Дело № 2а-2130/2020
УИД 19RS0002-01-2020-003373-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2020 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ключиковой Ю.С.,
при секретаре Сафроновой В.С., помощника судьи Поляковой Н.В.
с участием административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к Государственной инспекции труда в Республике Хакасия о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения о нарушении трудовых прав, суд
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Хакасия об оспаривании бездействий по рассмотрению его обращения о нарушении его трудовых прав ОАО «РЖД и привлечении работодателя к административной ответственности.
Свои требования мотивировал тем, что 09.09.2020 обратился с заявлением в Абаканскую транспортную прокуратуру о проведении проверки в связи с нарушением его трудовых прав работодателем ОАО «РЖД» в виде не предоставления документов связанных с его трудовой деятельностью на основании ст. 62 ТК РФ и привлечении работодателя к административной ответственности. Данное заявление было направлено Абаканским транспортным прокурором в Государственную инспекцию труда в РХ 09.09.2020 24.10.2020 он получил ответ из Государственной инспекции труда по Республике Хакасия, согласно которому применения мер инспекторского реагирования не представляется возможным. При этом должностным лицом нарушен срок ответа на обращение. Нарушены требования к порядку рассмотрения обращения граждан установленных Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О Порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Не были выяснены обстоятельства, способствующие нарушению трудового законодательства и прав заявителя, не выяснен круг лиц, виновных в выявленных нарушениях, не приняты меры к привлечению данных лиц к ответственности.
Определением от 08.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «РЖД».
Административный истец в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях. Суду пояснил, что нарушение его трудовых прав было установлено решением Черногорского городского суда от 26.08.2020, вступившим в законную силу 02.10.2020. О данном решении он сообщал сотруднику административного ответчика в телефонном режиме. Документы, связанные с его трудовой деятельностью по его заявлению были работодателем представлены ему 26.08.2020. Но поскольку своевременно не был рассмотрен вопрос о привлечении руководителя работодателя к административной ответственности, он не смог обратится с заявлением о его дисквалификации. Считает, что тем самым нарушены его права. Так же просил взыскать с административного ответчика его судебные расходы по направлению административного иска административному ответчику в сумме 160 руб.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного иска надлежащим образом был извещен, о чем имеется уведомление.
Выслушав административного истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Черногорского городского суда от 26.08.2020 постановлено признать незаконными бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившееся в не выдаче ФИО1 в установленный ст. 62 ТК РФ срок, документов, связанных с его работой. С ОАО «РЖД» в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда. Данное решение вступило в законную силу 02.10.2020.
09.09.2020 ФИО1 обратился с заявлением к Абаканскому транспортному прокурору о проведении прокурорской проверки по факту нарушения работодателем ОАО «РЖД» его трудовых прав, предусмотренных ст. 62 ТК РФ и привлечении работодателя к административной ответственности.
09.09.2020 данное заявление Абаканским транспортным прокурором было направлено руководителю Государственной инспекции труда в Республике Хакасия.
21.10.2020 на запрос государственного инспектора труда ФИО2 от 14.09.2020 руководителем Филиала ОАО «РЖД» дирекции тяги Красноярской дирекции Эксплуатационное локомотивное ДЕПО Абакан 2 направлен ответ, о том, что согласно заявлению ФИО1 от 29.06.2020 копии запрашиваемых документов направлены на указанный почтовый адрес ФИО1, согласно прописке. Данный вопрос был решен в суде 26.08.2020 дело № 2-127/2020.
23.10.2020 ФИО1 был направлен ответ заместителя руководителя Государственной инспекции труда в РХ о том, что согласно ст. 357 ТК РФ вопросы, по которым имеется решение суда или иск, принятый к рассмотрению судом, не входят в компетенцию Государственной инспекции труда в РХ. Абаканским городским судом рассмотрен иск заявителя, решением суда установлено нарушение трудового законодательства в части ст. 62 ТК РФ. Поэтому применение мер инспекторского реагирования не представляется возможным. Разъяснено, что для привлечения виновных лиц к административной ответственности он имеет право предъявить вступившее в законную силу решение суда.
10.12.2020 государственным инспектором труда ФИО3 в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ. 10.12.2020 государственным инспектором труда ФИО3 вынесено постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение положений ст. 62 ТК РФ при предоставлении ФИО1 документов, связанных с его работой.
Статья 218 ч. 1 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 219 ч. 1, КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок на направление ответа на обращение административного истца у административного ответчика истек 09.10.2020( 30 дней предусмотренных ст. 12 п. 1 Федерального Закона от 02.05.2006 59-ФЗ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ АЦИИ). С административным иском ФИО1 обратился в суд 14.11.2020. Административный иск подан до истечения трехмесячного срока, срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Предусмотренный ст. 219 ч. 1 КАС РФ срок не пропущен.
Согласно п. 1 ч. 1 ч. 3 ст. 28.1. КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Статья 28.2. ч. 1 КоАП РФ предусматривает, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 28.3. п. 16 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и их территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьей 13.19.4, частью 2 статьи 14.54, частью 1 статьи 19.4, частью 23 статьи 19.5, статьей 19.6 настоящего Кодекса;
Положения ч. 1 ч. 2 ч. 3 ст. 28.5. КоАП РФ предусматривают, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 29.6. ч. 1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Статья 5.27 ч. 1 КоАП РФ предусматривает, что нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, суд считает установленным, что 21.10.2020 административному ответчику стало известно из сообщения руководителя Филиала ОАО «РЖД» дирекции тяги Красноярской дирекции Эксплуатационное локомотивное ДЕПО Абакан 2 о нарушения ОАО «РЖД» трудовых трав истца, предусмотренных ст. 62 ТК РФ, установленном решением суда по делу 2-1281/2020. Имело место обнаружение должностным лицом Государственной инспекции труда в РХ, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, установленных решением суда, вступившим в законную силу. Изначально в своем обращении от 09.09.2020 ФИО1 просил привлечь работодателя ОАО «РЖД» к административной ответственности за нарушение трудового законодательства - ст. 62 ТК РФ. Следовательно, срок для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении по ст. 5.27 КоАП РФ и рассмотрения дела об административном правонарушении составлял 15 дней с момента обнаружения нарушения ОАО «РЖД» трудового законодательства - по 05.11.2020 включительно. Между тем должностным лицом Государственной инспекции труда РХ протокол об административном правонарушении составлен 10.12.2020 и дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» рассмотрено 10.12.2020, вынесено постановление о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ. Суд считает, доводы административного истца о том, что несвоевременное привлечение работодателя к административной ответственности препятствовало ему обратиться с заявлением о привлечении к ответственности руководителя – заслуживающими внимания, так как согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В силу ст. 195 ТК РФ работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Положения ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Статья 5.27 ч. 2 КоАП РФ предусматривает, что совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В связи с чем, суд считает, что несвоевременное привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ влияет на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в действиях работодателя ( совершения повторного правонарушения в течении года), чем нарушены права административного истца, как работника. Поэтому административный иск ФИО1 в части оспаривании бездействия Государственной инспекции труда по РХ по привлечению работодателя к административной ответственности в период с 06.11.2020 по 09.12.2020 подлежит удовлетворению
В части оспаривания бездействий Государственной инспекции труда по РХ по проведению проверки по заявлению истца, установлению нарушения трудового законодательства в действиях работодателя и применению мер к устранению данного нарушения – суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению, так как факт нарушения трудового законодательства ст. 62 ТК РФ установлен решением Черногорского городского суда от 26.08.2020, нарушение трудовых прав ФИО1 устранено до вынесения данного решения, истребованные у работодателя документы, связанные с трудовой деятельностью ФИО1, истцом были получены 26.08.2020, что подтверждается решением Черногорского городского суда от 26.08.2020. В связи с чем, суд считает, что данным бездействием государственного органа, права административного истца не нарушены.
Статья 111 КАС РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Так как административный иск ФИО1 удовлетворен частично, взысканию с административного ответчика в пользу административного истца подлежат почтовые расходы истца по направлению копии административного иска ответчику в сумме 160 руб. ( кассовые чеки об оплате от 24.11.2020)
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 222 и ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия Государственной инспекции труда в Республике Хакасия по привлечению ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности по ст. 5.27 ч. 1 КоАП РФ в период с 06.11.2020 по 09.12.2020.
В остальной части административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
Взыскать с Государственной инспекции труда в Республике Хакасия в пользу ФИО1 судебные расходы по направлению копии административного иска в сумме 160 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Справка: Мотивированное решение составлено 12.01.2021.