ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2138/19КОПИ от 17.05.2019 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-2138/2019 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 17 мая 2019 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Зерновой Е.Н..

при секретаре – Ступень М.В.

с участием представителя административного истца Темерова Н.А., действующего по доверенности от 07.12.2018, сроком по 31.12.2019,

представителя административного ответчика, заинтересованного лица Тишкиной О.П., действующей на основании доверенностей от 14.03.2019, 25.04.2019,

представителя заинтересованного лица Петровой О.Н., действующей по доверенности от 09.01.2019, сроком один год,

представителя заинтересованного лица Сидорова М.С., действующего по доверенности от 27.08.2018, сроком один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска к Территориальному отделу Агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному району г. Красноярска, Федеральной налоговой службе Российской Федерации об оспаривании действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений от 28.03.2019), в котором просит признать незаконным бездействие Территориального отдела Агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному району г. Красноярска, выразившееся в не предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска на бумажном носителе за период, начиная с 01.10.2018 по настоящее время.

Мотивирует требования тем, что в нарушение требований, предусмотренных ч.4 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органом записи актов гражданского состояния - Территориальным отделом Агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному району г. Красноярска в военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска не были представлены сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния за октябрь 2018 года. В связи с не поступлением указанных выше сведений, административный истец в адрес административного ответчика с запросом о предоставлении информации, предусмотренной вышеназванным Законом, в целях исполнения законодательства в области воинского учета. 29.10.2018 г. за исх. №44-9596 административный ответчик направил ответ, согласно которому до утверждения Правительством Российской Федерации Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС правовые основания предоставления указанных сведений, органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе, отсутствуют.

По мнению истца, бездействие административного ответчика, нарушают права административного истца, а именно право на надлежащее выполнение возложенных на военный комиссариат задач, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». Отсутствие актуальных сведений на граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять, приводит к снижению боевой готовности воинских частей и подразделений, создаются предпосылки для причинения ущерба Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ выплатой пенсии умершему, а в случае направления административным истцом повестки умершему гражданину подрывается авторитет Министерства обороны РФ и может повлечь негативные последствия в средствах массовой информации. Кроме того, Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с 1 октября 2018 года дополнен, в частности статьей 13.2, регламентирующей предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей гражданского состояния (далее ЕГР ЗАГС). Частью 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений ст.13.2 Закона №143-Ф3, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, осуществляется поэтапно. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к ЕГР ЗАГС предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1030 «Об утверждении Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации....» сведения о государственной регистрации смерти передаются органом записи актов гражданского состояния по месту своего нахождения в военные комиссариаты - в течение 14 дней после дня государственной регистрации смерти. Данное постановление на момент возникновения спора и подачи административного иска в суд являлось действующим.

Анализ всех вышеприведенных норм Закона в их совокупности и взаимосвязи указывает, что на основании Федерального законодательства на органе записи актов гражданского состояния - Территориальном отделе Агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному району г. Красноярска лежит обязанность сообщать в двухнедельный срок соответствующие сведения в военный комиссариат на бумажном носителе и, до настоящего времени указанную обязанность с административного ответчика никто не снимал. В случае неисполнения руководителем органа записи актов гражданского состояния данной обязанности его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ.

Определением суда от 28.03.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная налоговая служба РФ.

Представитель административного истца Темеров Н.А. (полномочия проверены) заявленные уточненные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края территориальный отдел по Центральному району г. Красноярска; заинтересованного лица - Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края Тишкина О.П. (полномочия проверены), возражала против иска, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. До 01.10.2018 года порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния был закреплен статьей 12 Федерального закона 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В развитие положений статьи 12 Закона № 143-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1030 были утверждены Правила передачи органами ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения и смерти, которыми было предусмотрено, что сведения о государственной регистрации смерти передаются органом ЗАГС по месту своего нахождения в военные комиссариаты в течение 14 дней после государственной регистрации смерти в порядке, определенном соглашением об информационном взаимодействии, заключенном между органом ЗАГС и получателем сведений. На основании вышеназванных положений нормативных правовых актов между агентством записи актов гражданского состояния Красноярского края, и Военным комиссариатом Красноярского края было заключено Соглашение от 27.01.2014 года о предоставлении сведений.

Положениями части 2 статьи 4, пункта 8 статьи 12 Федерального Закона от 23.06.2016 № 219-ФЗ статья 12 Закона №143-ФЗ, на основании которой заключалось Соглашение признана утратившей силу с 01.10.2018 года, в связи с чем Агентство письмом №А/01-08-0743 от 23.10.2018 уведомило Военный комиссариат Красноярского края о прекращении действия Соглашения о предоставлении сведений. Согласно положениям подпункта «б» пункта 9 Закона № 219-ФЗ порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния после 01.10.2018 года регулируется статьей 13.2 Закона № 143-ФЗ. В силу положений пункта 13 статьи 3 Закона №219-ФЗ, установление Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, до настоящего времени вышеназванный новый порядок Правительством Российской Федерации не утвержден. В адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации поступило письмо Министерства юстиции Российской Федерации, от 20.11.2018 года № 12/151469-ДН о том, что органы ЗАГС не имеют полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе на бумажных носителях, в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований и технических возможностей. Органам, имеющим право на получение сведений из ЕГР ЗАГС рекомендовано обращаться в Минфин России за получением разъяснений о возможных действиях для получения сведений в сложившейся ситуации. До урегулирования данного вопроса предоставление непосредственно органами ЗАГС сведений из ЕГР является нарушением действующего законодательства. 26 ноября 2018 года указанный вопрос рассматривался на совещании у заместителя Министра юстиции Российской Федерации Д.В. Новака, на которое были приглашены представители органов, имеющих право на получение сведений из ЕГР ЗАГС, в том числе и представители Министерства обороны России. Согласно пункту 2 раздела II Протокола указанного совещания органы ЗАГС не имеют полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе на бумажных носителях, в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований и технических возможностей. В пункте 4 раздела II Протокола указано на необходимость разработки Минфином России, осуществляющим разработку нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы формирования и ведения ЕГР, проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего порядок предоставления органами ЗАГС сведений в военные комиссариаты на бумажных носителях, предусмотренный подпунктом 1 пункта 13 статьи 3 Закона № 219-ФЗ.

15.01.2019 (вх. №А/01-08-9) от Военного комиссариата Красноярского края в Агентство поступил проект соглашения с военным комиссариатом Красноярского края о предоставлении сведений органами ЗАГС. В связи с недостаточностью нормативного регулирования в данном вопросе и отсутствием соответствующего порядка передачи сведений, принятие которого отнесено исключительно к компетенции Правительства РФ, Агентство обратилось к первому заместителю Губернатора Красноярского края - руководителю Администрации Губернатора Красноярского края Пономаренко С.А. с просьбой рассмотреть возможность заключения Соглашения об информационном взаимодействии. Из ответа заместителя руководителя Администрации Губернатора края - начальника правового управления Губернатора края Пешковой О.А. следует, что осуществление Агентством передачи на бумажном носителе сведений о государственной регистрации смерти, перемены имени в военный комиссариат Красноярского края, а равно заключение Соглашения, будет осуществлено в отсутствие достаточных правовых оснований и в нарушение требований, предъявляемых к предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предусмотренных в статье 13.2 Федерального закона №143-Ф3.

На основании вышеизложенного, до принятия Правительством Российской Федерации проекта постановления «О порядке предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия» у Агентства отсутствуют правовые основания для подписания Соглашения о предоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния военному комиссариату Красноярского края. В связи с чем, действия территориального отдела Агентства по Центральному району г. Красноярска по непредставлению в адрес Военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярск сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, после 01.10.2018 года обоснованы и соответствуют положениям действующего законодательства.

Представитель административного ответчика ФНС России в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, ходатайств не представил.

Представитель заинтересованного лица МИФНС России №23 по Красноярскому краю Сидоров М.С. (полномочия проверены), согласился с позицией административного истца, по основаниям, изложенным в письменных пояснениях по делу. При этом полагал, что привлечение к участию в настоящем споре в качестве административных ответчиков налоговых органов, необоснованно. В соответствии с п. 8 ст. 13.1 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» оператором федеральной информационной системы ЕГР ЗАГС, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - Оператор). Согласно п. 9 указанной статьи Оператор федеральной информационной системы осуществляет в частности создание, эксплуатацию, защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, предоставление сведений, содержащихся в ЕГР ЗАГС, в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, включаемых в ЕГР ЗАГС, предусмотрен в п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 143-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 27.06.2018 N 738 утверждены «Правила ведения ЕГР ЗАГС», включая порядок обеспечения Оператором доступа к нему. Пунктом 1 Правил утвержден перечень лиц, имеющих доступ к нему, в том числе органы ЗАГС. Органы военкомата в указанном перечне отсутствуют. Предоставление указанных в пунктах 1 и 2 ст. 13.2 сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы (п. 5 ст. 13.2). Доступ к ведению ЕГР ЗАГС предоставляется работникам уполномоченных органов после прохождения ими процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в федеральной информационной системе в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ и Федеральной налоговой службой (п. 19). В соответствии с подп. 1 и. 13 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» в отношении реализации положений подпункта "б” п. 9 ст. 1 настоящего Федерального закона (вводящего ст. 13.2 в Федеральный закон N 143-ФЗ), предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, предусмотренных Федеральным законом N 143-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется поэтапно после обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к указанной системе. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством РФ. Таким образом, правовая неопределенность в отношении лиц. уполномоченных представлять сведения о записях актов гражданского состояния военным комиссариатам, отсутствует; в настоящее время сведения о записях актов гражданского состояния военными комиссариатами запрашиваются непосредственно у органов записи актов гражданского состояния на бумажном носителе. В дальнейшем, по мере обеспечения Военным комиссариатом Советского и Центрального районов г. Красноярска технических возможностей для получения доступа и использования данных ЕГР ЗАГС, предоставления определенным работникам военных комиссариатов доступа к ведению ЕГР ЗАГС, прохождения процедуры регистрации военный комиссариат сможет реализовать право на доступ к системам межведомственного электронного взаимодействия и получать сведения в электронной форме по установленным заявлениям. До указанного момента в полной мере подлежит применению подп. 1 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ - сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, предоставляются военным комиссариатам только органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе.

Представитель заинтересованного лица ФКУ Военный комиссариат Красноярского края Петрова О.Н. (полномочия проверены) полагала заявленные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление Военного комиссариата Советского и Центральных районов г. Красноярска, которые аналогичны по содержанию административному исковому заявлению.

Заинтересованное лицо руководитель отдела агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному району г. Красноярска Буланцева Е.Л. о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представила.

В силу ст.ст.150-152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Заслушав представителей сторон, заинтересованных лиц, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования истца подлежащие удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с гл. 22 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 КС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 1 статьи 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуя бездействие административного ответчика, выразившиеся в не предоставлении сведений о регистрации актов гражданского состояния с 01.10.2018, Военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 24.12.2018, следовательно, истцом не пропущен установленный частью 1 статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с требованием об оспаривании длящихся действий (бездействие) ответчика.

Федеральным законом от 23 июня 2016г. № 219-ФЗ Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с 1 октября 2018г. дополнен в частности статьей 13.2 регламентирующей предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей гражданского состояния (далее ЕГР ЗАГС).

В соответствии с пп. 2, 5 ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния», сведения о государственной регистрации смерти, о государственной регистрации перемены имени, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о перемене имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются … федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны (его территориальным органам)…

Предоставление указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы (п. 5 ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Порядок предоставления указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния»)

Подпунктом 1 пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 года №219-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений ст. 13.2 Закона № 143-ФЗ, предусмотрено, что в отношении реализации положений подпункта "б" пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:

1) переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предусмотренных Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции настоящего Федерального закона), в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется поэтапно после обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к указанной системе. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 27.01.2014 между Военным комиссариатом Красноярского края и агентством записи актов гражданского состояния Красноярского края было подписано соглашение о предоставлении органами ЗАГС в военный комиссариат Красноярского края сведений: о государственной регистрации смерти граждан, начиная с 17 лет, в том числе женского пола; о государственной регистрации перемены имени, включая в себя фамилию, имя отчество граждан, внесение изменений (касающихся фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) в отношении граждан мужского пола в возрасте с 17 до 60 лет, состоящих на воинском учете или не состоявших, но обязанных состоять на воинском учете, лиц женского пола в возрасте от 20 до 50 лет, имеющих в паспорте отметку «военнообязанный».

26.10.2018 Военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска направил в адрес руководителя территориального отдела Агентства ЗАГС по Центральному району г. Красноярска запрос о предоставлении информации, указанной в соглашении от 27.01.2014 за период с 01.10.2018.

В ответ на обращение, административным ответчиком, со ссылкой на Федеральный закон от 23 июня 2016г. № 219-ФЗ был дан ответ от 29.10.2018 о том, что до утверждения Правительством Российской Федерации Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащимися в ЕРР ЗАГС, органами ЗАГС на бумажном носителе, правовые основания предоставления указанных сведений отсутствует.

В ответ на обращение военного комиссара по Красноярскому краю по факту не предоставления органами ЗАГС сведений, прокуратурой Красноярского края была проведена проверка, по результатам которой 17.12.2018 комиссару был направлен ответ о несоответствии действующему законодательству предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния из федеральной информационной системы ведения ЕГР ЗАГС по заключенному 27.01.2014 соглашению.

20.11.2018 Министерством юстиции России в адрес высших должностных лиц субъектов РФ направлено письмо с разъяснением предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, установленных Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в связи с введением ст. 13.2, в котором указано об отсутствии полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений, в том числе на бумажном носителе, из-за отсутствия соответствующих правовых оснований и технических возможностей.

Из протокола совещания у заместителя Министра юстиции России Д.В. Новака следует, что имеется необходимость разработки Минфином России проекта нормативного правового акта правительства РФ, утверждающего порядок предоставления органами ЗАГС сведений в военные комиссариаты муниципальных образований на бумажном носителе, предусмотренный пп.1 п. 13 ст. 3 ФЗ от 23.06.2016 №219-ФЗ. При этом как было отмечено не является нарушением действующего законодательства предоставление сведений органами ЗАГС военным комиссариатам муниципальных образований на бумажном носителе. Срок разработки проекта до 29.12.2018 (п.п. 2, 4 раздела II, п. раздела III протокола).

Правовое управление Губернатора Красноярского края, рассмотрев письмо от 15.01.2019 руководителя агентства ЗАГС Красноярского края об оценке возможности заключения соглашения между агентством ЗАГС и военным комиссариатом соглашения о предоставлении сведений, указало об отсутствие достаточных правовых оснований и нарушении требований, предусмотренных ст. 13.2 Федерального закона №143-ФЗ.

На момент рассмотрения дела нормативно-правовой акт правительства РФ, регламентирующий порядок предоставления на бумажном носителе органами ЗАГС сведений в военные комиссариаты муниципальных образований не утвержден.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), военным комиссариатам в целях осуществления воинского учета и обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности предоставлены полномочия по направлению запросов о представлении сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете для занесения в документы воинского учета. Этой же нормой на руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций возложена обязанность по представлению в двухнедельный срок запрашиваемых военным комиссариатом сведений.

Кроме того, на органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Положения указанных выше норм федерального законодательства раскрываются, в частности, в пп. "г" п. 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (Приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663), согласно которому военный комиссариат до 15 марта (15 сентября) запрашивает на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, от органов записи актов гражданского состояния сведения о перемене ими фамилии, имени, отчества, а также сведения об умерших в текущем году.

Федеральным законом от 23 июня 2016г. № 219-ФЗ Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с 1 октября 2018г. дополнен в частности статьей 13.2 регламентирующей предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей гражданского состояния (далее ЕГР ЗАГС).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1746 "Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлен порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния физическому лицу.

В п. 1 ч. 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений ст. 13.2 Закона № 143-ФЗ, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, до обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ предусмотрены сроки вступления в силу положений данного закона, а именно отдельные пункты статей 1 и 2 с 1 октября 2018 года, с 1 января 2021г., с 1 января 2019 года, а сроки вступления в силу статьи 3 конкретной датой не определены.

Поскольку в данной статье в п. 1 ч. 13 ст. 3 законодателем определен поэтапный переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений содержащихся в ЕГР ЗАГС и до обеспечения указанного доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление сведений осуществляется органами ЗАГС на бумажном носителе.

В настоящий момент военные комиссариаты доступом в ЕГР ЗАГС не обеспечены, в связи с чем, иного способа получения сведений, чем на бумажном носителе, у военного комиссариата не существует.

Таким образом анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что военный комиссариат уполномочен в соответствии с действующим законодательством запрашивать указанные сведения у органов записи актов гражданского состояния. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе.

Отсутствие на момент спорных отношений порядка, установленного Правительством РФ, не свидетельствует о законности бездействия административного ответчика, поскольку совокупность вышеприведенных норм указывает, что после 01.10.2018 и до обеспечения доступа административного истца к ЕГР ЗАГС, сведения о записях актов гражданского состояния военными комиссариатами запрашиваются непосредственно у органов записи актов гражданского состояния на бумажном носителе, а до указанного момента в полной мере подлежит применению подп. 1 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ.

В дальнейшем, по мере обеспечения Военным комиссариатом Советского и Центрального районов г. Красноярска технических возможностей для получения доступа и использования данных ЕГР ЗАГС, предоставления определенным работникам военных комиссариатов доступа к ведению ЕГР ЗАГС, прохождения процедуры регистрации военный комиссариат сможет реализовать право на доступ к системам межведомственного электронного взаимодействия и получать сведения в электронной форме по установленным заявлениям.

Помимо прочего обязанность органов записи актов гражданского состояния по предоставлению спорных сведений предусмотрена, действующими нормами ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

При этом административный ответчик, руководствуясь письмами и указаниями Министерства юстиции России, Администрации Губернатора Красноярского края не учел, что данные указания противоречат как положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так и смыслу Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.

Также суд принимает во внимание, что сведения, запрашиваемые в органах ЗАГС, являются необходимыми для административного истца при проведении мероприятий, завязанных с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной службы; при осуществлении приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации; при пенсионном обеспечении военнослужащих.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку административным ответчиком допущено бнарушение положений ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", подп. 1 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ, при этом бездействие административного ответчика, выразившиеся в не предоставлении сведений государственной регистрации актов гражданского состояния в отношении лиц, подлежащих воинскому учету, приводит к снижению боевой готовности, причинении ущерба и иным негативным последствиям, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления военного комиссариата Советского и Центрального районов г. Красноярска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие территориального Агентства ЗАГС Красноярского края по Центральному району г. Красноярска, выразившееся в непредставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния в военный комиссариат Советского и Центрального районов г. Красноярска на бумажном носителе с 01 октября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) Е.Н. Зернова

Решение принято в окончательной форме 30 мая 2019 года.

Копия верна

Судья Е.Н. Зернова