ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2133/18 от 03.07.2018 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

дело № 2а - 2133/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2018 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,

при секретаре Оконовой А.Э.,

с участием прокурора Имкеновой Д.В.,

с участием представителя КРО ПП КПРФ» ФИО1, представителя Избиркома РК ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления в части,

у с т а н о в и л :

Калмыцкое Республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту Партия, КРО ПП КПРФ) обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 22 июня 2018 года на заседании Избирательной комиссией Республики Калмыкия (далее - ИК РК) была рассмотрена жалоба Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - КРО ПП КПРФ) о нарушениях избирательного законодательства, допущенных при формировании участковых избирательных комиссий. По результатам заседания ИК РК было вынесено постановление № 37/224-6 о приостановлении рассмотрения жалобы в части обжалования решений Элистинской территориальной избирательной комиссии, Юстинской территориальной избирательной комиссии и Приютненской территориальной избирательной комиссии до вступления в законную силу решений соответствующих судов. Жалоба КРО ПП КПРФ в части обжалования решений Октябрьской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 06.06.2018 года №№ 24/79, 24/81, Сарпинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 06.06.2018 года № 26/77-4, 26/82- 4, 26/86-4 оставлена без удовлетворения. Считают постановление ИК РК от 22.06.2018 года № 37/224-6 в части оставления без удовлетворения жалобы КРО ПП КПРФ на решение Сарпинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия № 26/77-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 и назначении ее председателя» подлежащим отмене. Так, Сарпинская территориальная избирательная комиссия Республики Калмыкия 06.06.2018 года приняла решение № 26/77-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 и назначении ее председателя». В соответствии с вышеназванным решением сформирован состав участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162. ФИО3, предложенная Региональным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не была включена в состав членов Сарпинской участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 с правом решающего голоса.

При принятии решения об отказе в удовлетворении жалобы КРО ПП КПРФ на решение Сарпинской территориальной избирательной комиссии от 06.06.2018 года № 26/77-4 Избирательной комиссией Республики Калмыкия не был исследован протокол Сарпинской территориальной избирательной комиссии, в связи с чем не дана оценка каждому кандидату, предложенному политическими партиями и другими субъектами инициативы выдвижения с правом решающего голоса, в том числе от Регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в частности наличие соответствующего образования, опыта работы. Представителем Сарпинской территориальной комиссии не были представлены документы, подтверждающие целесообразность назначения в состав УИК ИУ № 162 каждого ее члена. Не была представлена и исследована таблица рейтингового голосования, из которой можно было бы установить, по каким принципам проходило голосование, какие критерии каждого участника учитывались, в связи с чем вывод ИК РК, что Сарпинская территориальная избирательная комиссия, являющаяся коллегиальным органом, при обсуждении вопроса о формировании участковых избирательных комиссий учитывала и оценивала совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, приняла соответствующе решение с соблюдением требований ст.26 и 27 Федерального закона № 67-ФЗ, считают неверным в силу его необъективности. Кроме того, согласно ответу Министерства юстиции Российской Федерации от 15 июня 2018 года все кандидаты, представленные политическими партиями и назначенные в состав УИК ИУ № 162 с правом решающего голоса, являются членами Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», что осталось без внимания при принятии ИК РК соответствующего решения.

Считают, что при принятии решения от 06 июня 2018 года № 26/77-4 о формировании УИК ИУ № 162 Сарпинская территориальная избирательная комиссия Республики Калмыкия не учитывала принцип преемственности в ее работе, а также целесообразность назначения в состав комиссии лиц, отвечающих требованиям законодательства. В нарушение требованийп.5 ст.27 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Методических рекомендаций, утвержденных постановлением ЦИК от 07.02.2010г. №192/1337-5, не учтен тот факт, что при назначении в состав избирательной комиссии кандидатур, предложенных политическими партиями, рекомендуется учитывать участие политической партии в выборах на соответствующей территории (п. 1.1.5 Методических рекомендаций). Фактически при формировании УИК ИУ № 162 её членами назначены представители только одной партии.

Просят отменить постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 22.06.2018 года № 37/224-6 в части оставления без удовлетворения жалобы Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Сарпинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 06.06.2018 года № 26/77-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 22 и назначении ее председателя».

В судебном заседании представитель КРО ПП КПРФ ФИО1 заявленные требования поддержала и просила отменить постановление Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 22.06.2018 года № 37/224-6 в части оставления без удовлетворения жалобы Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Сарпинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 06.06.2018 года № 26/77-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 и назначении ее председателя».

Представитель ответчика Избирательной комиссии Республики Калмыкия ФИО2 в судебном заседании не признала заявленные требования, указав, что законом не установлен порядок рассмотрения жалоб на решения ТИК, обстоятельства указанные административном исковом заявлении, учитывались и обсуждались на заседании ИК РК. Все предложенные кандидаты, кроме ФИО3, имели опыт работы в избирательных комиссиях. Законодательством РФ не установлены ограничения о принадлежности кандидатов в УИК к политическим партиям.

Представитель заинтересованного лица Сарпинской территориальной избирательной комиссии Избирательной комиссии Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, согласно ходатайству просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение комиссии соответствующим требованиям закона, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федерального закона № 67-ФЗ), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

В соответствии с ч. 3 ст. 27 указанного Федерального закона число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3-9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7-12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7-16 членов участковой комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 указанного Федерального закона формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

В соответствии с ч. 5 ст. 27 указанного Федерального закона территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п. 17 ст. 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Пунктом 13 ст. 21 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

В целях единообразного применения положений действующего законодательства, постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5 (в редакции от 23 марта 2016 г.) утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с п. 8.6 Методических рекомендаций, территориальная избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п. 17 ст. 35 Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п. 8.7 Методических рекомендаций, если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется назначить часть состава участковой избирательной комиссии по предложениям иных политических партий с тем, чтобы общее число членов участковой избирательной комиссии, назначаемых на основе предложений политических партий, избирательных объединений, составило не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, а иные политические партии были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии таким образом, чтобы политические партии, избирательные объединения, указанные в пункте 8.6 настоящих Методических рекомендаций, были представлены в участковых избирательных комиссиях на соответствующей территории на равных основаниях.

Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а при его отсутствии - решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

В соответствии с п. 8.8 Методических рекомендаций, кандидатуры, предложенные в состав участковой избирательной комиссии в соответствии с пунктом 8.4 настоящих Методических рекомендаций, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Согласно приведенным положениям процедура отбора кандидатов в члены УИК, в том числе в форме рейтингового голосования, при отсутствии по этому вопросу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации устанавливается территориальной избирательной комиссией.

В соответствии с п. 1.1.5 Методических рекомендаций при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий, автоматизации, обработки информации либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи в работе избирательных комиссий.

Постановлением Избирательной комиссии Республика Калмыкия № 11/65-5 от 16 января 2013 г. утверждена «Процедура отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий».

Согласно пунктов 1.1., 1.2., 1.3. указанной Процедуры отбора, настоящая Процедура применяется в целях реализации п. 5 ст. 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае внесения политическими партиями, избирательными объединениями, перечисленными в указанном пункте Федерального закона, предложений по кандидатурам для назначения в состав УИК в количестве, превышающем одну вторую от общего числа членов УИК; в случае внесения политическими партиями, избирательными объединениями, перечисленными в п. 5 ст. 27 Федерального закона, предложений по кандидатурам для назначения в состав УИК в количестве, не достаточном для соблюдения требования указанного Федерального закона, и назначения членов УИК из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений по кандидатурам в составы УИК; в случае, если политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений в составы УИК внесено несколько предложений по кандидатурам в составы УИК, и отсутствует указание на очередность, в соответствии с которой предлагаемые ими кандидатуры назначаются в состав УИК.

Согласно п. 2.1. указанной «Процедуры отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий», отбор кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии осуществляется рейтинговым голосованием, которое проводится в случае указанном в п. 1.1., сначала между политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в п. 5 ст. 27 Федерального закона, до назначения одной второй от общего числа членов УИК. Далее рейтинговое голосование проводится между кандидатурами, представленными политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений, в том числе и политической партией, избирательным объединением, указанным в п. 5 ст. 27 Федерального закона, но по результатам первого рейтингового голосования не вошедшими в одну вторую от общего числа членов участковой комиссии, до назначения полного состава УИК; в случае, указанном в п. 1.2. кандидатуры, предложенные политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в п. 5 ст. 27 Федерального закона, назначаются в состав УИК без проведения рейтингового голосования. Далее рейтинговое голосование проводится между кандидатурами, представленными политическими партиями, общественными объединениями, иными субъектами права внесения предложений, до назначения полного состава УИК.

Согласно представленным в суд сведениям, в Сарпинскую ТИК для включения в состав УИК № 162 поступило 9 предложений от 9 субъектов выдвижения: от Сарпинского МО ВПП «Единая Россия», КРО ПП КПРФ, КРО ПП ЛДПР, РО в РК ПП «Гражданская платформа», РО ВПП «Родина» в РК, РО ПП «Справедливая Россия» в РК, КРО ПП «Патриоты России», собраниями избирателей по месту жительства, работы, учебы – 2 человека, представительным органом местного самоуправления – 1 человек. У восьми предложенных кандидатов имеется опыт работы в УИК, кроме представителя КРО ПП КПРФ ФИО3

На основании решения Сарпинской территориальной избирательной комиссии от 06 июня 2018 г. № 26/77-4 определено число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.

В соответствии с указанным решением состав УИК избирательного участка № 162 состоит из 9 членов комиссии.

Соответственно 1/2 от общего числа членов УИК избирательного участка № 162 равен 5 членам комиссии.

Как следует из протокола заседания № 26 Сарпинской ТИК, на заседании Сарпинской ТИК от 06 июня 2018 г. по формированию УИК присутствовали 8 членов Сарпинской ТИК с правом решающего голоса. Председатель Сарпинской ТИК ФИО4 и члены ТИК: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 Присутствовал ФИО12 Отсутствовал член комиссии с правом решающего голоса ФИО13

Таким образом, заседание Сарпинской ТИК проведено в открытом режиме, гласно.

Как следует из представленных суду материалов, в состав УИК избирательного участка № 162 предложены кандидатуры от следующих субъектов выдвижения:

Калмыцкое региональное отделение политической партии «Патриоты России» в Республике Калмыкия - ФИО14, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» -ФИО15, образование среднее специальное, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Республике Калмыкия - ФИО16, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Избиратели по месту жительства – ФИО17, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Сарпинское местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» - ФИО18, образование среднее специальное, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Калмыцким региональным отделением политической партии ЛДПР – «Либерально демократическая партия России» - ФИО19, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Калмыцкое региональное отделение политической партии КПРФ, образование высшее, не имеет опыта работы в избирательных комиссиях;

Избиратели по месту работы – ФИО20, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Собрание депутатов Садовского СМО РК - ФИО21, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях;

Политическая партия «Гражданская платформа» - ФИО22, образование высшее, имеет опыт работы в избирательных комиссиях.

Таким образом, от политических партий выдвинуты следующие кандидатуры: ФИО14, ФИО23. ФИО16, ФИО18. ФИО19, ФИО3, ФИО22

Первоначально в 1 этапе рейтинговое голосование проводилось между данными кандидатурами.

Как следует из протокола заседания Сарпинской ТИК, по результатам голосования «за» ФИО14 проголосовали - 7 членов комиссии, «за» ФИО23 - 3 члена комиссии, «за» ФИО16 - 8 членов комиссии, «за» ФИО18 - 8 членов комиссии, «за» ФИО19 - 8 членов комиссии, «за» ФИО3 - 1 человек, ФИО22 – 8 членов комиссии.

В связи с этим, по результатам первого рейтингового голосования включены в состав УИК избирательного участка № 162 от политических партий 6 кандидатур: ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28

Следующий этап рейтингового голосования проведен среди оставшихся кандидатур до полного назначения состава комиссии, с включением в списки, за ФИО17 проголосовали 8 членов комиссии, за ФИО21 – 8 членов комиссии, за ФИО20 – 7 членов комиссии, ФИО23 – 5 членов комиссии, за ФИО3 - член комиссии.

По результатам 2 этапа рейтингового голосования включены 3 кандидатуры в состав УИК избирательного участка № 162 кандидаты ФИО17, ФИО21, ФИО20

Последующее голосование проведено по назначению председателя, с выдвижением кандидатуры ФИО20, за которую проголосовали 6 членов комиссии.

По результатам заседания, 06 июня 2018 г. Сарпинской ТИК принято решение № 26/77-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 и назначении ее председателя».

14 июня 2018 г. Калмыцкое республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» подало жалобу в Избирательную комиссии Республики Калмыкия о нарушениях избирательного законодательства, допущенных при формировании участковых избирательных комиссий.

Постановлением от 22 июня 2018 г. № 37/224-6 жалоба Калмыцкого республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в части обжалования решения Сарпинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 06 июня 2018 г. № 26/77-4 оставлена без удовлетворения.

Суд не находит оснований для признания данного решения незаконным.

При рассмотрении жалобы КРО ПП КПРФ на заседании ИК РК № 37 от 22 июня 2018 г. были учтены результаты рейтингового голосования Сарпинской ТИК. Члены избирательной комиссии РК правомерно пришли к выводу, что нарушений избирательного законодательства при вынесении оспариваемого административным истцом решения № 26/77-4 Сарпинской ТИК от 06 июня 2018 г. не установлено. Отмечено, что на заседании Сарпинской ТИК обсудили каждую кандидатуру, членам комиссии были представлены сведения о кандидатурах, которые не вызывали сомнений. Нарушений процедуры рейтингового голосования не установлено. На основании большинства избранных голосов в состав УИК №162 были включены кандидатуры от шести политических партий, имеющих преимущественное право назначения в состав комиссии в соответствии с п. 5 ст. 27 Федерального закона: ВПП «Единая Россия», ПП «Гражданская платформа», ПП «ЛДПР», ПП «Справедливая Россия», ВПП «Родина, ПП

Следовательно, процедура рейтингового голосования была проведена в соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5, и Процедурой отбора кандидатур для назначения в составы участковых избирательных комиссий.

Таким образом, по мнению суда, требование п.п. «б» п. 5 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которым соответствующая избирательная комиссия назначает не менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии на основе предложений политических партий, допущенных к распределению депутатских мандатов при формировании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 Сарпинской ТИК были соблюдены.

Принимая во внимание, что предложенная партией кандидатура ФИО3 в члены УИК на срок осуществления полномочий 5 лет рассмотрены на заседании Сарпинской ТИК наравне с кандидатами от других субъектов выдвижения и по результатам рейтингового голосования не набрала необходимого количества голосов, оснований считать, что нарушен принцип равного избирательного права в виде обеспечения доступа на представительство в участковых комиссиях, не имеется.

Приоритет кандидатур выдвинутых политическими партиями перед иными общественными объединениями, избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также собраниями избирателей по месту жительства, по месту работы или учебы действующим избирательным законодательством не установлен, а потому довод искового заявления и мнение представителя административного истца о том, что представители КРО ПП КПРФ в приоритетном порядке должны были быть назначены в УИК избирательного участка № 162, является несостоятельным.

Сарпинская ТИК, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании участковых комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение.

Более того, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не установлена процедура рассмотрения жалоб на решения территориальных избирательных комиссий, а поэтому ссылка административного истца на не исследование административным ответчиком документов, подтверждающих целесообразность назначения в состав УИК ИУ №162 каждого его члена, не свидетельствует о нарушении избирательных прав истца.

Кроме того, из письменных возражений административного ответчика следует, что предварительно жалоба КРО ПП «КПРФ» рассматривалась на заседании рабочей группы по рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, а также иных жалоб (заявлений) и обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах и референдумах (далее – рабочая группа). Члены рабочей группы тщательно изучили протокол заседания Сарпинской ТИК, таблицы рейтингового голосования, документы кандидатов и доложили на заседании рабочей группы. На заседании рабочей группы с Избирательной комиссии РК присутствовал председатель Сарпинской ТИК, у которого был протокол и любой член рабочей группы и комиссии мог с ним ознакомиться. Руководитель рабочей группы подробно изложила на заседании ИК РК обстоятельства рассмотрения Сарпинской ТИК вопроса о формировании УИК ИУ №162. В том числе о том, что перед голосованием председатель Сарпинской ТИК давала характеристику каждому предложенному кандидату: возраст, образование, место работы, опыт работы в участковых избирательных комиссиях. Исходя из указанной характеристики члены Сарпинской ТИК голосовали за каждого кандидата, предпочтение отдавали кандидатам имеющим опыт организации и проведения выборов, учитывался принцип преемственности в работе комиссии, что соответствует пункту 1.1.5 Методических рекомендаций.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, и считает необходимым в удовлетворении требований отказать.

Ссылка административного истца на ответ Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которому все кандидаты, представленные политическими партиями, и назначенные в состав УИК ИУ №162 с правом решающего голоса, являются членами КРО ВПП «Единая Россия», не может быть принята во внимание по следующим основаниям.

Статьей 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается перечень лиц, которые не могут быть членами комиссий с правом решающего голоса. К ним относятся лица, которые прямо заинтересованы (например, кандидаты, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов и избирательных объединений, избирательных блоков, члены и представители инициативной группы по проведению референдума, члены комиссии с правом совещательного голоса) или могут быть заинтересованы (например, их близкие родственники) в исходе выборов и поэтому не могут быть их организаторами. Указанный перечень не содержит ограничений по партийной принадлежности кандидатов в члены комиссии.

Более того, закон не возлагает на избирательную комиссию обязанность по проведению проверки партийной принадлежности кандидатов в члены избирательной комиссии. Также избирательным законодательством не запрещено членам политической партии быть выдвинутыми в состав участковых избирательных комиссий от общественных организаций, места жительства, работы.

Следовательно, назначение в участковые избирательные комиссии членов одной партии не свидетельствует о нарушениях избирательного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления от 22 июня 2018 г. № 37/224-6 в части оставления без удовлетворения жалобы Калмыцкого Республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Сарпинской территориальной избирательной комиссии Республики Калмыкия от 06 июня 2018 г. № 26/77-4 «О формировании участковой избирательной комиссии избирательного округа № 22 и назначении её председателя - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий: Е.В. Карвенова