Дело № 2а-2138/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.,
при секретаре Болоткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту Смоленской области по образованию и науке об оспаривании решения,
установил:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее – БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности») обратился в суд с административным иском к Департаменту Смоленской области по образованию и науке о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, выразившегося в препятствовании реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
Административный истец БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности», извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Департамент Смоленской области по образованию и науке, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив письменные возражения, в которых просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав на законность и обоснованность принятого решения (л.д. 46-48).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие названных участников процесса (их представителей), извещенных о дате и месте рассмотрения заявления надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 17.2, ст. 18 Федерального закона № 135-ФЗ от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц - участников благотворительной деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ № 2039-р от 25 сентября 2017 года утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, положения которой рекомендовано учитывать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере повышения финансовой грамотности.
По итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 27 декабря 2018 года, Президентом РФ 16 января 2019 года утвержден перечень поручений, согласно которому Правительство РФ должно рассмотреть предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г. Москве 3-5 декабря 2018 года.
Положениями п. 25 названных предложений предусмотрена организация с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работы по проведению профориентационных мероприятий и обеспечение реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В соответствии с п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1425 от 28 ноября 2018 года, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, которое в числе прочего должно содержать перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных п.1 ст.2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. В случае принятия предложения орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию об условиях осуществления добровольческой деятельности. Взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и (или) организаций с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией осуществляется на основании соглашения о взаимодействии (далее - соглашение), за исключением случаев, определенных сторонами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ БРМОД «Уроки финансовой и юридической грамотности» в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направило в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке обращение №, в котором указало, что в честь годовщины Победы в Великой Отечественной войне проводит на цифровой платформе УРФИНГРАМ благотворительное просветительское мероприятие в форме вебинара «Военный заем 1942-1945», в связи с чем просил направить на адрес организатора добровольческой деятельности порядок взаимодействия, утвержденный Департаментом в целях взаимодействия с организатором добровольческой деятельности, добровольческой организацией и проект Соглашения о взаимодействии (л.д. 7-12).
Письмом административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ Благотворительному региональному молодежному общественному движению «Уроки финансовой и юридической грамотности» сообщено о том, что информация о цифровой платформе УРФИНГРАМ и благотворительном просветительском мероприятии «Военный заем 1942-1945» направлена в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области, осуществляющих управление в сфере образования для рассмотрения возможности участия в названном интерактивном мероприятии (л.д. 14).
На основании п. «ж» ч.1 ст.1 Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление последними принадлежащих им полномочий.
Постановление Правительства РФ № 1425 от 28 ноября 2018 года предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от добровольческой организации или отказывать в принятии данных предложений. При этом сама добровольческая организация вправе самостоятельно направлять подведомственным государственным органам учреждениям и организациям предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Указанное выше обращение административного истца рассмотрено Департаментом Смоленской области по образованию и науке в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года, на который имеются ссылки в этих обращениях, а направленный административным ответчиком в адрес общественного движения ответ, согласно которому информация о цифровой платформе УРФИНГРАМ и благотворительном просветительском мероприятии «Военный заем 1942-1945» была доведена до подведомственных Департаменту органов, осуществляющих управление в сфере образования, исходит из отсутствия у административного ответчика установленной законом безусловной обязанности по принятию соответствующих предложений Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», связанных с обеспечением участия граждан в проводимых данных общественным движением мероприятиях, и наличия возможности предоставления подведомственным Департаменту органам на местах разрешать вопрос о заключении с административным истцом соглашений о сотрудничестве.
Кроме того, в силу предоставленной ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям самостоятельности в осуществлении образовательной и научной деятельности, решение вопросов о проведении каких-либо мероприятий для обучающихся относится к исключительной компетенции образовательных организаций.
Проанализировав положения ч. 3-4 Федерального закона № 59-ФЗ, суд приходит к выводу, что письмо Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее предложение о проведении вебинара для целевой аудитории не отвечает признакам, установленным ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ, в связи с чем не является обращением по смыслу данного закона, следовательно, на него не распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный названным законом. Не направление в данном случае ответа, исходя из содержания обращения, права административного истца не нарушило.
Суд также соглашается с доводами административного ответчика о том, что обращения Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в Департамент Смоленской области по образованию и науке, с учетом их содержания нельзя расценить в качестве предложений, соответствующих установленным постановлением Правительства РФ № 1425 от 28 ноября 2018 года требованиям. Фактически, указанное обращение, по своей сути, носило уведомительный и общеинформационный характер, направленная административным истцом информация доведена до подведомственных Департаменту организаций.
При разрешении административного спора суд отмечает, что Предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев (волонтеров) в г. Москве 3-5 декабря 2018 года, которые Президентом РФ 16 января 2019 года поручено рассмотреть Правительству РФ, нормативным актом не являются.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение нельзя признать противоречащим требованиям действующего законодательства, в том числе постановлению Правительства РФ № 1425 от 28 ноября 2018 года.
При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту Смоленской области по образованию и науке об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 27 апреля 2021 года.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи К.М. Макаровасекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленсканаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия)27 апреля 2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-001952-11
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-2138/2021