ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2132/2022 от 13.07.2022 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-2132/2022

32RS0027-01-2022-000467-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года г. Брянск

Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи Шматковой О.В.,

при секретаре Борисовой Т.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административных истцов и заинтересованного лица ФИО2, представителя административного ответчика Брянской городской администрации ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4, ФИО1, действующей в том числе в интересах несовершеннолетнего Л.В., г.р., ФИО5 к Брянской городской администрации о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, ФИО1, действующая в том числе в интересах несовершеннолетнего Л.В., г.р., ФИО5 обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ФИО6, ФИО5 являются собственниками жилых помещений – квартир №... и №..., расположенных , а ФИО4 – нанимателем квартиры . Постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2012 г. № 3448-п «О признании многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования «город Брянск» жилыми домами блокированной застройки» жилой дом включен в перечень домов блокированной застройки под номером 4528. После проведения в 2016 году технического обследования указанного дома Брянской городской администрацией принято решение о признании его аварийным и непригодным для проживания. Однако, в расселении аварийного дома отказано в связи с тем, что дом включен в перечень домов блокированной постройки, а действующие программы не предусматривают возможность расселения жильцов такой категории домов. При принятии решения о признании дома критерием для признания его домом блокированной застройки послужило только то, что дом имеет отдельные входы и выходы на земельный участок. Однако, согласно выводам заключения ООО «Брянский инженерный центр «Кран» от 26.11.2021 г., жилой дом, расположенный , по своим конструктивным характеристикам и по факту наличия в нем общего чердака фактически является малоэтажным многоквартирным жилым домом. Истцы просят суд признать незаконным постановление Брянской городской администрации от 29.12.2021 г. № 3448-п в части включения дома в перечень домов блокированной застройки.

В судебном заседании административный истец ФИО1, действующая в том числе в интересах несовершеннолетнего Л.В., г.р., представитель административных истцов и заинтересованного лица ФИО2 исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что оспариваемое постановление Брянской городской администрации от 29.12.2012 г. № 3448-п является законным и обоснованным, спорный дом включен в перечень домов блокированной застройки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Административные истцы ФИО4, ФИО5, заинтересованное лицо ФИО7, представитель заинтересованного лица Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Законодательством Российской Федерации выделяются различные виды жилых домов, в частности, жилые дома блокированной застройки.

Жилыми домами блокированной застройки признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, а квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособлением помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение понятия "многоквартирный дом" следует из содержания пункта 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, которым многоквартирный дом определен как совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии со строительными нормами и правилами "Дома жилые одноквартирные" (СНиП 31-02-2001), утвержденными постановлением Госстроя России от 22.03.2001 N 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они:не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

При этом согласно строительным нормам и правилам "Здания жилые многоквартирные" (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от 23.06.2003 N 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.

Законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности предусматривает особенности проектирования и строительства объектов блокированной застройки, в том в части архитектурно-конструктивной и инженерной автономности входящих в состав дома блокированной застройки блоков.

В этой связи, здание можно отнести к дому блокированной застройки, если каждый блок такового соответствует признакам индивидуального жилого дома (в том числе в силу пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и расположен на отдельном земельном участке.

Как следует из материалов дела, ФИО6 являются собственниками жилого помещения, расположенного (выписка из ЕГРН от ).

Собственником жилого помещения , является ФИО5 (выписка из ЕГРН от ).

ФИО4 является нанимателем жилого помещения, расположенного .

Постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2012 г. № 3448-п «О признании многоквартирных жилых домов на территории муниципального образования «город Брянск» многоквартирными жилыми домами блокированной застройки» жилой дом включен в перечень многоквартирных жилых домов блокированной застройки под номером 4528.

На основании постановления Брянской городской администрации № 2112-п от 14.06.2017 г. многоквартирный дом включен в список и очередность сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда г.Брянска, подлежащего переселению после 2017 г.

В муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "город Брянск" (2019 - 2025 годы) многоквартирный дом не включен, поскольку в данный перечень входят многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017 г., в то время как дом административных истцов признан аварийным после 01.01.2017 г.

Брянская городская администрация, принимая оспариваемое постановление от 29.12.2012 г. № 3448-п, в пределах предоставленных полномочий, исходила из того, что в техническом плане имеются признаки дома блокированной застройки (отдельные выходы на земельный участок) и отсутствуют признаки многоквартирного дома (нет общего имущества собственников помещений в доме).

Доказательств того, что на момент принятия оспариваемого постановления от 29.12.2012 г. жилой дом являлся многоквартирным жилым домом, суду не представлено.

Представленное административными истцами заключение ООО «Брянский инженерный центр «Кран», согласно которому по результатам определения вида жилого дома , указанный дом по своим конструктивным характеристикам и по факту наличия в нем общего чердака фактически является малоэтажным многоквартирным жилым домом, составлено значительно позже - 26.11.2021 г., т.е. по истечении 9 лет.

Кроме того, ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд, установив, что административным истцам о принятии постановления Брянской городской администрации от 29.12.2012 г. № 3448-п было известно в мае 2021 г. при их обращении в апреле 2021 г. с заявлением в Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации об исключении спорного дома из перечня домов блокированной застройки, при получении ответа от 17.05.2021 г. № 25/16-3286, а с настоящим административным иском они обратились 28.01.2022 г., отказывает в удовлетворении заявленных требований, в том числе, по основанию пропуска срока, установленного статьей 219 КАС РФ.

Уважительность причины пропуска процессуального срока на оспаривание постановления Брянской городской администрации от 29.12.2012 г. истцами не доказана, судом не установлена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО1, действующей в том числе в интересах несовершеннолетнего Л.В., г.р., ФИО5 к Брянской городской администрации о признании незаконным постановления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Шматкова О.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 27 июля 2022 года.