ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-212/2022 от 22.06.2022 Осинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса 22 июня 2022 года Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Тышкееве С.Ю., с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Матаповой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-212/2022 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Улейское» о признании незаконным бездействия в части не приведения остановочных пунктов в соответствие с п.5.3.3.1, п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007, возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования (МО) «Улейское» о признании незаконным бездействия в части не приведения остановочных пунктов в соответствие с п.5.3.3.1, п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007, возложении обязанности устранить выявленные нарушения, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района с привлечением ОГИБДД МО МВД России «Боханский» проведена проверка исполнения требований законодательства при осуществлении перевозок обучающихся администрацией МО «Улейское».

В ходе проверки установлено, что при следовании детей в МБОУ «Улейская СОШ» по маршруту следования школьного автобуса с.Унгин - д.Тагай - д.Батхай остановочные пункты: с.Унгин, ул.Школьная, 8; д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, не соответствуют п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования».

Выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения являются существенными, создают опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий и реальную угрозу жизни и здоровью учащихся МБОУ «Улейская СОШ».

25.06.2021 года прокурором района в адрес главы МО «Улейское» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Между тем, на настоящее время нарушения законодательства не устранены, остановочные пункты не соответствуют требованиям ГОСТ Р52766-2007.

В силу ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц

На основании изложенного, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации МО «Улейское» в части не приведения остановочных пунктов: с.Унгин, ул.Школьная, 8; д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, в соответствие с требованиями п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования»; и возложить обязанность на администрацию МО «Улейское» привести остановочные пункты: с.Унгин, ул.Школьная, 8; д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, в соответствие с п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования», а именно:

- оборудовать остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным «карманом», скамьями, урной для мусора, освещением;

- оборудовать дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса» и дорожными разметками по ГОСТ Р 51256.

В судебном заседании представитель административного истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Матапова О.Ю. уточнила исковые требования прокурора Осинского района, указав, что просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Улейское» в части не приведения остановочных пунктов: д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, в соответствие с требованиями п.5.3.3.1, п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования»; и возложить обязанность на администрацию МО «Улейское» привести остановочные пункты: с.Унгин, ул.Школьная, 8; д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования», а именно:

- в соответствие с п.5.3.3.1 оборудовать остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным «карманом», скамьями, урной для мусора, освещением;

- в соответствие с п.5.3.4.1 оборудовать дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса» и дорожными разметками по ГОСТ Р 51256.

При этом просила суд исключить требование в части остановочного пункта в , поскольку данный остановочный пункт расположен на территории школы. Также просила установить срок для исполнения решения до 01.11.2023 года.

Представитель ответчика администрации МО «Улейское» в судебное заседание не явился, представив возражение.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие представителя административного ответчика, так как он был извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя административного истца, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Осинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.ст.12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ.

В силу ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

П.6 ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ закона установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Аналогичные положения содержит п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

На основании п.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры по обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.6 Устава МО «Улейское» к вопросам местного значения Поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.12-14).

Таким образом, обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, лежит на органах местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имеют право на транспортное обеспечение в соответствии со ст.40 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.40 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи.

Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов установлены п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст. Так, в соответствии с п.5.3.3.1, остановочный пункт в пределах населенного пункта должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман» на дорогах; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон или навес; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические среда организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, огражден» освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В соответствии с п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52290 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют по ГОСТ Р 52289.

Пунктом 5.16 раздела 5 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» установлен знак особого предписания «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», который применяется для обозначения остановочных пунктов соответствующих видом маршрутных транспортных средств.

Все требования указанного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, на предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в ходе проверки установлено нарушение указанных требований. Так при следовании детей в МБОУ «Улейская СОШ» по маршруту следования школьного автобуса остановочные пункты в д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, не соответствуют п.5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования». Установлено, что на указанных остановочных пунктах отсутствуют остановочная площадка, посадочная площадка, заездный «карман», скамья, урна для мусора, освещение, что является нарушением п.5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007. Кроме того отсутствуют дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса» и дорожные разметки по ГОСТ Р 51256, что является нарушением п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Из докладной записки врио начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Боханский» ФИО4 следует, что отделом ГИБДД МО МВД России «Боханский» проведена проверка остановочных пунктов движения школьных автобусов на предмет соблюдения безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что в МБОУ «Улейская СОШ» остановочные пункты: д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, не соответствуют п. 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования». А именно в нарушение п.5.3.3.1 ГОСТ Р52766-2007 отсутствуют остановочная площадка, посадочная площадка, заездный «карман», скамья, урна для мусора, освещение; в нарушение п.5.3.4.1 ГОСТ Р52766-2007 отсутствуют дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса» и дорожные разметки по ГОСТ Р 51256(л.д.4-7).

Судом установлено, что 25.06.2021 года прокурором района в адрес главы МО «Улейское» внесено представление об устранении нарушений требований законодательства (л.д.8-10).

Согласно ответу главы администрации МО «Улейское» на указанное представление, при следовании детей в МБОУ «Улейская СОШ» по маршруту следования школьного автобуса с.Унгин - д.Тагай - д.Батхай: в д.Батхай дорога находится в ведении и собственности Осинского муниципального района, в д.Тагай автомобильная дорога находится в ведении и собственности Иркутской области (л.д.11).

Между тем, указанные остановочные пункты установлены для обеспечения прав обучающихся МБОУ «Улейская СОШ» на транспортное обеспечение в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включающее в себя бесплатную перевозку до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи. МБОУ «Улейская СОШ» находится на территории муниципального образования «Улейское», в связи с чем, обязанность по приведению указанных остановочных пунктов в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 лежит на административном ответчике.

На настоящее время нарушения законодательства не устранены, остановочные пункты не приведены в соответствие с п.5.3.3.1 и п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007.

Необеспечение необходимыми элементами указанных остановочных пунктов создает угрозу безопасности дорожного движения, что может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации муниципального образования «Улейское» о признании незаконным бездействия в части не приведения остановочных пунктов в соответствие с п.5.3.3.1, п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007, возложении обязанности устранить выявленные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Улейское» в части не приведения остановочных пунктов: д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, в соответствие с требованиями п.5.3.3.1, п.5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования».

Обязать администрацию муниципального образования «Улейское» в срок до 01.11.2023 года привести остановочные пункты: д.Тагай, ул.Школьная, 1; д.Батхай, ул.Школьная, 1, в соответствие с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего значения. Элементы обустройства. Общие требования», а именно:

- в соответствие с п.5.3.3.1 оборудовать остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным «карманом», скамьями, урной для мусора, освещением;

- в соответствие с п.5.3.4.1 оборудовать дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса» и дорожными разметками по ГОСТ Р 51256.

Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво