ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2139/19 от 07.05.2019 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-2139/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Кунгур Пермский край 07 мая 2019 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина Л.Г.,

при секретаре Мальцевой У.Н.,

с участием представителя административного истца Шатилова Р.Г., доверенность от 15.05.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Кунгура Пермского края к Отделу службы судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Судебному приставу-исполнителю Отдела службы судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация города Кунгура обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам и просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что 21.03.2018 судом вынесено решение о возложении обязанности на Администрацию города Кунгура выкупить у Белоглазовой Светланы Витальевны по рыночной стоимости жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании исполнительного листа 24.05.2018 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были предприняты. Поскольку решение суда вынесено без указания стоимости жилого помещения, подлежащего выкупу, Администрация города Кунгура заказала отчет об оценке имущества. На основании определенной цены в Управление финансов администрации направлена служебная записка о выделении денежных средств (данные документы имеются в материалах исполнительного производства). Планирование бюджетных средств муниципального образования осуществляется в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации. Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Город Кунгур, утвержденного решением Городской Думы, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления – Кунгурской городской Думы. Соответственно, Администрация города Кунгура как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления не вправе самостоятельно распоряжаться бюджетными денежными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. В адрес судебного пристава-исполнителя регулярно направляется информация по исполнению исполнительного документа. Таким образом, требование исполнительного документа административным истцом не выполнено в установленный срок в связи с наличием объективных обстоятельств, связанных с утверждением и расходованием бюджетных средств муниципального образования Город Кунгур, которые являются уважительными причинами, подтверждающими отсутствие вины и прямого умысла административного истца на неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок.

Представитель административного истца в судебном заседании наставил на доводах, изложенных в административном иске.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений на административный иск не представил.

Представитель административного ответчика Отдела службы судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю в судебном заседании не присутствовал.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.6 ст.112 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве»), должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч.7 данной статьи, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания ответственности за нарушение обязательства, согласно которым лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Судом установлено.

Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 21.03.2018 на Администрацию города Кунгура Пермского края возложена обязанность по выкупу у Белоглазовой Светланы Васильевны по рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.28-30).

24.05.2018 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство -ИП. 24.08.2018 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д.2-4).

Администрацией города Кунгур с ООО «Пермский центр оценки» 21.02.2019 заключен муниципальный контракт, отчет об оценке имущества, подлежащего выкупу, составлен исполнителем 10.03.2019 (л.д.7-9).

27.03.2019 направлено письмо главе города Кунгура с просьбой решить вопрос о выделении денежных средств из бюджета города Кунгур на исполнение решения суда (л.д.10-11).

09.04.2019 Администрация города Кунгур направила Белоглазовой С.В. соглашение об изъятии жилого помещения (л.д.5-6).

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока реальное исполнение постановления судебного пристава-исполнителя от 24.05.2018 было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера.

То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

В силу ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Планирование бюджетных средств муниципального образования осуществляется в соответствии с Бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Администрация осуществляет расходование средств в соответствии с утвержденным Кунгурского городской Думой бюджетом. Использование бюджетных средств должно осуществляется строго по их целевому назначению установленном законом порядке.

Администрация города Кунгур является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Исполнение указанного постановления носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.

С учетом этого, по мнению суда, срок для добровольного исполнения пять дней, установленный судебным приставом-исполнителем, являлся явно недостаточным.

В связи с названным суд считает уважительной причину неисполнения указанного постановления судебного пристава-исполнителя в указанной части в установленный пятидневный срок.

Суд учитывает представление должником судебному приставу-исполнителю соответствующей информации, проведение им необходимых мероприятий по исполнению решения.

С учетом изложенного, административный иск Администрации города Кунгура об освобождении от уплаты исполнительского сбора следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

освободить Администрацию города Кунгура Пермского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю от 24.08.2018 по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Г. Оборин