ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2134/2018 от 17.04.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-2134/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 апреля 2018 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.

при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному иску администрации муниципального района «Читинский район» к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

администрация муниципального района «Читинский район» в лице представителя по доверенности Стародумовой Е.Г. обратилась в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Читы от 30.06.2016 года на администрацию муниципального района «Читинский район» возложена обязанность укомплектовать и обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района «Читинский район» в срок до 31.12.2016 года системой оповещения населения, средством регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, определителем номера звонящего абонента; прямыми каналами связи с ЕФДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; метеостанцией; приемниками; прибором радиационного контроля; источниками гарантированного электропитания; обеспечить исправное состояние системы оповещения руководящего состава; обеспечить оперативные дежурные смены ЕФДДС личным составом в количестве из расчета двух сотрудников ЕДДС в смене – оперативного дежурного и диспетчера. В настоящее время вышеназванное решение суда не исполнено только в части укомплектования штата ФЕДДС района. Несмотря на то, что решение суда в указанной части администрацией не было исполнено своевременно вследствие уважительных причин и не зависящих от воли учреждения обстоятельств, 01.03.2018 г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Читинский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Ссылаясь на уважительность причин своевременного не исполнения решения суда и отсутствие вины, административный истец просил суд освободить администрацию муниципального района «Читинский район» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 01.03.2018 года в рамках исполнительного производства -ИП.

Представитель административного истца администрации муниципального района «Читинский район» в судебное заседание не явился, от Максимовой О.В., действующей по доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители административных ответчиков Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2.4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство -ИП, возбужденное 19.01.2017 в отношении администрации муниципального района «Читинский район» на основании исполнительного документа, выданного на решение Центрального районного суда г. Читы по гражданскому делу № 2-4693/2016.

Предметом исполнения названного исполнительного производства является обязанность администрации муниципального района «Читинский район» укомплектовать и обеспечить единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района «Читинский район» в срок до 31.12.20165 года: системой оповещения населения, средством регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, определителем номера звонящего абонента; прямыми каналами связи с ЕФДДС соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов, объектами с массовым пребыванием людей; метеостанцией; приемниками; прибором радиационного контроля; источниками гарантированного электропитания; обеспечить исправное состояние системы оповещения руководящего состава; обеспечить оперативные дежурные смены ЕФДДС личным составом в количестве из расчета двух сотрудников ЕДДС в смене – оперативного дежурного и диспетчера.

Материалами дела также подтверждается, что 01.03.2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках названного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального района «Читинский район» исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Частью 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Как усматривается из содержания вышеназванного постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.

При этом факт неисполнения требований исполнительного документа административным истцом не оспаривался.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Установлено и не оспаривалось, что должником предпринимаются все возможные и необходимые меры, направленные на исполнение решения суда.

Так, для приведения ФЕДДС администрации муниципального района «Читинский район» в соответствии с установленными требованиями были закуплены, установлены и поставлены на учет: метеостанция, прибор Глонасс, система записи телефонных разговоров, определитель номера, прибор радиационного контроля, прибор гарантийного электропитания.

В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-р на территории муниципального района «Читинский район» в пгт. Атамановка, пгт. Новокручининский, СП. Смоленка, с. Лесной Городок установлены ВАУ (выносные акустические устройства), продолжается работа по оборудования системы оповещения других населенных пунктов.

При этом, обращают на себя доводы административного истца о том, что в соответствии с заключением о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ проекта бюджета на 2017 год, вынесенного на рассмотрение представительного органа муниципального района «Читинский район», затраты на заработные платы работников бюджетной сферы муниципального района превышают установленные Министерством финансов Забайкальского края лимиты, в связи с чем введение дополнительных ставок на основании вышеназванного решения суда в настоящее время не представляется возможным.

Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, ответчиками не представлено.

При наличии указанных выше объективно непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации муниципального района «Читинский район» в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального района «Читинский район» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 01.03.2018 года в рамках исполнительного производства -ИП в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.

Решение суда в окончательной форме принято 17 апреля 2018 года.

Судья Т.В. Лоншакова