Дело № 2а-2137/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года гор. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым
в составе: председательствующего судьи – Захаровой Е.П.
при секретаре – Бурлуке О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Керчи Республики Крым о признании постановления незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия
установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации города Керчи Республики Крым о признании постановления незаконным, мотивировала требования тем, что решением 21 сессии Керченского городского совета 6 созыва от 30.05.2012 г. ей была разрешена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес> в <адрес>; указанное решение не отменено, не изменено, не исполнено, и в соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК является основанием для завершения оформления прав на земельный участок в порядке, установленном региональным законодательством Республики Крым. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, которым установлен перечень необходимых для завершения оформления прав на земельный участок мероприятий, которые административным истцом были выполнены: 30 ноября 2015 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение № 90-02/2015-424745 о постановке земельного участка по <адрес> в <адрес> на кадастровый учет с внесением сведений о границах с присвоением земельному участку кадастрового номера №; ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Керчи по результатам рассмотрения заявления ФИО1 было принято постановление №-п «Об установлении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>»; 24 марта 2016 г. Администрацией г. Керчи было принято постановление № 634/1-п о внесении изменений в п. 1 постановления № 205/1-п от 08 февраля 2016 г. в части уточнения адреса, кадастрового номера и площади земельного участка. 21 апреля 2016 г. административный истец ФИО1 обратилась в Администрацию г. Керчи с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка по ул. Зуева, 7 в г. Керчи, на которое 23 мая 2016 г. ей был дан ответ о необходимости устранения выявленных разночтений для рассмотрения вопроса по существу. После обращения 20 июля 2016 г. в Администрацию г. Керчи и 20 сентября 2016 г. в прокуратуру г. Керчи с жалобами на бездействие Администрации г. Керчи, 14 октября 2016 г. Администрацией г. Керчи было принято постановление о внесении изменений в п. 1 постановления № 205/1-п от 08 февраля 2018 г. относительно адреса земельного участка. В ноябре 2016 г. ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации г. Керчи незаконным, решением Керченского городского суда от 10 марта 2017 г. по делу № 2а-206/2017 исковые требования ФИО1 были удовлетворены частично, в части признания незаконным бездействия Администрации г. Керчи по рассмотрению заявлений, в части возложения на Администрацию г. Керчи обязанности выполнить определенные действия отказано. Решение вступило в законную силу 17 апреля 2017 г., однако после вопрос о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка разрешен не был, поскольку Распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 г. № 180-рг действия отдельных пунктов Постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313 было приостановлено до 01 июня 2018 г., вследствие чего административный истец была лишена возможности закончить оформление права пользования земельным участком до указанной даты. 01 июня 2018 г. срок приостановления действия отдельных пунктов Постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014г. № 313 истек, однако, после этого административный ответчик требования судебного акта добровольно не исполнил, в связи с чем административным истцом был получен исполнительный лист, выданный на основании судебного решения от 10 марта 2017 г. по делу № 2а-206/2017, который 24 апреля 2019 г. был передан на принудительное исполнение в Отдел судебных приставов по г. Керчи УФССП России по Республике Крым, постановлением судебного пристава-исполнителя от 07 мая 2019 г. на основании исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство №-ИП. Только 08 октября 2019 г. истцу ФИО1 из сообщения судебного пристава-исполнителя стало известно о том, что исполнительное производство № 20957/19/82012-ИП окончено 07 июня 2019 г. по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно, в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, которым является принятие 20 мая 2019 г. административным ответчиком Администрацией города Керчи постановления № 954/1-п об отказе в предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка. Из указанного постановления следует, что административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано в связи с истечением срока действия решения, являющегося основанием для такого предоставления. Административный истец указала о том, что административный ответчик Администрация г. Керчи, по ее мнению, принял необоснованное и незаконное решение, которые препятствуют выполнению прямых предписаний законодательства, проигнорировав отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка.
На основании изложенного, административный истец ФИО1 просит восстановить ей срок обжалования постановления Администрации г. Керчи от 20 мая 2019 г. № 954/1-п, признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Керчи от 20 мая 2019 г. № 954/1-п об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок ФИО1 земельного участка площадью 600 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, обязать Администрацию <адрес> принять в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 13 Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления права на земельные участки на территории Республики Крым» постановление о предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно, без проведения торгов, земельного участка площадью 600 кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов и видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, код 2.1.
В судебное заседание стороны не явились, от представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные пояснения по заявленным требованиям, в которых указал о том, что указанное в обжалуемом решении Администрации основание для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка «в связи с истечением срока действия решения, являющегося основанием для такого предоставление» не предусмотрено исчерпывающим перечнем оснований для предоставления земельного участка, установленного Законом Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК, Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313. Заявленные требования просит удовлетворить.
От представителя административного ответчика Администрации г. Керчи поступили письменные возражения на заявленные требования ФИО1, с которыми представитель административного ответчика не согласен. Указал о том, что оспариваемое постановление принято Администрацией г. Керчи в пределах полномочий, явилось результатом оказания ФИО1 муниципальной услуги по заявлению от 05.06.2018 г., также принято во исполнение решения Керченского городского суда от 17 апреля 2017 г. по делу № 2а-206/2017. Одновременно сослался на то, что 28 сентября 2018 г. Администрацией города Керчи был направлен запрос в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о разъяснении вопроса о сроке действия решения Керченского городского совета 21 сессии 3 созыва от 30 мая2012 г., из ответа на запрос от 15.11.2018 г. № О-5/2804/2 следует, что срок действия указанного решения истек. Ссылаясь на указанные обстоятельства, также на положения подп. 1 ст. 6 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК, п. 1 ст. 29.16 Земельного кодекса РФ, представитель административного ответчика просил в удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Керченского городского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, по адресу <адрес> (л.д. 6). Пунктом 3 указанного решения на ФИО1 возложена обязанность разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка предоставить городскому совету в срок до 30 мая 2014 г.
ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, претендуя на получение земельного участка в собственность, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 13 Закона 38-ЗРК, обратилась в адрес Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес>. При этом, 30 ноября 2015 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было принято решение № о постановке земельного участка по <адрес> в <адрес> на кадастровый учет с внесением сведений о границах с присвоением земельному участку кадастрового номера №, в подтверждение чего истцом предоставлен кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 7).
08 февраля 2016 г. Администрацией г. Керчи по результатам рассмотрения заявления ФИО1 было принято постановление № 205/1-п «Об установлении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д. 8); 24 марта 2016 г. Администрацией г. Керчи было принято постановление № 634/1-п о внесении изменений в п. 1 постановления № 205/1-п от 08 февраля 2016 г. в части уточнения адреса, кадастрового номера и площади земельного участка (л.д. 9).
21 апреля 2016 г. административный истец ФИО1 обратилась в Администрацию г. Керчи с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес>, на которое 23 мая 2016 г. ей был дан ответ о необходимости устранения выявленных разночтений для рассмотрения вопроса по существу. После обращения 20 июля 2016 г. в Администрацию г. Керчи и 20 сентября 2016 г. в прокуратуру г. Керчи с жалобами на бездействие Администрации г. Керчи, 14 октября 2016 г. Администрацией г. Керчи было принято постановление о внесении изменений в п. 1 постановления № 205/1-п от 08 февраля 2018 г. относительно адреса земельного участка.
В ноябре 2016 г. ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации г. Керчи незаконным, решением Керченского городского суда от 10 марта 2017 г. по делу № 2а-206/2017 исковые требования ФИО1 были удовлетворены частично, на Администрацию города Керчи Республики крым была возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО1 от 21 января 2016 г. «Об установлении категории земель и вида разрешенного использования земельного участка», от 21 апреля 2016 г. «О предоставлении земельного участка в собственность» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В части удовлетворения требований о возложении на Администрацию г. Керчи обязанности выполнить определенные действия отказано.
Решение вступило в законную силу 17 апреля 2017 г., 24 апреля 2019 г. административным истцом был получен исполнительный лист, выданный на основании судебного решения от 10 марта 2017 г. по делу № 2а-206/2017, который 24 апреля 2019 г. был передан на принудительное исполнение в Отдел судебных приставов по г. Керчи УФССП России по Республике Крым.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 07 мая 2019 г. на основании исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 25).
Из содержания административного искового заявления следует, что только 08 октября 2019 г. административному истцу ФИО1 из сообщения судебного пристава-исполнителя стало известно о том, что исполнительное производство №-ИП окончено 07 июня 2019 г. по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 47 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно, в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, которым является принятие 20 мая 2019 г. административным ответчиком Администрацией города Керчи постановления № 954/1-п об отказе в предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка.
Указанные доводы административного истца подтверждаются копией сообщения начальника Отдела судебных приставов по г. Керчи УФССП России по Республике Крым от 08 октября 2019 г., адресованного ФИО1, с указанием сведений о поступлении 20.05.2019 г. в ОСП по г. Керчи ответа на постановление о возбуждении исполнительного производства с подтверждением информации об исполнении решения суда по делу № путем рассмотрения заявления ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес> (л.д. 20 оборот), предоставленной копией заявления ФИО1, адресованного начальнику Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой об ознакомлении представителя ФИО1 с материалами исполнительного производства №-ИП – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
С учетом изложенного, а также отсутствия в материалах дела доказательств того, что об окончании исполнительного производства №-ИП и о вынесении постановления Администрации <адрес> от 20 мая 2019 г. № 954/1-п ФИО1 было известно ранее, чем из сообщения от 08.10.2019 г., того, что с рассматриваемым административным исковым заявленим ФИО1 обратилась в суд 11 ноября 2019 г., суд полагает необходимым восстановить административному истцу срок на обжалование постановления Администрации г. Керчи от 20 мая 2019 г. № 954/1-п, как пропущенный по уважительной причине.
Из обжалуемого постановления Администрации г. Керчи от 20 мая 2019 г. № 954/1-п следует, что административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано в связи с утратой силы решения 21 сессии Керченского совета 6 созыва от 30 мая 2012 г. «О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО1, для строительства, обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес> в <адрес>», являющегося основанием для такого предоставления.
Суд не соглашается с выводами Администрации г. Керчи, изложенными в обжалуемом постановлении, на основании следующего.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного N 6-ФКЗ установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В пп. «б» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), ст. 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В ст. 13 Закона № 38-ЗРК закреплено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (ч. 1). Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч. 5).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с п. 4 Порядка № 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с п. 5 Порядка № 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в п. п. 6, 7 Порядка № 313.
Процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка изложена в п. п. 9-11 Порядка № 313, согласно которых уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Органы, указанные в п. 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с п. 9 настоящего Порядка (п. 10).
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Указанный перечень является исчерпывающим, при этом такое основание, как утрата силы решения органа местного самоуправления о разрешении разработки проекта землеустройства, указанным перечнем не предусмотрено.
На момент принятия решения от 30 мая 2012 г. порядок предоставления земельных участков в собственность граждан на территории Крыма был установлен законодательством Украины.
Так, п. «б» ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее – ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.
Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.
В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие месторасположения объекта требованиями законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Таким образом, решение органа местного самоуправления от 30 мая 2012 г. о выдаче истцу разрешения на разработку проекта отвода земельного участка в полной мере соответствует требованиям, изложенным в Законе № 38-ЗРК, поскольку положения указанного Закона не содержат иных требований к решению органа местного самоуправления, необходимого для завершения оформления права на земельные участке, кроме указания на орган, принявший данное решение, указания на дату принятия решения (до 21 марта 2014 г.), и срок действия такого решения – на дату 21 марта 2014 г.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.06.2015 г. по завершению оформления прав на земельные участки на территории Крым, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих разрешений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, а также по отводу земельного участка, принятых в период с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014 г.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и подтвержденной им в ряде других решений, изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. При этом недопустимо придание обратной силы нормам и правилам, ухудшающим правовое положение лиц.
В настоящем случае правоотношения между истцом и государством возникли 30 мая 2012 года, носят длящийся характер. При этом в процессе изготовления истцом проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятия решения по вопросу установления вида разрешенного использования земельного участка ее право на получение в собственность земельного участка государством в лице его органов и их должностных лиц не оспаривалось.
Одновременно, полагает необходимым указать на несостоятельность возражений административного ответчика в части указания на получение из Министерства имущественных и земельных отношений от 15.11.2018 г. № О-5/2804/2 ответа с разъяснением об истечении срока действия решения Керченского городского совета 21 сессии 3 созыва от 30 мая2012 г., поскольку указанное письмо не является нормативным актом, содержит субъективную оценку решения муниципального органа.
С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, о незаконности принятого Администрацией г. Керчи от 20 мая 2019 г. № 954/1-п об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 09 апреля 2019 г. по делу № 2а-749/2019 признано незаконным и отменено постановление Администрации г. Керчи Республики Крым от 30 ноября 2018 г. № 2910/1-п об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, принятое по аналогичным основаниям – в связи с истечением срока действия решения 21 сессии Керченского совета 6 созыва от 30 мая 2012 г. «О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка ФИО1, для строительства, обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес> в <адрес>», являющегося основанием для такого предоставления. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по данному делу решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, резолютивная часть решения дополнена указанием на повторное рассмотрение заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 90:19:010108:415, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу судебным актом на Администрацию г. Керчи возложена обязанность повторного рассмотрения заявления Оногда о предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> в <адрес>, которая обращалась за таким предоставлением по тем же основаниям - в порядке завершения оформления прав на земельный участок, требования ФИО1 о возложении на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанности принять в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 13 Постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2013 г. № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления права на земельные участки на территории Республики Крым» постановление о предоставлении ей в собственность бесплатно, без проведения торгов, земельного участка по <адрес> в <адрес>, не подлежат удовлетворению судом.
Порядок распределения судебных расходов между сторонами определен ст. 111 КАС РФ, согласно ч. 1 которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца ФИО1 понесенные затраты на оплату госпошлины в сумме 300,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 176-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Керчи Республики Крым о признании постановления незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1 пропущенный процессуальный срок обжалования постановления Администрации г. Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-п об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Керчи Республики Крым от 20 мая 2019 г. № 954/1-п об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на Администрацию города Керчи Республики Крым обязанности принять в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 13 Постановления Совета Министров Республики Крым от 02.09.2013 г. № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления права на земельные участки на территории Республики Крым» постановление о предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно, без проведения торгов, земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый №, расположенного по адресу <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов и видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, код 2.1 – отказать.
Взыскать с Администрации города Керчи Республики Крым в пользу ФИО1 затраты на оплату госпошлины в сумме 300,00 руб. (триста руб. 00 коп.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Захарова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2019 г.
Судья Захарова Е.П.