КОПИЯ
Дело № 2а-2133/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
Судьи Казакова М.В.,
При секретаре Конышевой Е.А., Коврижных О.С.,
С участием представителя административного истца ФИО1 (по доверенности), представителя административного ответчика ФИО2 (по доверенности), с участием старшего помощника прокурора Пермского района Субботиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО13 о признании недействующим нормативно-правового акта,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Пермского муниципального района о признании не действующим в отношении территории, ранее находившейся в границах земельных участков с кадастровыми номерами № и №, пункта 1 постановления администрации Пермского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ Об утверждении проекта планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края.
В обоснование заявленного иска указано, что указанным постановлением, помимо прочего, утверждена зона размещения объектов спортивного назначения площадью 6,1 га, в которую включены земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Истец является собственником большинства земельных участков, образованных из указанных земельных участков, в том числе собственником земельного участка с кадастровым номером №. Вид разрешенного использования земельных участков: для индивидуального жилищного строительства.
Проект планировки территории должен разрабатываться на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и не противоречить им. Проект планировки территории является реализацией документов территориального планирования - генерального плана и правил землепользования и застройки.
Генеральный план Култаевского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29. В соответствии с картой функциональных зон <адрес> принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером № (ранее участки № и №) находится в функциональной зоне малоэтажных жилых домов с приусадебными участками. В соответствии с основной картой генерального плана данный участок находится в жилой зоне.
Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, в соответствии с которыми земельный участок истца отнесен к зоне «ЖУ» - «Зона застройки индивидуальными жилыми домами».
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 года № 323 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, в том числе произведено изменение градостроительного зонирования территории поселения: согласно карте градостроительного зонирования земельные участки с кадастровыми номерами № и № отнесены к территориальной зоне «РС» - «Зона спортивных сооружений».
Решением Пермского краевого суда от 26 июня 2019 года по делу № 3а-268/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 44-АПА19-41, Правила землепользования и застройки в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 года № 323 признаны не действующими в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к территориальной зоне «РС» как противоречащие генеральному плану.
Оспариваемый проект планировки принят на основании признанных впоследствии незаконными правил землепользования и застройки. Таким образом, оспариваемое постановление администрации Пермского муниципального района противоречит требованиям нормативно правовых актов, имеющих большую юридическую силу: положениям Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района; положениям Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района.
В целях осуществления предпринимательской деятельности по строительству и продаже жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № административный истец ДД.ММ.ГГГГ направил в Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В качестве основания указано, что размещение индивидуального жилого дома противоречит проекту планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер», утвержденного постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: в соответствии с пунктом 2.1 пояснительной записки проекта планировки и чертежом проекта планировки данная зона является зоной размещения объектов спортивного назначения и не предполагает строительство индивидуальных жилых домов; в соответствии с пунктом 2.7 проекта планировки территории земельный участок пересекает установленные документацией по планировке территории красные линии.
Таким образом, администрация Пермского муниципального района, ссылаясь на не соответствующий Генеральному плану и Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения проект планировки, принятый на основании признанного незаконным нормативного правового акта, препятствует истцу в реализации интересов на строительство на земельном участке индивидуального жилого дома.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 182), к производству суда принято ходатайство истца об уточнении исковых требований (том 2 л.д. 167-168), в соответствии с которым истец просит признать постановление администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ Об утверждении проекта планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в части утверждения проекта планировки территории в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № недействующим. В судебном заседании административный истец не присутствовал, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам.
В судебном заседании административный истец не присутствовал, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении (с учетом его уточнения), а также по доводам письменных пояснений (том 1 л.д. 109-112, том 2 л.д. 153-158, а также предоставлены в судебном заседании).
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (том 1 л.д. 106-108, том 2 л.д. 72-74).
Старшим помощником прокурора Пермского района Субботиной Е.В. дано заключение об обоснованности заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7). При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8).
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно статье 37 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры (часть 1). Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами (часть 4).
Согласно статье 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; 4) карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) (часть 1).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в схеме территориального планирования муниципального района, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования поселения, межселенной территории, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов), а также сведения о планируемых для размещения в указанных зонах объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения (часть 2).
В силу части 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи картах соответственно отображаются, помимо прочего, планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к следующим областям: д) физическая культура и массовый спорт; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях; 3) границы и описание функциональных зон, установленных на межселенных территориях, с указанием планируемых для размещения в этих зонах объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и (или) местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно части 3.1. статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к схеме территориального планирования муниципального района являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления муниципального района также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
К схеме территориального планирования муниципального района прилагаются материалы по ее обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 4 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в текстовой форме содержат, помимо прочего: 1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения; 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения муниципального района на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования; 3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения муниципального района на комплексное развитие соответствующей территории; 5) перечень земельных участков, расположенных на межселенных территориях и включаемых в границы населенных пунктов или исключаемых из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
В силу части 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают: 1) границы поселений, входящих в состав муниципального района; 2) границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района; 3) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения.
Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3).
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4).
В силу части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются, помимо прочих, 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: в) физическая культура и массовый спорт; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Согласно части 5.1. статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат: 1) сведения об утвержденных документах стратегического планирования, указанных в части 5.2 статьи 9 настоящего Кодекса, о национальных проектах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, о решениях органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения; 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; 3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий; 5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; 7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.
Согласно части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, помимо прочих, 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа.
В силу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу пункта 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов).
В силу части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), предусматривающей размещение объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), объектов регионального значения в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, объектов местного значения муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, объектов местного значения поселения, городского округа в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, если размещение таких объектов не предусмотрено соответственно документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации (при их наличии), документами территориального планирования субъекта Российской Федерации в областях, указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, документами территориального планирования муниципального района в областях, указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 настоящего Кодекса, документами территориального планирования поселений, городских округов в областях, указанных в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный с уточненной площадью 32000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов». Первоначально вид разрешенного использования земельного участка: «для ведения личного подсобного хозяйства», участок был сформирован для предоставления в собственность физическому лицу из земель СХПК «Россия». Земельный участок образовался в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>, <адрес> в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения. Последующий собственник земельного участка в феврале 2012 года на основании постановления администрации Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ внес изменения в отношении вида использования на «Под жилую застройку малоэтажную». В апреле 2020 года собственником (ФИО3) вновь изменен вид использования на «Для индивидуального жилищного строительства». Границы участка изменениям не подвергались. Земельный участок № снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с разделом на 61 земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный с уточненной площадью 32000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов». Первоначально вид разрешенного использования земельного участка: «для ведения личного подсобного хозяйства», участок был сформирован для предоставления в собственность физическому лицу из земель СХПК «Россия». Земельный участок образовался в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: <адрес>») в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения. Последующий собственник земельного участка в феврале 2012 года на основании постановления администрации Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ внес изменения в отношении вида использования на «Под жилую застройку малоэтажную». В апреле 2020 года собственником (ФИО3) вновь изменен вид использования на «Для индивидуального жилищного строительства». Границы участка изменениям не подвергались. Земельный участок № снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с разделом на 61 земельный участок.
Собственниками земельного участка с кадастровым номером № являлись: с ДД.ММ.ГГГГФИО8, с ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Девелопмент», с ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Центр управления проектами», с ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Полипром, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3
Собственниками земельного участка с кадастровым номером № являлись: с ДД.ММ.ГГГГФИО9, с ДД.ММ.ГГГГФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Девелопмент», с ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Центр управления проектами», с ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Полипром, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО3
ФИО3 является соучредителем общества с ограниченной ответственностью «Полипром». Земельные участки с кадастровыми номерами № и № приобретались данным хозяйственным обществом на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №№ и 17 соответственно. На момент продажи категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку малоэтажную. Участки реализованы на основании статей 18.1, 110, 111, 138 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Участки переданы покупателю в соответствии с актами приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Договоры подписаны сторонами, переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке. При этом между ФИО3 и обществом с ограниченной ответственностью «Полипром» был заключен агентский договор №/А от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого принципал (ФИО3) поручает, а агент (общество с ограниченной ответственностью «Полипром») принимает на себя обязательства от своего имени и за счет принципала участвовать в электронных торгах посредством публичного предложения по продаже имущества акционерного общества «Центр управления проектами» по лотам №№ и 18 (земельные участки с кадастровыми номерами № и №), а принципал обязуется уплатить агенту вознаграждение за совершенные действия. Данный агентский договор подписан сторонами, на основании данного договора осуществлена регистрация перехода права собственности на земельные участки за ФИО3
Впоследствии на основании заявления собственника и межевого плана состоялось перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами № и № между собой с последующим разделом на 61 земельный участок.
На момент рассмотрения дела судом участки с кадастровыми номерами № находятся в собственности административного истца. Данные обстоятельства не оспариваются, подтверждаются материалами административного дела (том 1 л.д. 46-48, 50-55, 66-70, 113-128, 145-248; том 2 л.д. 66-68, 151-152; ответом на запрос суда из Управления Росреестра по Пермскому краю от 14 августа 2020 года № 933-2.13; предоставленными по запросу суда из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю описаниями земельных участков в соответствии с землеустроительными делами ЗД-1260/06 и ЗД-1254/06 и выписк находятся в собственности административного истца.
Данные обстоятельства не оспариваются, подтверждаются материалами административного дела (том 1 л.д. 46-48, 50-55, 66-70, 113-128, 145-248; том 2 л.д. 66-68, 151-152; ответом на запрос суда из Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№.13; предоставленными по запросу суда из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> описаниями земельных участков в соответствии с землеустроительными делами ЗД-1260/06 и ЗД-1254/06 и выписками из ЕГРН в отношении участков с кадастровыми номерами № и №; предоставленными представителем административного истца выписками из ЕГРН о правах на земельные участки с кадастровыми номерами № и №, договорами купли-продажи №№ и 18 от ДД.ММ.ГГГГ с актами приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, агентским договором №/А от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района направлено уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Данное решение касается планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства на участке с кадастровым номером №. Решение обосновано ссылкой на положения пункта 1 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют документации по планировке территории. В частности, размещение планируемого к строительству индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № противоречит проекту планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер», утвержденному постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: в соответствии с пунктом 2.1 пояснительной записки проекта планировки и чертежом проекта планировки данная зона является зоной размещения объектов спортивного назначения и не предполагает строительство индивидуальных жилых домов; в соответствии с пунктом 2.7 проекта планировки территории земельный участок пересекает установленные документацией по планировке территории красные линии (том 1 л.д. 49).
Как следует из представления прокурора Пермского района в адрес главы администрации Пермского муниципального района (том 1 л.д. 86-90) ИП ФИО3 направлены аналогичные уведомления о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами №, а также других земельных участках, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Согласно фрагменту схемы зон планируемого размещения объектов капитального строительства Схемы территориального планирования Пермского муниципального района <адрес>, утвержденной решением Земского Собрания Пермского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ№), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 21) граница населенного пункта <адрес> обозначена без учета территории коттеджного поселка «Южный ветер», что очевидно из сопоставления данного фрагмента с проектом планировки (например, том 1 л.д. 36), несмотря на то, что на ДД.ММ.ГГГГ территория коттеджного поселка «Южный ветер», включая земельные участки с кадастровыми номерами № и №, входила в состав населенного пункта <адрес>, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, а также следует из материалов административного дела. При этом на территории <адрес> (границы которого обозначены без учета территории коттеджного поселка «Южный ветер») предусмотрено, помимо прочего, строительство, реконструкция, ремонт объектов культуры и спорта.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 28 сентября 2017 года № 251 внесены изменения в Схему территориального планирования Пермского муниципального района (том 2 л.д. 11-20), согласно которым на территории <адрес> предусмотрены реконструкция здания интерната под детскую школу искусств, реконструкция здания школы, размещение двух детских садов, размещение роллерной трассы, размещение дома спорта.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 25 июня 2020 года № 61 внесены изменения в Схему территориального планирования Пермского муниципального района (том 2 л.д. 22-39), согласно которым на территории <адрес> предусмотрены размещение школы (л.д. 31) и размещение спортивного сооружения (л.д. 36), размещение которых предусмотрено на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и №. Факт планируемого размещения школы и спортивного сооружения на территории, ранее входившей в состав земельных участков с кадастровыми номерами № и №, подтверждается ходатайством административного истца о признании доказательства недопустимым (том 2 л.д. 159-166), а также предоставленного суду представителем административного ответчика проекта внесения изменений в Генеральный план Култаевского сельского поселения.
Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Генеральный план Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (том 1 л.д. 42; том 2 л.д. 49-56).
Как следует из Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в связи с урбанизированной направленностью развития Култаевского сельского поселения с каждым годом увеличиваются затраты муниципалитетов на обеспечение дорогостоящей инфраструктурой развивающиеся населенные пункты поселения. Особую важность приобретает задача развития и реконструкции дорожной сети местного значения и обеспечение населения объектами социальной сферы. Необходимо разработать проекты границ населенных пунктов и утвердить на уровне правительства Пермского края. Разработать проекты планировок территорий с выделением участков под социальную инфраструктуру согласно расчетам по обеспеченности, определенной генеральным планом на расчетный срок. Заданием на проектирование определено развитие и освоение территорий перспективных населенных пунктов, в том числе, <адрес> (с д<адрес>). При этом применительно к <адрес> (с д. <адрес>) предусмотрено следующее:
I очередь - 49,8 га (усадебная застройка), 2,5 га (среднеэтажная застройка), 1,5 га (2 детских сада), 1,5 га (пристройка к существующей школе), 1,8 га (под объекты, учреждения, предприятия обслуживания), 1,1 га (объекты отдыха, занятий спорта, детские площадки).
Расчетный срок - 122,6 га (усадебная застройка, в т.ч. 31,5 га включение в границы), 2,5 га (среднеэтажная застройка), 4,4 га (объекты, предприятия, учреждения обслуживания), 1,7 га (инженерные и транспортные объекты).
Применительно к разделу 2.4 Физическая культура и спорт для <адрес> (с д. <адрес>) предусмотрено следующее: сохранить спортивный стадион, дом спорта, создать дополнительно спортивную зону у стадиона, зарезервировать участок 1,1 га. (том 2 л.д. 53-55).
Согласно основной карте Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района (том 1 л.д. 44) функциональная зона, в пределах которой располагались земельные участки № и № (что следует из сопоставлений карты с оспариваемым проектом планировки территории), определена как жилая зона, а именно: зона малоэтажных жилых домов с приусадебными участками. Кроме того, согласно данной карте в пределах территории коттеджного поселка «Южный ветер» предусматривалась, помимо прочих функциональных зон, рекреационная зона - объекты отдыха и занятий спортом.
Аналогичного содержания предоставлен суду стороной административного ответчика фрагмент карты Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 июня 2016 года № 157), по состоянию на 26 июля 2018 года (том 2 л.д. 56), где территория коттеджного поселка «Южный ветер» отнесена к зоне малоэтажных жилых домов с приусадебными участками. В экспликации проектируемых объектов отмечены детский сад и объекты отдыха и занятий спортом, при этом данные зоны предусмотрены не на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, а в ином месте, что следует из сопоставления данных карт и оспариваемого проекта планировки. Кроме того, на карты нанесены планировочные оси, которые, по заявлению представителя административного ответчика, представляют собой красные линии.
Согласно фрагменту основной карты Генерального плана Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 6 февраля 2014 года № 29 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 июня 2016 года № 157), по состоянию на 26 июля 2018 года (том 2 л.д. 55) на территории <адрес> среди существующих объектов отмечен стадион, к проектируемым отнесены магазины, объекты бытового обслуживания, детские дошкольные учреждения и территория организованного отдыха, а также к проектируемым (не отмечены на предоставленном суду фрагменте карты, но перечислены в условных обозначениях) отнесены, помимо перечисленных, школа, аптека, дом культуры, склады, АЗС, пилорама, кладбище, лыжная база, логистический центр, ремонтные мастерские грузового транспорта.
Как следует из пояснений представителя административного истца, земельные участки с кадастровыми номерами располагались в пределах жилой зоны и зоны перспективного развития населенных пунктов.
Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 9 июня 2014 года № 53 утверждены Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (том 1 л.д. 45).
В первоначальной редакции Правил землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами № и № располагались в территориальной зоне «ЖУ» - «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтверждается вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 26 июня 2019 года по делу № 3а-268/2019 (том 1 л.д. 58-62).
Зона «ЖУ» - «Зона застройки индивидуальными жилыми домами» относится к жилым зонам. К основным видам разрешенного использования, предусмотренным для данной зоны, относятся индивидуальное жилищное строительство, ведение личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), блокированная жилая застройка, хранение автотранспорта. К условно разрешенным видам использования относятся, помимо прочего, размещение зданий и сооружений для занятия спортом (том 2 л.д. 4-8).
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 года № 323 внесены изменения в Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, в новой редакции утверждена карта градостроительного зонирования территории, совмещенная с картой зон с особыми условиями использования территории <адрес>, д. <адрес>. Согласно данным изменения земельные участки с кадастровыми номерами № и № отнесены к территориальной зоне «РС» - «Зона спортивных сооружений». Зона «РС» относится к природно-рекреационным зонам и озеленению, в качестве основных видов разрешенного использования предусматривает только амбулаторно-поликлиническое обслуживание и спорт, в качестве условно разрешенных видов использования предусматривает коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, культурное развитие, магазины, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечение, обслуживание автотранспорта (том 2 л.д. 57-63).
Решением Пермского краевого суда от 26 июня 2019 года по делу № 3а-268/2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2019 года по делу № 44-АПА19-41, Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 мая 2018 года № 323 признаны не действующими в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к территориальной зоне «РС» - «Зона спортивных сооружений» (том 1 л.д. 58-62, 63-65).
Таким образом, в соответствии с решением Пермского краевого суда от 26 июня 2019 года земельные участки с кадастровыми номерами № и № отнесены к территориальной зоне «ЖУ» (том 2 л.д. 10).
Следует отметить, что помимо земельных участков с кадастровыми номерами № и № территориальная зона «РС» была предусмотрена еще в отношении одного участка на территории коттеджного поселка «Южный ветер» (том 2 л.д. 10 и 63).
Распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района от 4 июня 2018 года № 31 МКУ «Управление стратегического развития Пермского района» поручено обеспечить разработку проекта планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес><адрес><адрес>, утвержденную постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, путем подготовки проекта планировки территории в новой редакции (том 2 л.д. 41).
В муниципальное газете «Нива» за ДД.ММ.ГГГГ опубликовано постановление главы Пермского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по проекту планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (том 2 л.д. 43). Публичные слушания назначены на ДД.ММ.ГГГГ, указаны время и место проведения публичных слушаний, а также распоряжения, касающиеся организации проведения публичных слушаний.
ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по проекту планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (том 2 л.д. 44, 45). Следует отметить, что в протоколе публичных слушаний (том 2 л.д. 45) дата проведения публичных слушаний указана ДД.ММ.ГГГГ, что является явной опечаткой, поскольку слушания были назначены на ДД.ММ.ГГГГ, список присутствующих на публичных слушаниях датирован ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 44), в самом протоколе публичных слушаний содержится информация, указывающая на то, что публичные слушания не могли состояться ДД.ММ.ГГГГ (например, «предложения и замечания участников публичных слушаний принимались до 26.06.2018»).
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ администрация Култаевского сельского поселения согласовала проект планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер» (том 2 л.д. 42).
Согласно заключению о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 46) комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (комиссия по землепользованию и застройке) при администрации Пермского муниципального района Пермского края решила считать публичные слушания состоявшимися и рекомендовать главе администрации Пермского муниципального района утвердить проект планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края.
Данное заключение опубликовано в муниципальное газете «Нива» за ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 47).
Постановлением администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ (том 2 л.д. 48) утвержден проект планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края (том 1 л.д. 12-40).
Следует отметить, что копия проекта планировки, предоставленная стороной административного истца, соответствует проекту планировки, размещенному на сайте администрации Пермского муниципального района, что было установлено непосредственно в судебном заседании путем исследования сайта. Достоверность проекта планировки, размещенного на сайте администрации Пермского муниципального района, подтвердил в судебном заседании представитель административного ответчика. При этом административным ответчиком в материалы дела предоставлен проект планировки (том 2 л.д. 112-135), в котором отсутствуют ситуационный план, схема планировочных ограничений территории, схема границ территорий объектов культурного наследия, схема благоустройства и озеленения, схема инженерных сетей (том 1 л.д. 36-40). Причины данных расхождений представитель административного ответчика объяснить в судебном заседании не сумел.
Как следует из проекта планировки территории данный проект разработан для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров элементов планировочной структуры. Территория находится в границах населенного пункта <адрес> в соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№. Территориальное зонирование проектируемой территории, а также градостроительные регламенты соответствуют Правилам землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№). В границах проектируемой территории, помимо прочих, выделена зона объектов спортивного назначения. Площадь территории в границах данной зоны составляет 6,1 га. Зона объектов спортивного назначения выделена для строительства министадиона с трибунами, футбольного поля 60x40 м, волейбольной площадки, а также детской игровой площадки, стоянки автомашин. Кроме того, предусмотрено изъятие земельных участков для муниципальных нужд в целях организации дорожной деятельности Култаевского сельского поселения. Изъятие предусмотрено для размещения автомобильной дороги, являющейся съездом с автомобильной дороги Култаево - Нижние Муллы, и обеспечивающей подъезд к земельному участку, на котором запланировано размещение объекта социальной инфраструктуры - детского сада на 350 мест. Перечень земельных участков приведен в таблице 2, при этом земельные участки с кадастровыми номерами № и № данным перечнем не предусмотрены.
Как следует из чертежа проекта планировки (том 1 л.д. 35) на участках с кадастровыми номерами № и № предусмотрена зона планируемого размещения объектов спортивного назначения.
Из ситуационного плана и схемы планировочных ограничений территории (том 1 л.д. 36, 37) следует, что территория коттеджного поселка «Южный ветер» располагается в зоне сельскохозяйственного использования (пашни, залежи, огороды), при этом на данных схемах не отражена уже существовавшая к тому времени частичная застройка территории коттеджного поселка, воспроизведенная на чертеже проекта планировки. Из схемы границ территорий объектов культурного наследия (том 1 л.д. 38) следует, что территория коттеджного поселка «Южный ветер» располагается в жилой зоне.
Согласно заключению кадастрового инженера (том 2 л.д. 169-178) зона планируемого размещения объектов спортивного назначения, установленная проектом планировки, накладывается на границы всех земельных участков, принадлежащих ИП ФИО3
Как следует из пояснений администрации Пермского муниципального района на запрос суда (том 2 л.д. 72-74), первоначальный проект планировки района «Южный усадьба» был утвержден постановлением главы Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№. После перехода полномочий по утверждению документации планировке территорий на уровень муниципальных районов (ДД.ММ.ГГГГ) данным вопросом начала заниматься администрация Пермского муниципального района. Поскольку сельское поселение и муниципальный район самостоятельные муниципальные образования, при возникновении необходимости внесения изменений в проект планировки территории его пришлось утверждать как новый документ. Первоначально проект планировки состоял в подавляющем большинстве из индивидуальной застройки и предусматривал только 4 трехэтажных жилых дома. Далее ОАО «КД ГРУПП» в 2015 году изъявило желание увеличить зону многоквартирной жилой застройки, что повлекло за собой изменения в расчете потребности социальной и инженерной инфраструктуры. Проект планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер» в <адрес> сельского поселения разработан на основании постановления администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разработке проекта планировки и проекта межевания территории «Южный ветер» <адрес>» по заявлению собственника земельного участка ОАО «КД ГРУПП». В первоначальном проекте планировки от 2014, 2016 и 2018 годов в проекте планировки было предусмотрено размещение объектов спорта частной собственности. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» объекты спорта - это объекты социального назначения, которые могут быть в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности. После банкротства ОАО «КД ГРУПП», которое вело комплексную застройку коттеджного поселка «Южный ветер», и выставления его имущества на торги администрацией Пермского муниципального района было принято решение о строительстве на ранее запланированных земельных участках объектов социального назначения местного значения, т.е. за счет бюджетных средств. Объекты местного значения образования и спорта (межшкольный стадион) предусматриваются документами территориального планирования уровня муниципального района. К таким документам относится Схема территориального планирования Пермского муниципального района. Контракт на разработку проекта внесения изменений в схему территориального планирования Пермского муниципального района заключен ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Пермархбюро». В течении двух лет велась разработка и согласование Правительством Пермского края данного проекта. 10 июня 2020 года получено сводное положительное заключение от Правительства Пермского края. Схема территориального планирования Пермского муниципального района утверждена на Земском Собрании 25 июня 2020 года. В настоящее время администрацией Пермского муниципального района ведутся работы по внесению изменений в проект планировки коттеджного поселка «Южный ветер» с целью размещения объектов местного значения - школа на 825 мест и межшкольный стадион. После утверждения проекта планировки территории начнется процедура по изъятию земельных участков для муниципальных нужд в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из предоставленных суду документов проекты планировки коттеджного поселка «Южный ветер» 2014 и 2016 годов предусматривали зоны спортивных сооружений, но не на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и №, которые были предназначены для застройки многоквартирными и индивидуальными жилыми домами (том 2 л.д. 76-79, 80-101).
3 февраля 2020 года в адрес и.о. главы администрации Пермского муниципального района первым заместителем председателя Правительства Пермского края направлено заключение о согласовании проекта изменений в Генеральный план Култаевского сельского поселения. Согласно планируемым изменениям для территории, ранее составлявшей территорию земельных участков с кадастровыми номерами 59:32:3250001:3093 и 59:32:3250001:3095, определена функциональная зона - общественно-деловые зоны.
Согласно письмам акционерного общества «Центр управления проектами» от ДД.ММ.ГГГГ (предоставлены в судебном заседании представителем административного ответчика) данное общество обращалось к председателю комиссии по землепользованию и застройке администрации Пермского муниципального района с просьбой внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в части переноса функциональной зоны спорта с земельных участков с кадастровыми номерами 59:№ и установления на них функциональной зоны жилой застройки, размещения объектов спорта на земельных участках с кадастровыми номерами № и № и установления на них соответствующей функциональной зоны.
Таковы установленные по делу обстоятельства, которые позволяют суду сделать следующие выводы:
Как было указано выше, земельные участки с кадастровыми номерами № и № в настоящее время сняты с государственного кадастрового учета в связи с преобразованием в результате перераспределения между собой и раздела на 61 земельный участок. Вместе с тем, данные участки сняты с государственного кадастрового учета только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после принятия оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем в дальнейшем суд будет оперировать именно данными земельными участками.
Как было указано выше, оба участка поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенные с уточненной площадью 32000 кв.м., категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». С февраля 2012 года вид разрешенного использования участков «Под жилую застройку малоэтажную», с апреля 2020 года - «Для индивидуального жилищного строительства».
С ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ оба участка находились в собственности акционерного общества «Центр управления проектами», которое вело застройку территории <адрес>, в том числе коттеджного поселка «Южный ветер». Договор комплексной застройки территории не заключался, что подтвердили в судебном заседании представители истца и ответчика.
В настоящее время административный истец является собственником большинства земельных участков, образованных в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами № и №. Вновь образованные участки используются истцом в целях предпринимательской деятельности для застройки и продажи. Вместе с тем, в настоящее время административный истец не имеет возможности оформить предусмотренные законом документы на застройку участков в связи с отказами Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района. Несмотря на то, что в деле имеется информация о таких отказах лишь в отношении 4 принадлежащих истцу участков, в целом, позиция административного ответчика основана именно на том, что участки истца в настоящее время не подлежат застройке индивидуальными жилыми домами (том 2 л.д. 73). Отказ в разрешении на строительству обусловлен именно наличием проекта планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер».
Таким образом, предметом заявленного административного иска является признание недействующим проекта планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер» в части, содержащей нормативные установления в отношении территории, ранее занятой земельными участками с кадастровыми номерами № и №, а именно: установление в отношении данной территории зоны размещения объектов спортивного назначения, установление красных линий без решения вопроса о резервировании и изъятии земельных участков истца, при этом данные установления не соответствуют, по мнению административного истца, нормативным правовым актам большей юридической силы. Указанные обстоятельства, соответственно, являются предметом проверки суда по данному делу.
Действительно, проект планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер» будучи нормативным правовым актом должен соответствовать нормативным правовым актам большей юридической силы, как то: схема территориального планирования Пермского муниципального района, Генеральный план Култаевского сельского поселения, Правила землепользования Култаевского сельского поселения.
Что касается схемы территориального планирования, то данная схема по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта фиксирует границы <адрес> без учета территории коттеджного поселка «Южный ветер» и именно для такой территории <адрес> (т.е. без учета территории коттеджного поселка «Южный ветер») схема предусматривает объект спортивного назначения, соответственно, не на территории поселка «Южный ветер» (т.е. не на земельных участках с кадастровыми № и №).
Доводы представителя административного ответчика о том, что данная схема в действительности предполагает фактические границы <адрес>, подлежат отклонению, поскольку схема территориального планирования Пермского муниципального района является нормативным правовым актом и как таковой данная схема не может содержать какого-либо двоякого, неоднозначного или предположительного толкования. Данная схема должна отвечать требования градостроительного законодательства и содержать предусмотренную таким законодательством информацию, понятную для всех лиц, использующих данный нормативный правовой акт в своей деятельности. В силу части 1 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района должна содержать, помимо прочего, карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района и карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, что и было реализовано в схеме территориального планирования. В частности, границы <адрес> обозначены в схема так, как это отражено в ней, при этом без учета вновь образуемых границ данного населенного пункта. Карта планируемого размещения объектов местного значения сформирована для <адрес> без учета территории коттеджного поселка «Южный ветер», соответственно, объекты спорта местного значения действительно предполагались в пределах территории <адрес>, но не на территории коттеджного поселка, соответственно, не на земельных участках с кадастровыми номерами № и №. Иное толкование схемы является недопустимым. При таких обстоятельствах, доводы представителя административного ответчика в данной части противоречат как требованиям закона, так и содержанию схемы.
Более того, позиция административного ответчика основана на том, что изначально на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № планировались объекты спорта частной собственности. Вместе с тем, отражение объектов спорта частной собственности в схеме территориального планирования не предусмотрено (содержание схемы территориального планирования муниципального района определено в статье 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объекты спорта частной собственности которой не предусмотрены). Соответственно, в схеме территориального планирования Пермского муниципального района в части территории, занятой коттеджным поселком «Южный ветер», нет и не должно быть объектов спорта частной собственности. Данная схема, как было указано выше, содержит сведения о границах <адрес> без учета территории коттеджного поселка «Южный ветер» и предусматривает объекты спорта на территории <адрес>, но в иной его части, не на территории коттеджного поселка «Южный ветер». При таких обстоятельствах, ссылка административного ответчика на схему территориального планирования с целью обосновать закрепление идеи размещения объектов спорта на земельных участках с кадастровыми номерами № и № противоречит фактическим обстоятельствам дела и основанию к отказу в иске не является.
Изменения, внесенные в схему территориального планирования Пермского муниципального района решением Земского Собрания Пермского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № и № предусмотрено размещение школы и спортивного сооружения), основанием к отказу в удовлетворении иска также не являются. Данные изменения внесены после утверждения проекта планировки территории, который в действующей редакции не соответствует этим изменениям (проект планировки предусматривает размещение объектов спорта, а не образования и спорта) и нуждается в корректировке, что следует из письменных пояснений представителя администрации Пермского муниципального района (том 2 л.д. 74). Данные изменения не нашли своего развития в Генеральном плане Култаевского сельского поселения.
Ходатайство административного истца о признании выкопировки из карты планируемого размещения объектов местного значения из схемы территориального планирования Пермского муниципального района (том 2 л.д. 39) недопустимым доказательством (том 2 л.д. 159-166) подлежит отклонению, поскольку в связи с разрешением данного ходатайства стороной административного ответчика к судебному заседанию представлена аналогичного содержания выкопировка, подписанная уполномоченным сотрудником администрации, при этом дополнительное отображение на выкопировке координат планируемого размещения объектов местного значения само по себе закону не противоречит. Невозможность технической реализации данной функции стороной административного истца не доказана. Доводы о том, что в программном обеспечении представителя административного истца сведения о координатах не могут быть просмотрены, не свидетельствуют о том, что сторона административного ответчика не могла реализовать эти функции. Пояснения по этим вопросам даны стороной ответчика в письменной форме (пояснения от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлены к судебному заседанию). Вместе с тем, наличие в материалах дела данного доказательства (выкопировки из схемы территориального планирования) к отказу в иске не ведет по основаниям, указанным выше. Более того, сама идея, закрепленная в ныне действующей схеме территориального планирования свидетельствует о том, что на территории, ранее занятой земельными участками с кадастровыми номерами № и №, планируется по замыслу административного ответчика размещение объектов местного значения, в том числе объектов спорта, что требует своего закрепления в соответствии с требованиями законодательства в соответствующих нормативных правовых актах, что в настоящее время не реализовано.
Как было указано выше, концепция размещения объектов спорта местного значения на территории, ранее входившей в состав земельных участков с кадастровыми номерами № и №, заложенная в ныне действующей схеме территориального планирования, до настоящего времени не реализована в Генеральном плане Култаевского сельского поселения, тогда как в схеме территориального планирования на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта этой идеи еще не было и не могло быть.
В соответствии с Генеральным планом Култаевского сельского поселения, действовавшим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и действующим поныне, функциональная зона, в пределах которой располагаются оба участка, - «Зона малоэтажных жилых домов с приусадебными участками». Таким образом, это жилая зона, предназначенная для жилищного строительства. При этом Генеральным планом предусмотрена и рекреационная функциональная зона «Объекты отдыха и занятий спортом», но в ином месте коттеджного поселка «Южный ветер», не на территории, ранее входившей в состав земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Следует отметить, что Генеральным планом Култаевского сельского поселения применительно к территории <адрес> (с д. <адрес>) предусмотрена необходимость освоения 1,1 га для размещения объектов отдыха, занятий спортом, организации детских площадок. В частности, данная идея обоснована следующим образом: сформулирована необходимость сохранить спортивный стадион, дом спорта, создать дополнительно спортивную зону у стадиона, зарезервировать участок 1,1 га. (том 2 л.д. 53-55). Вместе с тем, площадь участков № более 6 га, при этом необходимость освоения такой территории под объекты спорта в Генеральном плане Култаевского сельского поселения не предусматривалась, а сама эта идея в настоящее время ничем не обоснована. Как было указано выше, рекреационная зона «Объекты отдыха и занятий спортом» предусматривалась в иной части коттеджного поселка «Южный ветер». Среди проектируемых объектов в соответствии с Генеральным планом объекты спорта на данной территории также не предусмотрены.
Что касается планировочных осей, нанесенных на карты Генерального плана Култаевского сельского поселения, то данные планировочные оси красными линиями, как это следует из пояснений представителя административного ответчика, не являются, что прямо следует из содержания условных обозначений Генерального плана. Данные планировочные оси не являются обязательным элементом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Тот факт, что по ним в настоящее время сформированы красные линии, не позволяет их отождествлять с красными линиями, которых в генеральном плане еще не было, поскольку данные красные линии были сформирован много позднее в оспариваемом проекте планировки территории коттеджного поселка «Южный ветер». При таких обстоятельствах, доводы представителя административного ответчика об этом подлежат отклонению как не основанные на требованиях действующего законодательства.
Согласно Правилам землепользования и застройки Култаевского сельского поселения (с учетом решения Пермского краевого суда от 26 июня 2019 года) территориальная зона, в пределах которой расположены оба участка, - зона «ЖУ» - «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Данная территориальная зона в качестве основных видов разрешенного использования предусматривает жилищное строительство в разных формах, но не размещение объектов спорта, которые допускаются в качестве условно разрешенных видов использования. Для объектов отдыха и занятий спортом предназначена рекреационная зона «РС», которая предусматривалась Правилами землепользования и застройки на территории коттеджного поселка «Южный ветер», но в иной его части, не на территории земельных участков с кадастровыми номерами № что соответствует Генеральному плану Култаевского сельского поселения.
Изменения в Генеральный план и в Правила землепользования и застройки в этой части до настоящего времени не внесены. Просьбы акционерного общества «Центр управления проектами», изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения в указанной части остались нереализованными. Проект Генерального плана, предоставленный суду, правового значения по делу не имеет, поскольку это лишь проект нормативного правового акта, который в настоящее время еще не утвержден в установленном порядке.
Изначально оба участка планировались под жилую застройку, что нашло свое отражение в проектах планировки 2014 и 2016 годов, которые предусматривали также зоны спортивных сооружений, но не на территории земельных участков с кадастровыми номерами №. Это наглядно следует из схемы зонирования проекта планировки 2014 года (том 2 л.д. 79). Проект планировки 2016 года был разработан ОАО «КД ГРУПП» и предложен для утверждения органу местного самоуправления Пермского муниципального района, что следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 86), при этом в данном проекте были предусмотрены под застройку, помимо прочих, участки с кадастровыми номерами № (том 2 л.д. 88-90). После замечаний администрации Пермского муниципального района данный проект был доработан, что следует из письма ОАО «КД ГРУПП» от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 100). В доработанном виде проект был утвержден администрацией Пермского муниципального района, однако данный проект относил участки с кадастровыми номерами 59№ к зоне застройки многоквартирными и индивидуальными жилыми домами, при этом зона спортивных сооружений предусматривалась в ином месте, что следует из схемы архитектурно-планировочной организации территории (том 2 л.д. 101). Такое решение в полной мере соответствовало документам территориального планирования поселения.
В связи с этим доводы представителя административного ответчика о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами № планировались объекты спорта частной собственности не выдерживают критики, поскольку проекты планировки территории 2014 и 2016 годов предусматривали на этих земельных участках жилищное строительство, что соответствовало требованиям документов территориального планирования, при этом зоны объектов спорта были предусмотрены в иной части коттеджного поселка «Южный ветер». Впервые вопрос о переносе зоны объектов спорта на территорию земельных участков с кадастровыми номерами № возник в январе 2018 года, что следует из писем акционерного общества «Центр управления проектами» от ДД.ММ.ГГГГ, при этом, как было указано выше, изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения внесены не были.
Как следует из решения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о признании акционерного общества «Центр управления проектами» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства (предоставлено в судебном заседании представителем административного истца) дело о банкротстве данного общества было инициировано еще в августе 2017 года. В январе обществом были направлены письма о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения. С этого момента администрации Пермского муниципального района было известно о том, что идея размещения объектов спорта частной собственности на территории <адрес> не будет реализована, в связи с чем речь в данном случае может идти только о размещении объектов местного значения, что требует внесения изменений в документы территориального планирования, однако такие изменения не были внесены, но проект планировки территории вопреки этому был разработан.
Оспариваемым проектом планировки территории установлены красные линии в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59№, при этом вопрос о резервировании и изъятии этих участков не был решен при разработке проекта планировки, несмотря на то, что в отношении иных участков данный вопрос был решен непосредственно в проекте планировки. Данный вопрос не решен и в настоящее время. Решение этого вопроса еще только планируется, что следует из устных и письменных пояснений представителя администрации Пермского муниципального района (том 2 л.д. 73). Сведения о красных линиях не внесены в ЕГРН, что следует из ответа Управления Росреестра по Пермскому краю на обращение главы администрации Пермского муниципального района (том 2 л.д. 151-152), однако сами красные линии в настоящее время накладываются на участки административного истца, что следует из пояснений представителя административного ответчика (том 2 л.д. 73) и заключения кадастрового инженера (том 2 л.д. 169-178). Установление красных линий без решения вопроса о резервировании и изъятии земельных участков при условии, что административный ответчик не предусмотрел конкретное решение данного вопроса, безусловно нарушает права административного истца на использование принадлежащих ему земельных участков, образованных из участков с кадастровыми номерами №, в соответствии с их предназначением, при этом противоречит требованиям действующего законодательства.
Установление зоны планируемого размещения объектов спорта на территории, ранее входившей в состав земельных участков с кадастровыми номерами №:№, по существу, направлено на изменение территориального зонирования, что не входит в компетенцию администрации Пермского муниципального района. Оспариваемый проект планировки территории подменяет собой предусмотренную законодательством процедуру изменения границ территориальных зон, что является недопустимым. Доказательств того, что оспариваемый проект планировки, является реализацией документов территориального планирования - Генерального плана Култаевского сельского поселения и Правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения суду - не представлено. В связи с изложенным в данной части оспариваемый проект планировки также нарушает права административного истца на использование земельных участков в соответствии с их назначением, при этом проект планировки территории не соответствует нормативным правовым актам большей юридической силы (документам территориального планирования).
Более того, сохранение в проекте планировки территории зоны планируемого размещения объектов капитального строительства создает предпосылки для последующего изъятия земельных участков истца для муниципальных нужд, что также нарушает права административного истца при условии, что правовые основания для такого изъятия в документах территориального планирования не предусмотрены.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления, установлены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку принимает глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Формально данная процедура административным ответчиком соблюдена, вместе с тем, как было указано выше, проект планировки территории в оспариваемой части поменяет собой изменение территориального зонирования, что в компетенцию администрации Пермского муниципального района не входит, при этом противоречит документам территориального планирования. Указанное также свидетельствует о нарушении прав административного истца и не соответствии проекта планировки в оспариваемой части требованиям законодательства и документов территориального планирования, имеющим большую юридическую силу по сравнению с проектом планировки территории.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку судом установлено, что оспариваемый проект планировки противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, при этом положения проекта планировки в оспариваемой истцом части нарушают права истца как собственника земельных участков, исковые требования подлежат удовлетворению.
Так как оспариваемый проект планировки территории применялся и на основании этого нормативного правового акта реализовывались права граждан и организаций, суд, учитывая положения пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», считает возможным признать оспариваемые нормы не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в муниципальное газете «Нива» и на официальном сайте Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования индивидуального предпринимателя ФИО3 ФИО14 удовлетворить.
Постановление администрации Пермского муниципального района от 26 июля 2018 года № 390 Об утверждении проекта планировки территории по внесению изменений в документацию по планировке территории коттеджного поселка «Южный ветер» в с. Култаево Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в части утверждения проекта планировки территории в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в муниципальное газете «Нива» и на официальном сайте Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 21 августа 2020 года.
Судья: Подпись М.В. Казаков
Копия верна. Судья:
Подлинник подшит в административном деле № 2а-2133/2020 Пермского районного суда
УИД 59RS0008-01-2020-002475-54