ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-212/202429 от 29.02.2024 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

Отметка об исполнении решения ______________________________________

Дело № 2а-212/2024 29 февраля 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Сивяковой Ю.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Сланцевского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению охранной зоны и защитной зоны объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л :

Сланцевский городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> с требованиями:

- признать незаконным бездействие местной администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по установлению охранной зоны и защитной зоны объекта культурного наследия <адрес> а также непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок под данным объектом;

- обязать администрацию муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, используемый под объектом культурного наследия <адрес> расположенного по адресу: <адрес>, а также разработать проект охранной зоны и проект защитной зоны данного объекта культурного наследия.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, п. 13, 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в административном исковом заявлении городской прокурор указал, что Сланцевской городской прокуратурой во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведен анализ состояния законности в сфере земельных правоотношений, в результате которого были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в деятельности администрации МО Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес>.

В результате проведенной проверки установлено, что на территории Старопольского сельского поселения расположен объект культурного наследия:

<адрес> расположенного по адресу <адрес>

Как показал проведенный городской прокуратурой анализ состояния законности в рассматриваемой сфере, охранная зона, а равно защитная зона у данного объекта культурного наследия не установлена. Кроме того, установлен факт неоформления земельного участка под данным объектом культурного наследия.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку отсутствие охранной и защитной зон братского захоронения, отсутствие зарегистрированного права собственности и постановки на кадастровый учет земельного участка под названным объектом культурного наследия, не обеспечивает сохранность воинских захоронений, признанных объектами культурного наследия, то имеются основания для подачи искового заявления прокурором для обеспечения интересов неопределенного круга лиц в сфере охраны объектов культурного наследия.

Административное дело по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Административный ответчик - администрация Старопольского сельского поселения Сланцевского муниципального района <адрес> возражений относительно предъявленных требований в установленные судом сроки, согласно определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, не представил (л.д.25-26).

Изучив материалы административного дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами

Статьей 68 Конституции Российской Федерации установлено, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Согласно п. 13, 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений <адрес>» к вопросам местного значения сельских поселений <адрес> отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 25.06.2022 № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон № 4292-1) одной из основных форм увековечения памяти погибших при защите Отечества является захоронение и перезахоронение останков погибших при защите Отечества, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.

На основании ст. 3 Закона № 4292-1 захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

На основании ст. 11 Закона № 4292-1, органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.

Статьей 105 Земельного кодекса РФ определены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе установлено, что могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия; защитная зона объекта культурного наследия.

Ст. 106 Земельного кодекса РФ определен порядок и условия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 6 Закона № 4292-1 в целях обеспечения сохранности воинских захоронений, признанных объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, в местах, где они расположены, устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2022 № 73-ФЗ, которым установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Пунктом 2 данной статьи определено, что охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Согласно п. 4 названой статьи Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Положение).

Согласно п. 2 Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Пунктом 3 Положения определено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

На основании п. 7 Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 14 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2022 № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в п. 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Пунктом 3 данной статьи определено, что границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

На территории Старопольского сельского поселения расположен объект культурного наследия местного значения <адрес>

Охранная зона, а равно защитная зона у данного объекта культурного наследия не установлена; кроме того, земельный участок под данным объектом культурного наследия – органом местного самоуправления не оформлен.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ).

В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 3, 5 и 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Вместе с тем, до настоящего времени, в нарушение перечисленных требований законодательства администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> земельный участок, используемый под объектом культурного наследия <адрес> расположенного по адресу: <адрес> не поставлен на кадастровый учет, право собственности муниципального образования на него в установленном порядке не оформлено.

Отсутствие регистрации права собственности и постановки на кадастровый учет земельного участка под названным объектом культурного наследия подтверждается представленной администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение информацией от 22.05.2023 № 407 (л.д. 12-16).

Данных о принятии административным ответчиком мер, направленных на исполнение вышеупомянутых требований закона, суду не представлено и в материалах дела не имеется, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия.

Административным ответчиком не оспаривается факт нахождения на территории муниципального образования объекта культурного наследия: <адрес> при отсутствии установленных охранной зоны и защитной зоны объекта культурного наследия, надлежащим образом оформленного земельного участка под данным объектом.

Требования прокурора административным ответчиком не оспариваются, доказательств, подтверждающих принятие мер направленных на исполнение вышеуказанных требований закона, администрацией муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> не представлено.

Учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о наличии бездействия со стороны администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес>, суд полагает, что требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившееся в непринятии предусмотренных законом мер по установлению охранной зоны и защитной зоны объекта культурного наследия, а также - мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельный участок под данным объектом, являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению. При этом срок для принятия указанных мер, истребованный прокурором, суд считает разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Сланцевского городского прокурора действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по установлению охранной зоны и защитной зоны объекта культурного наследия, а также - мер по постановке на кадастровый учет и регистрации прав собственности на земельный участок под данным объектом - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие местной администрации муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по установлению охранной зоны и защитной зоны объекта культурного <адрес> а также непринятии мер по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок под данным объектом;

Обязать администрацию муниципального образования Старопольское сельское поселение Сланцевского муниципального района <адрес> не позднее двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок, используемый под объектом культурного наследия <адрес> по адресу: <адрес>, а также разработать проект охранной зоны и проект защитной зоны данного объекта культурного наследия.

Об исполнении данного решения сообщить суду и Сланцевскому городскому прокурору в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд Ленинградской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий судья Ю.А. Сивякова