ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2132/20 от 27.05.2020 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2132/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Кемерово

в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.

при секретаре Потапенко А.Д.

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«27» мая 2020 г.

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об исправлении технической (кадастровой) ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: ...

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и просит исправить техническую (кадастровую) ошибку, допущенную при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного по адресу: ... определив принадлежность данного земельного участка к 9 группе «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» с установлением даты применения кадастровой стоимости в размере 416 719 руб. на дату определения кадастровой стоимости - 01.08.2014 г.

Свои требования мотивирует тем, что административному истцу на основании права собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ### расположенный по адресу: ... (далее - Земельный участок), право собственности подтверждается копией свидетельства о праве собственности от 10.11.2011 г.###

В 2014-2015 г.г. Земельный участок вошел в перечень объектов подлежащих государственной кадастровой оценке с вышеуказанными характеристиками.

Решением КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 г. ### кадастровая стоимость Земельного участка определенна в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области и утверждена в размере 4207031,56 руб. и внесена в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015 г.

Решением Кемеровского областного суда по административному делу № За-224/2018 кадастровая стоимость Земельного участка утверждена в размере 416719 рублей по состоянию на 01.08.2014 г. с датой применения, в том числе и для налогообложения - с 2017 г.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации - далее - ЗК РФ).

Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В период с 01.08.2014 по 31.12.2016 г. для исчисления земельного налога применялась кадастровая стоимость в размере 4 207 031,56 рублей. Считает свои права нарушенными, поскольку кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена неверно в связи с тем, что сведения об объекте недвижимости, использованные при определении его кадастровой стоимости, являются недостоверными.

При определении кадастровой стоимости Земельный участок необоснованно отнесен к 5 группе «Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдых и развлечений, включая объекты многофункционального назначения», применен удельный показатель в размере 2518,11 руб., и в результате кадастровая стоимость определена в размере 4 207 031,56 руб. (1670,71 м2*2518,11 руб.)

При этом, вид разрешенного использования Земельного участка «Под объектами бытового назначения».

Бытовое обслуживание и бытовое назначение это диаметрально разные понятия.

В законодательстве РФ понятие «бытовое назначение» относится к коммунально- бытовому назначению (после изменения в классификаторе применимо по аналогии к понятию «коммунальное хозяйство»).

По информации, предоставленной отделом архитектуры и градостроительства администрации Мариинского муниципального района в письме от 28.02.2019 г. ###, согласно карте градостроительного зонирования территории ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером ### расположен в территориальной зоне застройки домами индивидуальной жилой застройки высотой не выше трех надземных этажей), где вид разрешенного использования «Коммунальное обслуживание», является одним из основных видов.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, а также зданий или помещений, предназначенных для приема физических и юридических лиц в связи с предоставлением им коммунальных услуг) относиться к виду «Коммунальное обслуживание».

Ранее, в 2014 году, на Земельном участке располагалась котельная № 1, предназначенная для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сфере коммунального хозяйства, в частности - теплоснабжения.

В соответствии с общероссийским классификатором (действовавшим в спорный период), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 к объектам коммунально-бытового назначения относятся бани, прачечные, котельные и другие объекты, в качестве объектов бытового назначения.

Из акта обследования от 12 декабря 2018 года, составленного оценщиком, следует, что по своему функциональному назначению и фактическому использованию обследуемый объект капитального строительства с кадастровым номером ### являлся котельной; в совокупности с пояснением отдела архитектуры и градостроительства администрации Мариинского муниципального района объект находится на землях, относящихся к территориальной зоне застройки домами индивидуальной жилой застройки высотой не выше трех надземных этажей).

Таким образом, в силу своих технических характеристик и местоположения объект относится к 9 группе «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», необходимо определить кадастровую стоимость объекта недвижимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1677,37 руб., полученного в результате применения модели для 9 группы на период с 1 января 2016 года и до даты внесения новых сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости (приложение № 3 к решению КУГИ Кемеровской области от 25.11.2015 г. № ###).

В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (абзац одиннадцатый и двенадцатый статьи 24.18).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Пунктами 4, 9 Методических рекомендаций по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 358, предусмотрена группировка объектов оценки на основании анализа информации о рынке объектов оценки, обоснования статистической модели оценки кадастровой стоимости, состава факторов стоимости (ценообразующих факторов) и сведений о значениях факторов стоимости (ценообразующих факторов) для каждого вида объектов оценки, отнесенных к перечню «массовой оценки».

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре), действовавшей до 1 января 2017 года, кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению органом кадастрового учета в порядке, установленном Законом о кадастре.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой, стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных" законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Допущенная кадастровая ошибка в виде неправильного отнесения спорного объекта недвижимости к 5 группе по степени своей очевидности аналогична технической ошибке и привела к неверному определению кадастровой стоимости объекта недвижимости и нарушению прав административного истца на уплату налогов в законно установленном размере (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Административный истец ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 11.12.2019 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражения на административное исковое заявление в письменном виде.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 24.03.2020 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила отзыв на административное исковое заявление в письменном виде.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие, предоставили отзыв на административное исковое заявление в письменном виде.

Представитель заинтересованного лица Администрации Мариинского городского поселения в суд не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили, предоставили возражения на административное исковое заявление в письменном виде.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в процессе, изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Так, в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре), действовавшей до 1 января 2017 г., кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) статья 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 -ФЗ «О кадастровой деятельности» утратила силу.

Статьей 61 Закон о регистрации установлено понятие ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, которые подразделяются на технические ошибки и реестровые, и подлежат исправлению в определенном в данной статьей порядке.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (пункт 1 статьи 61 Закона о регистрации).

Реестровая ошибка согласно части 3 статьи 61 Закона о регистрации это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Реестровая ошибка в сведениях об объекте недвижимости подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости. Также реестровая ошибка может быть исправлена на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

По смыслу приведенных норм, целью исправления реестровой ошибки является приведение сведений об объекте недвижимости, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с его фактическими характеристиками, в соответствии с которыми он представлялся, образовывался и существует.

Из материалов дела следует и установлено судом, что земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный по адресу: ... является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 01.06.2007, на основании заявления КУМИ Мариинского района от 06.02.2007 ###ЕКУ### о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером ### по основанию Описания земельного участка от 29.12.2006г., подготовленного МУ «Управление муниципальными землями Мариинского района», со следующими характеристиками: категория земель - «земли населенных пунктов»; разрешенное использование - «под объектами бытового назначения»; уточненная площадь - 1670,71 кв.м., то есть границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Сведения о фактическом использовании «под объектами бытового назначения» земельного участка с кадастровым номером ### были внесены в соответствии с Описанием земельных участков от 29.12.2006.

Данный земельный участок не вошел в перечень объектов, сформированных по состоянию на 01.01.2007 для проведения очередной государственной кадастровой оценки, которая была утверждена Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 ###.

В этой связи, 23.09.2009 на основании Акта определения кадастровой стоимости от 22.09.2009 в соответствии с утвержденными Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 средними уровнями государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в ГКН были внесены сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 2942354,21 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости. В Кемеровской области - Кузбассе заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов, является Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - КУГИ).

В целях актуализации результатов государственной кадастровой оценки КУГИ КО принято Решение о проведении в 2014-2015 годах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Кемеровской области от 15.07.2014 ###.

Учитывая, что исходной информацией для государственной кадастровой оценки земель являлся Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 01.08.2014, то земельный участок с кадастровым номером ### был переоценен в рамках проводимых работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Кемеровской области.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 4 207 031,56 руб. и внесена в государственный кадастр недвижимости 31.12.2015 на основании Решения КУГИ КО от 25.11.2015 № 4-2/3904 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области».

Согласно нормам Закона об оценке определение кадастровой стоимости в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке осуществляется оценщиком в соответствии с Законом об оценке, актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Исполнитель работ по государственной кадастровой оценке отнес данный земельный участок к 5 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания», установленных приказом Минэкономразвития от 07.05.2007 № 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка исполнителем работ определен в размере 2518,11руб./кв.м.

При этом, результаты государственной кадастровой оценки в части отнесения спорного земельный участок к 5 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, ФИО1 не оспаривались, сведений об обращении за изменением разрешенного вида использования земельного участка также не представлено.

Вместе с тем, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были оспорены ФИО1 в рамках дела № 3а-224/2018. Решением Кемеровского областного суда Кемеровской области от 27.02.2018 была установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 416719 руб.

Таким образом, до 01.01.2016 подлежала применению кадастровая стоимость в размере 2 942 354, 21 руб., внесенная в ГКН на основании Акта определения кадастровой стоимости от 22.09.2008.

Кадастровая стоимость в размере 4 207 031, 56 руб., утвержденная Решением КУГИ КО от 25.11.2015 ### подлежала применению с 01.01.2016.

Кадастровая стоимость в размере 416 719 руб., установленная решением Кемеровского областного суда Кемеровской области в рамках дела № 3а-224/2018 подлежит применению с 01.01.2017 и является в настоящее время актуальной.

Таким образом, сведения об указанной стоимости в размере 416719 рублей, определенной по состоянию на 01.08.2014г. уже внесены в кадастр недвижимости в установленном законом порядке.

Учитывая изложенное, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости в размере 416719 рублей (то есть стоимости, установленной Кемеровским областным судом в рамках дела № 3а-224/2018) по состоянию на 01.08.2014 г. противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства в части определения даты применения кадастровой стоимости, установленной по решению суда, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области об исправлении технической (кадастровой) ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ### расположенного по адресу: ... - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.

Судья: Е.А. Лебедева

Решение в мотивированной форме 29.05.2020 г.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-2132/2020 Центрального районного суда г.Кемерово