дело № 2а-2131/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
27 сентября 2016 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Радаевой О.И.,
при секретаре Сусловой Г.Х.,
с участием
представителя административного истца ФИО1– ФИО2,
административного ответчика- государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании отказа в государственной регистрации прав на земельный участок незаконным и возложении обязанности зарегистрировать переход права собственности,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее Управление Росреестра ), указывая, что на основании постановления администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ года № № и договора купли-продажи земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года ему в собственность за плату предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов зоны сельскохозяйственного использования <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. для строительства магазина с аптекой. За свой счет им проведены работы по межеванию указанного земельного участка и постановке на кадастровый учет, оплачена стоимость участка в сумме <данные изъяты> рубля. Однако сообщением от ДД.ММ.ГГГГ года Управление Росреестра отказало в государственной регистрации перехода права собственности, поскольку земельный участок предоставлен для строительства магазина с аптекой, что не предусмотрено статьёй 34 Земельного кодекса РФ.
Административный истец с указанным сообщением государственного регистратора не согласен, просит суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Оренбургской области в государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика зарегистрировать за ним право собственности на земельный участок из земель населенных пунктов зоны сельскохозяйственного использования площадью <данные изъяты> кв.м., с местоположением: <адрес>, земельный участок расположен в центральной части <данные изъяты>
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил провести судебное разбирательство в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ года нотариусом <данные изъяты> зарегистрировано в реестре за № №, поддержал требования административного иска. Пояснил, что поскольку земельный участок предоставлен в собственность, то ссылка в постановлении администрации г.Орска на неприменимую к спорным отношениям норму закона- статью 34 Земельного кодекса РФ, значения не имеет.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Оренбургской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. В представленном отзыве на административное исковое заявление возражал в удовлетворении требований ФИО1, указав, что согласно постановлению администрации г.Орска земельный участок предоставляется ФИО1 в порядке статей 15, 29, 34 Земельного кодекса РФ в редакции на период процедуры предоставления. Из сведений государственного кадастра недвижимости разрешенное использование указанного земельного участка– для строительства магазина с аптекой. Вместе с тем, статьей 34 Земельного кодекса РФ устанавливался порядок предоставления земельных участков для иных целей- не связанных со строительством. Ввиду установленного разночтения в разрешенном использовании заявленного к регистрации земельного участка, в регистрации права собственности на объект заявителю отказано. Иных документов, подтверждающих наличие оснований для заключения договора купли-продажи, заявитель не представил.
Административный ответчик– государственный регистратор Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО3 возражала в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 по тем же мотивам, что и Управление Росреестра по Оренбургской области.
Исследовав доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
Пункт 1 статьи Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ) устанавливает, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним– юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Судом установлено, что на основании постановления администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ года №№ ФИО1 в соответствии со статьями 15, 29, 34 Земельного кодекса РФ предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов зоны сельскохозяйственного использования <данные изъяты> земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с местоположением: <адрес>, расположенный в центральной части кадастрового квартала <данные изъяты>. Указанный участок предоставлен административному истцу на основании заявления, поступившего по результатам публикации информационного сообщения о предстоящем выделении земельного участка в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договору купли-продажи земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному между администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» («Продавец») и ФИО1 («Покупатель»), земельный участок из земель населенных пунктов зоны сельскохозяйственного использования, площадью <данные изъяты> кв.м. приобретен ФИО1 за <данные изъяты> рубля. Участок предназначен для строительства магазина с аптекой (п.<данные изъяты>. договора).
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в <данные изъяты> с заявлением о регистрации права (перехода права) собственности на спорный земельный участок.
В качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию права представлены постановление администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ года №№ и договор купли-продажи от № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Управления Росреестра по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № приостановлена регистрация права собственности на земельный участок, категория земель: земли населанных пунктов, разрешенное использование: для строительства магазина с аптекой (<данные изъяты>, общая площадь <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, расположенный в центральной части кадастрового квартала <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО1 предложено представить дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации и устранить причины, препятствующие государственной регистрации.
ДД.ММ.ГГГГ года государственная регистрация права собственности на спорный объект повторно приостановлена на основании заявления ФИО1 до 14 апреля 2016 года для сбора недостающих документов.
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ года в государственной регистрации права государственным регистратором ФИО3 отказано, ввиду того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ (в редакции № 83 от 13 июля 2015 года), основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (статья 18 указанного выше ФЗ).
По смыслу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ, правовая экспертиза является одним из этапов проведения государственной регистрации и заключается в проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов, установлении отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверке действительности поданных заявителем документов, наличии прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также установлении отсутствия других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав. Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права, внесения записей в ЕГРП.
В силу положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства,
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из представленного ФИО1 для государственной регистрации права постановления администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ года № № «<данные изъяты>.» следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с местоположением: <адрес>, расположенный в центральной части кадастрового квартала <данные изъяты> предоставлен ФИО1 в соответствии со статьёй 34 Земельного кодекса РФ для строительства магазина с аптекой.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года разрешенное использование земельного участка: для строительства магазина с аптекой.
Статья 34 Земельного кодекса РФ в редакции № 72 от 28 декабря 2013 года, действующая на момент процедуры предоставления спорного земельного участка, устанавливала порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Таким образом, условия договора купли-продажи о предназначении земельного участка, сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном виде использования земельного участка- под строительство магазина с аптекой, противоречат основаниям его предоставления, ссылка на которые содержится в постановлении администрации г.Орска о предоставлении земельного участка в собственность, то есть, статье 34 Земельного кодекса РФ регламентирующей порядок предоставления земли для целей, не связанных со строительством.
При таких обстоятельствах государственный регистратор обоснованно усмотрел разночтение в документах относительно разрешенного вида использования заявленного к регистрации земельного участка.
Поскольку указанное противоречие своевременно не устранено заявителем, то документы, представленные на государственную регистрацию прав, нельзя признать соответствующими требованиям действующего законодательства. Поэтому отказ государственного регистратора в государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок суд признает правомерным и отказывает в удовлетворении требований иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований административного иска ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании отказа в государственной регистрации прав на земельный участок незаконным и возложении обязанности зарегистрировать переход права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий- судья О.И. Радаева
Мотивированное решение составлено 03 октября 2016 года