-15; 1 эт: 1-107; 2эт.: 1079, 3 эт: 1096; 4 эт.: 4, 25, 26, 27 а, 32-35, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36 (запись о регистрации права 03.06.2008 № 38-38-01/074/2008-399).

Согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп) Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению государственной собственностью Иркутской области, что в его полномочия входит контроль за использованием по назначению и сохранностью государственной собственности Иркутской области, принятие необходимых мер в случае выявления нарушений, обеспечение планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ, капитального ремонта объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, оперативном управлении областных государственных учреждений, а также входящих в состав государственной казны Иркутской области.

Сохранение памятников, государственная охрана объектов культурного наследия относится к полномочиям Министерства имущественных отношений Иркутской области, как органа государственной власти субъекта (ст. 9.2 Закона № 73-ФЗ).

Вместе с тем, исходя из п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, требования к содержанию, поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта, его использованию, в частности по обеспечению его сохранности (подп. 4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ), предъявлены к лицам, указанным в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона. Суд учитывает, что спорный объект культурного наследия на праве оперативного управления закреплен за ОГАУ «ЦСН», на учреждение в силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ возложена обязанность по выполнению охранного обязательства.

Как следует из материалов дела, объяснений участвующих в деле лиц, указанное выше помещение здания «Дома Кузнеца» находилось также в оперативном управлении Фонда имущества, одним из видов деятельности которого является содержание и эксплуатация объектов областной собственности, в которых размещаются органы государственной власти и иные областные структуры. Изъято из оперативного управления Фонда имущества (распоряжение министерства от 22.03.2017 № 318/и), после чего вновь закреплено на праве оперативного управления (распоряжение министерства от 28.12.2017 № 1903/и, акт от 09.02.2018), изъято 22.08.2019 (на основании распоряжения министерства от 22.08.2019 № 1223/и). Распоряжением Службы от 22.08.2019 № 1223/и объект культурного наследия «Дом Кузнеца» закреплен на праве оперативного управления за ОГАУ «ЦСН».

Оценивая доводы административного искового заявления о бездействии министерства в связи с непринятием необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия и необеспечении планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ объекта, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Министерством осуществлялась работа по проведению капитального ремонта (реконструкции) (а не ремонта отдельных помещений) объекта культурного наследия «Дом Кузнеца», как имеющего высокую степень износа, не соответствующего техническим и санитарным нормам. В 2014 году Министерством ставился вопрос о включении в государственную программу Иркутской области «Развитие культуры» на 2014-2018 г.г. данного объекта, однако указанная программа выделение средств на проведение работ по сохранению данного объекта не предусматривала (служебная записка от 24.06.2014 № 56/01-2156/14). В 2014 году Министерством подготовлена информация по результатам инвентаризации объектов областной государственной собственности, требующих проведения капитального ремонта (реконструкции) с включением объекта «Дома Кузнеца»: расчетная стоимость затрат 500000 тыс. руб., финансирование не выделялось. В 2014 году Правительством Иркутской области поручена Министерству организация расселения пользователей помещениями здания, министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области – осуществить обследование технического состояния здания, запланировать соответствующие бюджетные средства и провести реконструкция (служебная записка от 26.02.2014 № 51-371538/4). В 2016 году из-за угрозы обрушения несущих конструкций из здания выселены пользователи. По предварительному расчету ОГАУ «ЦСН», на выполнение проектных работ потребуется 11861851 руб. Объект включен в прогнозный план приватизации областного государственного имущества на 2017 год, но не одобрен Законодательным Собранием Иркутской области. В связи с чем в 2018 году Министерство неоднократно обращалось в Правительство Иркутской области с просьбой определить позицию по указанному объекту (служебная переписка министерства имущественных отношений Иркутской области по вопросу выделения дополнительного финансирования для реконструкции объекта).

Как следует из объяснений представителя Фонда имущества, из-за отсутствия в необходимых объемах финансирования из областного бюджета учреждение осуществляло исключительно мероприятия по текущему содержанию и эксплуатации объект культурного наследия. Фондом имущества в целях обеспечения безопасности на объекте и придания эстетического вида зданию на фасаде размещен баннер, установлено ограждение здания, совместно с администрацией г. Иркутска перенесена остановка общественного транспорта, запрещена парковка автомобилей.

Таким образом, в целях обеспечения сохранности областной собственности объект культурного наследия передавался Министерством в оперативное управление Фонда имущества. Учреждением в пределах выделенного финансирования выполнялись меры по текущему содержанию объекта, его охране, обеспечению безопасности на объекте. Суд учитывает, что в период нахождения здания памятника в оперативном управлении Фонда имущества учреждением и министерством прорабатывался вопрос реконструкции объекта в условиях ограниченных финансовых ресурсов областного бюджета.

Так, в 2015 году Министерство сообщало о предложении министерства финансов Иркутской области решить вопрос разработки научно-проектной документации для проведения реконструкции объекта в пределах средств, предусмотренных Фонду имущества на текущий год. При этом лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные бюджетной сметой Фонда на 2015 год по ст. 226 (обследования и проектно-сметная документация) – 3,4 млн руб., всего по статьям «текущий и капитальный ремонт» - 14,9 млн руб., из них более 10 млн руб. – кредиторская задолженность 2014 года. По информации ООО Научно-исследовательская проектная реставрационная мастерская «Традиция», ориентировочный расчет стоимости разработки научно-проектной документации для проведения полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом Кузнеца» - 30 млн руб. (письмо от 17.02.2015 № 51-36-559/15; письмо Фонда имущества от 04.03.2015 3 01/3-306; письмо ООО НИПРМ «Традиция» от 19.05.2014).

Таким образом, Министерством планировались ремонтно-восстановительные работы объекта, в частности, по разработке проектной документации. Такие меры не были осуществлены лишь за счет Фонда имущества и выделяемого ему финансирования ввиду полного отсутствия финансирования из областного бюджета на эти цели.

Кроме того, судом установлено, что не все помещения здания «Дома Кузнеца», находились в собственности Иркутской области.

Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество часть помещений здания по улице Дзержинского, 36, находились в собственности Велединской Л.А.: административное нежилое помещение, площадью 41,6 кв.м, кадастровый номер ; административное нежилое помещение, площадью 21,6 кв.м, кадастровый номер ; административное нежилое помещение площадью 378,1 кв.м, кадастровый номер ; административное нежилое помещение, площадь. 28,4 кв.м, кадастровый номер .

Как следует из материалов дела, Губернатором Иркутской области принято решение о приспособлении объекта культурного наследия под филиал Московской государственной консерватории. Как следует из объяснений представителя Министерства, подтверждено письменными доказательствами, Губернатором Иркутской области 11.02.2019 Министерству поручено решить вопрос приобретения в областную собственность помещения здания для дальнейшего их использования под нужды консерватории (перечень поручений от 11.02.2019, утвержденный Губернатором Иркутской области 04.04.2019 № 06-145/19).

Таким образом, с учетом темпов выделения финансирования (служебная записка первого заместителя министра имущественных отношений Иркутской области – министру финансов Иркутской области от 03.07.2019 № сл 512252/19 о рыночной стоимости объектов, принадлежащих Велединской Л.А.; служебная записка министра имущественных отношений Иркутской области – министру финансов Иркутской области от 16.08.2019 № сл51-2815-19 о необходимости предусмотреть данные средства в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие и управление имущественным комплексом и земельными ресурсами Иркутской области» на 2018-2022 г.г.; служебная записка министра финансов Иркутской области – министру имущественных отношений Иркутской области от 20.08.2019 о том, что вопрос выделения такого финансирования будет рассматриваться на осенней сессии Законодательного Собрания Иркутской области, в связи с мероприятиями по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации летом 2019 года), 21.11.2019 Министерством издано распоряжение № 1749/и, об осуществлении бюджетных инвестиции в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Иркутской области.

Согласно приложению к распоряжению от 21.11.2019 № 1749/и в государственную собственность Иркутской области предполагается приобрести: административное здание, общей площадью 244,6 кв.м, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, кадастровый номер 38:36:0000342078; земельный участок площадью 550 кв.м, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, уч. № 36, кадастровый номер 38:36:000034:0642; нежилое помещение, площадью 41,6 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19682; нежилое помещение, площадью 21,6 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19683; нежилое помещение площадью 378,1 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19681; нежилое помещение, площадью 28,4 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19680; срок приобретения объектов – 2019 год, предельный срок закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в целях приобретения объектов государственной собственности Иркутской области – IV квартал 2019 года (поручение Губернатора Иркутской области от 22.11.2019 № 06-449/19 о подготовке решения о предоставлении бюджетных инвестиций на приобретение в государственную собственность Иркутской области указанных объектов за счет средств областного бюджета в установленном Постановлением Правительства Иркутской области от 31.07.2015 № 374-пп порядке, срок исполнения – 22.11.2019; распоряжение министерства от 21.11.2019 № 1749/и; приложение к распоряжению от 21.11.2019 № 1749/и «Бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Иркутской области»). 27.12.2019 Министерством представлены документы о регистрации права государственной собственности Иркутской области на указанные объекты.

Распоряжением Министерства от 22.01.2020 № 65/и за ОГАУ «ЦСН» на праве оперативного управления закреплены объекты областной государственной собственности: 1-этажное нежилое бревенчатое здание, назначение: нежилое, общая площадь 244,6 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:20787, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, строение 36б; сооружение скважины, назначение: сооружения коммунального хозяйства, глубина 21 м, кадастровый номер 38:36:000034:27346, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского 36б; сооружение кабельной линии 0,4 кВ, назначение: сооружения электроэнергетики, протяженность 81 м, кадастровый номер 38:36:000034:27348, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36б; сооружение тепловой сети, назначение: сооружения коммунального хозяйства, протяженность 6 м, кадастровый номер 38:36:000034:27347, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36б; административное нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 28 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19680, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36; административное нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 396,10 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19861, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36; административное нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общая площадь 40,10 кв.м, кадастровый номер 38:36:000034:19682, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36; административное нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 20,9 кв.м, кадастровый номер 38636:000034:19683, по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36.

При таких обстоятельствах доводы административного истца о допущенном Министерством бездействии не могут быть приняты во внимание.

Суд учитывает, что вопрос приспособления объекта культурного наследия для современного использования прорабатывался Правительством Иркутской области, министерством имущественных отношений в связи с нецелесообразностью ремонта отдельных помещений и необходимостью полной реконструкции здания, начиная с 2016 года, последовательно осуществлялись действия, направленные на проведение проектных работ объекта, являющихся необходимым этапом проведения реконструкции здания. Здание было освобождено от сторонних пользователей, произведены действия по приобретению в областную собственность помещений памятника, находившихся в частной собственности, поскольку в силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

С учетом разъяснений п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что Министерством допущено использование предоставленных публичных полномочий вопреки законной цели, не установлено.

Исходя из п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ, требования к содержанию, поддержанию в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта, его использованию, в частности по обеспечению его сохранности (подп. 4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ), предъявлены к лицам, указанным в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона. Суд учитывает, что спорный объект культурного наследия на праве оперативного управления закреплен за ОГАУ «ЦСН», на учреждение в силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ возложена обязанность по выполнению охранного обязательства.

Судом установлено, что ОГАУ «ЦСН» во исполнение ведомственной целевой программы «Обеспечение сохранности использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Иркутской области» на 2019-2024 г.г.» 14.08.2019 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение № 31908198099 об осуществлении закупки на определение подрядчика путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение инженерного обследования объекта.

Закупочной комиссией принято решение о признании победителем ООО «Главленэксперт», которое признано победителем запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по выполнению инженерного обследования объекта культурного наследия (протокол проведения запроса предложений в электронной форме от 27.08.2019). 09.09.2019 между ОГАУ «ЦСН» и ООО «Главленэксперт» заключен договор № 2019.334441 на выполнение инженерного обследования объекта культурного наследия, обязательства по которому подрядчиком в установленный срок (в течение 14 календарных дней с момента заключения договора) не выполнены, работы сданы 20.11.2019 (акт сдачи-приемки выполненных работ).

16.09.2019 ОГАУ «ЦСН» размещено извещение № 31908303778 об осуществлении закупки на определение подрядчика на право заключения договора на выполнение инженерных изысканий объекта культурного наследия. Закупочной комиссией принято решение о признании запроса предложений в электронной форме несостоявшимися (протокол проведения запроса предложений в электронной форме от 27.09.2019).

Как следует из материалов дела, ОГАУ «ЦСН» с момента передачи объекта в оперативное управление заключены договоры на оказание услуг физической охраны и обеспечению контрольно-пропускного режима объекта (договоры от 17.09.2019 № 895/Б/2019, от 24.10.2019 № 9/19/Б/2019, от 23.01.2020 № 5/Б/2020 между ОГАУ «ЦСН», заказчик, и ООО ЧОА «ОСН «Маршал», исполнитель); договоры оказания услуг по уборке территории от 17.09.2019 № 896/Б/2019, от 23.01.2020 № 3/Б/2020 с Мироновым В.А.); договор с ООО «ВАИР-Сиб» от 06.12.2019 № 1026/Б/2019 на выполнение инженерно-геодезических изысканий на объекте культурного наследия; договор с ООО «ИРКУТСКТИСИЗ» от 11.12.2019 № 964/Б/2019 на выполнение работ по сейсмическому микрорайонированию объекта культурного наследия; договор с ООО «АйкьюЭколоджи» от 25.12.2019 № 1032/Б/2019 на выполнение инженерно-геодезических изысканий объекта культурного наследия; договор с ООО «АйкьюЭколоджи» от 25.12.2019 № 1033/Б/2019 на выполнение инженерно-гидрометеорологических изысканий объекта;

Как следует из объяснений представителя ОГАУ «ЦСН», в настоящее время ОГАУ «ЦСН» осуществляются мероприятия по регистрации права оперативного управления на вышеуказанные объекты областной государственной собственности в Управлении Росреестра по Иркутской области.

При таких обстоятельствах требования административного истца о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и необеспечении планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ объекта культурного наследия; возложении обязанности произвести реставрационные работы объекта, суд находит не подлежащими удовлетворению.

Доводы административного истца о неэффективности предпринятых мер, что здание памятника находится по угрозой разрушения, не принимаются судом. Суд исходит из того, что длительность проведения таких мероприятий обусловлена объективными причинами, связанными с проработкой вопроса о дальнейшем приспособлении здания под нужды филиала консерватории, отсутствием финансирования, установленными Законом № 73-ФЗ особенностями определенных видов работ в отношении объекта культурного наследия.

Оценивая доводы административного искового заявления о бездействии Службы по непринятию необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия и необеспечении государственного надзора за состоянием и сохранением объекта культурного наследия, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 Положения «О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области» (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 3 31-пп) Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляющим на территории Иркутской области государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

В силу ч. 6 ст. 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 3) выдавать предписания, в том числе: об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; 4) привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений.

Судом установлено, что 27.03.2012 департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, пользователь (договор № 19/08-п безвозмездного пользования недвижимым имуществом) выдано охранное обязательство Службе, наименование памятника: «Здание (Дом Кузнеца), где находился один из первых в городе Совет депутатов рабочих и служащих Забайкальской железной дороги. Здесь в годы Великой Отечественной войны располагался эвакогоспиталь № 1215», 1905 г.; 1941-1945 г.г. Категория охраны - объект культурного наследия регионального значения, решение облисполкома № 294 от 24.06.1980, регистр. № 131 в Списке памятников истории и культуры г. Иркутска подлежащих государственной охране – 2000». Адрес памятника: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, лит. А.

Согласно акту технического состояния памятника от 27.03.2012 (приложение к охранному обязательству 76/2012) общее состояние архитектурно-конструктивных элементов памятника и их состояние в соответствии с результатами инженерного обследования конструкций здания в 1999 году требуются комплексные мероприятия по полному усилению и восстановлению здания. В целях сохранения памятника пользователь выполняет: получить задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия до 01.07.2012; выполнить инженерное обследование до 01.02.2013; по итогам обследования разработать мероприятия по сохранению памятника с изготовлением необходимой проектной документации, представить на согласование в госорган – до 01.05.2014; выполнить ремонтно-реставрационные работы в соответствии с согласованной проектной документацией, предварительно получив письменное разрешение Службы до 01.12.2015; представить отчет о выполненных работах не позднее трех месяцев по их окончанию.

Здание (Дом Кузнеца) (г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, лит. А) (опорная постройка, связана с историческими событиями) номер охранного статуса – 131-СГО-2000 (приложение № 1 к приказу службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от 04.03.2014 № 17-сп).

Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 15.05.2018, составленному специалистами Службы на основании задания № 01-01-29-04/18 от 14.05.2018, произведен визуальный осмотр здания, являющегося объектом культурного наследия регионального наследия «Здание Главка «Востоксибстроя» (бывший Дом Кузнецова)», начало XIX в. по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, лит. А, общее состояние архитектурно-конструктивных элементов памятника удовлетворительное, при обследовании цоколей и отмостки около выявлены значительные трещины и вывалы штукатурки верхней части цоколя, а также деформация и контруклоны отмостки, состояние удовлетворение. Состояние стен и внешнего убранства удовлетворительное, имеются многочисленные мелкие трещины и отслоения штукатурного слоя; состояние стен дворовых фасадов удовлетворительное. Обследовалось внутренне состояние здание – удовлетворительное.

Приказом Службы от 05.07.2018 № 79-спр утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Здание главка «Востоксибстрой» (Бывший Дом Кузнецова)».

Согласно охранному обязательству работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона № 73-ФЗ.

В соответствии с п. 25 охранного обязательства «дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия» - 1) выполнить работы по сохранению данного объекта культурного наследия, определенные Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании акта технического состоянии объекта культурного наследия от 15.05.2018 – на основании разрешения Службы выполнить первоочередные противоаварийные работы по ремонту фасадов здания, срок выполнения – в течение 24 месяцев со дня утверждения охранного обязательства приказом Службы; обеспечить проведение инженерного обследования здания, включая: обмерные работы, обследование здания, обследование грунтов основания фундаментов здания, с целью определения перечня работ по сохранению объекта культурного наследия. Срок выполнения – в течение 24 месяцев со дня утверждения охранного обязательства приказом Службы;

2) уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, с приложением фотографических изображений объекта, позволяющих зафиксировать индивидуальные особенности объекта культурного наследия – не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что объект «Дом Кузнецова» включен в перечень объектов культурного наследия, требующих проведения работ по сохранению, ведомственной целевой программы Иркутской области (приложение к приказу Службы от 08.07.2019 № 184-спр).

Приказом Службы от 12.12.2018 № 385-спр утверждена ведомственная целевая программа Иркутской области «Обеспечение сохранности и использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Иркутской области, и государственная охрана объектов культурного наследия Иркутской области» на 2019-2024 г.г.

Приказом Службы от 08.07.2019 № 184-спр внесены изменения в ведомственную целевую программу, в том числе, в части ресурсного обеспечения ведомственной целевой программы.

14.08.2019 в отношении объекта культурного наследия «Дом Кузнеца» ОГАУ «ЦСН» размещено извещение о закупке «выполнение инженерного обследования объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя» (бывший Дом Кузнецова)», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, лит. А.

Судом установлено, что 25.10.2018 Службой утверждено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 22.08.2018 № 26/2018 (на основании охранного обязательства, утв. приказом от 05.07.2018 № 179-спр). Сведения о собственнике либо ином законном владельце – ОГКУ «Фонд имущества Иркутской области».

В соответствии с ч. 5 ст. 17 ФЗ о т22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до оформления в порядке, установленном ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, применяются действующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия.

Таким образом, до утверждения 05.07.2018 Службой охранного обязательства в отношении Фонда имущества действовали ранее выданные административным органом охранные обязательства.

Оценивая предпринятые административным ответчиком меры в рамках осуществления государственного надзора и охраны объекта культурного наследия, суд обстоятельств, указывающих на бездействие административного органа, не установил.

Исследованными документами подтверждено, что в отношении Фонда имущества, как пользователя объекта «Дома Кузнеца», в рамках проверки соблюдения требований законодательства в области сохранения, использования и популяризации объекта культурного наследия регионального значения, заведено контрольное дело № 04-01-11-20/2017. Из материалов контрольного дела судом установлено, что 13.10.2017 проводилась документарная проверка пользователя объекта культурного наследия – Фонда имущества, в ходе которой установлено, что объект изъят из оперативного управления Фонда (распоряжение от 22.03.2017 № 318/и), в связи с чем выездная проверка не проводилась, основания для вынесения предписания отсутствовали. В связи с чем доводы о том, что Службой не реализовано полномочие по вынесению предписания, не могут быть приняты во внимание. Осуществление необходимых мероприятий в рамках государственной охраны объекта относится к полномочиям Службы, как органа охраны объекта культурного наследия, требование от государственного органа реализации имеющихся полномочий в силу принципов деятельности органов государственной власти запрещено.

Как следует из материалов дела, Службой с 2016 года ставился вопрос о необходимости проведения противоаварийных мероприятий объекта культурного наследия, его реконструкции (служебная записка от 04.03.2016 № 5135-2900/6, от 24.08.2017 № СЛ-76-606/17), о необходимости дополнительного финансирования таких работ (служебная записка от 04.04.2018 № СЛ-76-250/18), предложения о проведении мероприятий по сохранению памятника, с предварительными сметами, направлялись в Правительство Иркутской области (служебная записка от 10.05.2018 № СЛ-51-1728/18).

Оценивая представленные доказательства, суд находит установленным, что Службой осуществлялись мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объекта. То обстоятельство, что Службой не были выданы предписания пользователю объекта, не влияют не выводы суда. Поскольку здание памятника из оперативного управления Фонда имущества было изъято, при этом установленные в выданном 05.07.2018 охранном обязательстве сроки проведения работ не истекли.

Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что при осуществлении государственной охраны и надзора за сохранением памятника Службой допущено использование предоставленных публичных полномочий вопреки законной цели, не установлено.

Доводы о том, что предпринимаемые действия, по мнению административного истца, не являются эффективными, что до настоящего времени требования охранного обязательства не исполнены, что ремонтно-реставрационные работы в «Доме Кузнеца» не проведены, не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах требования административного истца Фонда общественного контроля «В поле зрения» суд находит не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

требования административного истца Фонда общественного контроля «В поле зрения» о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Иркутской области, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и необеспечении планирования и проведения реставрационно-восстановительных работ объекта культурного наследия регионального значения «Здание Главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литера А; возложении обязанности на Министерство имущественных отношений Иркутской области произвести реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения «Здание главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36 литера А; признании незаконным бездействия Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, выразившегося в непринятии необходимых мер по сохранению объекта культурного наследия регионального значения и необеспечении государственного надзора за состоянием, содержанием и сохранением культурного наследия регионального значения «Здание главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литера А; возложении обязанности принять необходимые меры по понуждению к исполнению охранного обязательства объекта культурного наследия регионального значения «Здание главка «Востоксибстроя», бывший «Дом кузнеца», расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36, литера А, - оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Кулакова

Решение суда в окончательной форме принято 20 февраля 2020 года