ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2136/2021 от 26.01.2022 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

ДЕЛО № 2а-68/2022

УИД 92RS0004-01-2020-002423-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 января 2022 года город Севастополь

Резолютивная часть оглашена 17 января 2022 года.

Полный текст решения составлен 26 января 2022 года.

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Чан В.П.,

при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,

с участием представителя административного истца Пинчук О.В.,

представителя административного ответчика Орленко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-68/2022 по административному иску Крымской таможни к Ищенко Я.П. о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности начальника Крымской таможни обратился в суд с административным иском к Ищенко Я.П., в котором с учетом уточнений просил взыскать с административного ответчика таможенные платежи в размере <данные изъяты> рублей 29 копеек, пени в размере <данные изъяты> рубля 97 копеек. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Ищенко Я.П. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство – <данные изъяты>, государственный регистрационный знак . Таможенным постом срок временного ввоза указанного автомобиля был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В установленный таможенным органом срок Ищенко Я.П. автомобиль за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез. В таможенные органы государств-членов ЕАЭС для осуществления таможенного декларирования с целью выпуска в свободное обращение, либо с целью обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры транспортного средства <данные изъяты>», административный ответчик не обращался, и причитающиеся к уплате таможенные платежи, в связи с нахождением транспортного средства на таможенной территории ЕАЭС сверх установленных законодательством сроков, не оплачивал. В соответствии требованиями действующего законодательства Ищенко Я.П. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленный законом срок уведомление исполнено не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца Пинчук О.В. уточненные требования поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные содержанию административного искового заявления, просила их удовлетворить.

Административный ответчик Ищенко Я.П. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, с учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Представитель административного ответчика Орленко С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, просил в его удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск, заявил о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин <данные изъяты> Ищенко Я.П. ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

Срок временного ввоза указанного транспортного средства был определен до ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем срок временного автомобиля не продлевался.

Крымской таможней проведена таможенная проверка, составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту установлено, что гражданин <данные изъяты> Ищенко Я.П. не вывез временно ввезенное на таможенную территории ЕАЭС транспортное средство для личного пользования, сумма таможенных платежей, подлежащих уплате составила <данные изъяты> рублей 29 копеек и пеня в размере <данные изъяты> рубля 03 копейки.

Согласно уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ следует, что срок исполнения обязанности таможенных пошлин наступил ДД.ММ.ГГГГ, пени за просрочку уплаты таможенных платежей начислены начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени таможенные платежи административным ответчиком не оплачены.

В соответствии со статьей 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее также - Закон о таможенном регулировании) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (часть 1).

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 названного Федерального закона (часть 2).

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 упомянутого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 названного федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 12 мая 2016 года № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что предусмотренный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.

Направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В пункте 5 статьи 348 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) (действовавшим на момент возникновения указанных правоотношений), указано, что принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей (статья 350) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с настоящим Кодексом.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 91 ТК ТС законодатель прямо исключил право таможенных органов на взыскание таможенных пошлин, налогов по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов.

По смыслу приведенных нормативных положений, трехлетний срок для взыскания таможенных платежей, пеней является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что таможенным органом пропущен пресекательный срок установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании и пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей истек 25 апреля 2015 года.

Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами законодательно закрепленного пресекательного трехлетнего срока.

Направление уведомления является составной частью процедуры принудительного взыскания таможенных платежей и пени.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взысканию таможенных пошлин и пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате указанных пошлин и с этого момента не подлежат начислению.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Крымской таможни к Ищенко Я.П. о взыскании таможенных платежей и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.П. Чан