ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-213/20 от 10.12.2020 Акшинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-213/2020

75 RS 0006-01-2020-000588-86

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Акша 10 декабря 2020 года

Акшинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Ленхобоева Ц.Г.,

при секретаре Елистратовой Ж.А.,

с участием старшего помощника прокурора Акшинского района Забайкальского края Пушкарева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Акшинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Акшинский район» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Акшинского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его следующим.

Администрация МР «Акшинский район» является собственником многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

При проведении проверочных мероприятий, прокуратурой Акшинского района, выявлено, что вышеуказанный жилой дом не соответствует «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, а именно:

окна и двери находятся в неисправном состоянии, имеются неисправности оконных проемов в виде зазоров, трещин, щелей по периметру оконных и дверных коробок (п.п.4.7.1), их окраска не произведена (п.п.4.7.4), детали входных дверей не очищены (п.п.4.7.4);

система центрального отопления находится в неисправном состоянии, отсутствуют радиаторы отопления в количестве 15 штук, а также краны на радиаторах отопления (п.п.5.2.1), температура ниже значений, предусмотренных стандартами (п.п.5.2.3), ремонт по приведению их в исправное состояние не осуществляется (п.п.5.1.3), испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления не произведены (п.п.5.1.6), контроль за работой системы отопления в отопительный период не ведется (п.5.2.12);

контейнеры для размещения твердых коммунальных отходов не установлен, их вывоз не организован (п.п.3.7.1, 3.7.4), расположение мусоросборника на расстоянии от многоквартирного дома не обеспечено (п.п.3.7.8), подъезд к местам расположения контейнеров не обеспечен (п.п.3.7.5), помойницы для жидких бытовых отходов, не устроены, емкости не очищены, люками не оснащены (п.п.3.7.12), урны на территории дома не установлены (п.п.3.7.17);

внутри дома имеются повреждения стен в виде трещин (п.п.4.2.1.1), имеются разрушения штукатурки и облицовки (п.п.4.2.1.6), заделка трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц не произведена (п.п.4.8.4), поручни лестниц не заменены (п.п.4.8.6.) пандусов не имеется (п.п.4.8.8);

окрасочный слой деревянных полов разрушен, имеются щели за плинтусами (п.п.4.4.2), полы не окрашены (п.п.4.4.6), заделка разрушенных мест в цементных полах не произведена (п.п.4.4.15), мытье полов не осуществляется (п.п.4.4.16).

Кроме того, в вышеуказанном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.

Просит обязать Администрацию МР «Акшинский район» установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию МР «Акшинский район» принять меры по устранению нарушений «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, путем проведения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> ремонтных (восстановительных работ) на следующих конструктивных элементах здания: оконные и дверные коробки; деревянные конструкции всех дверей; стеклопакеты; системы центрального отопления; штукатурный и окрасочный слой наружных стен фасада, цоколя, углов здания, внутренних стен (коридоров); деревянные и бетонные лестницы, окрасочный слой деревянных и цементных полов; трубопроводы канализации и водоснабжения; дворовые уборные; емкости (помойницы) для жидких бытовых отходов; устройство пандусов; установка урн на территории здания; контейнера или иного мусоросборника для размещения твердых бытовых коммунальных отходов на бетонированной или асфальтированной площадке.

Представитель ответчика – Администрации МР «Акшинский район» ФИО1, действующая на основании доверенности, в представленном отзыве заявленные административные исковые требования признает, указывая, что в 2019 году изготовлена смета на проведение ремонтных работ, которая составляет 9 848 364,05 рублей. Денежных средств в бюджете района нет, район является дотационным. С просьбами о включении в программы на проведение капитального ремонта указанного здания обращались к губернатору Забайкальского края, в министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края. 28 ноября 2019 года губернатором Забайкальского края издано поручение РК 2-242 о рассмотрении вопроса на бюджетной комиссии. Подготовлен проект постановления администрации МР «Акшинский район» «О внесении изменений в муниципальную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального района «Акшинский район», утвержденную постановлением администрации МР «Акшинский район» от 31.12.2014 года №807». Указанным проектом жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в муниципальную программу. Просит установить срок для добровольного исполнения по проведении ремонтных работ до 01 июля 2021 года. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие

В судебном заседании старший помощник прокурора Акшинского района Пушкарев А.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, полагал возможным установить срок для исполнения требований административным ответчиком в части обязания произвести ремонтные работы – до 1 июля 2021 года.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся: обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

В соответствии со статьи 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Права и обязанности собственника жилого помещения определены в статье 30 ЖК РФ, согласно частям 3 и 4 которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

По смыслу приведенных выше норм статьи 210 ГК РФ и статьи 30 ЖК РФ, ответственность по содержанию жилого помещения в надлежащем состоянии, обязанность проведения текущего ремонта жилого помещения, включая внутриквартирные инженерные системы, лежит на его собственнике.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

В частности Правилами эксплуатации и Приложением N 2 к Правилам предписано, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние окон, дверей и световых фонарей (п. п. 4.7.1);

Окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада). Окраску световых фонарей с наружной и внутренней стороны следует производить через каждые пять лет. Весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком. Все детали входных дверей из цветных или нержавеющих металлов (петли, ручки, нашивные листы, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска, а повреждения – устраняться (п. п. 4.7.4);

Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке (п. п. 5.1.1.);

Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта (п. п. 5.1.3);

Испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта (п. п. 5.1.6);

Температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами (п. п. 5.2.3);

Персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течение отопительного сезона производить контроль за работой систем отопления (п. п. 5.2.12);

Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;

проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (п. п. 3.7.1);

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (п. п. 3.7.4);

Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.

При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин (п. п. 3.7.5);

Сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.

В случае трудности эксплуатации металлических мусоросборников при минусовых температурах допускается применение съемных деревянных ящиков без дна вместимостью до 1 м, устанавливаемых на бетонированной или асфальтированной площадке.

Для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом (п. п. 3.7.8);

Емкость выгребов при очистке один раз в месяц следует определять из расчета на одного проживающего (или трех приходящих на работу):

в уборных без промывки - 0,1 м;

с промывкой унитаза из ведра - 0,2 - 0,25 м;

в дворовых уборных и помойницах с общим выгребом - 0,25 - 0,30 м.

Во всех случаях следует добавлять 20% на неравномерность заполнения.

Глубину выгребов следует принимать от 1,5 до 3 м в зависимости от местных условий (п. п. 3.7.12);

На территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.) (п. п. 3.7.17);

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:

заданный температурно-влажностный режим внутри здания;

исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);

устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;

теплозащиту, влагозащиту наружных стен (п. п. 4.2.1.1);

Чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.

Не допускается покрытие фасада паронепроницаемым материалом (п. п. 4.2.1.6);

Заделку трещин, углублений, выбоин и околов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми.

Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором. Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путем применения готовых вставок или бетонирования на месте.

В каменных ступенях поврежденные места следует вырубать и заделывать вставками из камня (п. п. 4.8.4);

Деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня.

Поврежденные участки поливинилхлоридного поручня следует вырезать и заменять новыми такой же формы и такого же цвета. Стыки вставок поручня должны быть сварены и зачищены (п. п. 4.8.6);

При проведении капитального ремонта лестниц предусматривать устройство пандусов (п. п. 4.8.8);

Разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок должны устраняться по мере выявления.

Местные просадки, зыбкость, истирание, рассыхание и коробление досок и паркетных клепок, скрип, отсутствие вентиляционных решеток, загнивание, отслоение покрытия от основания следует устранять при ремонте по проекту (п. п. 4.4.2);

Дощатые полы следует красить масляной краской или эмалью не реже одного раза в три года с предварительной их шпаклевкой (п. п. 4.4.6);

Заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы. Поверхность основания под полы должна быть прочной, насеченной, очищенной от пыли, а также увлажненной (под асфальтовые полы основание не увлажняется).

Отремонтированные места цементных полов на вторые сутки следует зажелезнить цементом.

Полы из керамических, мозаичных и цементных плиток необходимо мыть теплой водой не реже одного раза в неделю (п. п. 4.4.15, 4.4.16);

В ходе проведенной прокуратурой Акшинского района проверки установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, при эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Не соблюдение вышеуказанных Правил приводит к нарушению прав граждан на жилище, а также не обеспечивает сохранность жилищного фонда.

Кроме того, проверкой установлено, что в вышеуказанном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, что противоречит нормам ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Акшинского района Забайкальского края, удовлетворить.

Обязать Администрацию МР «Акшинский район» установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию МР «Акшинский район» принять меры по устранению нарушений «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170, путем проведения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> ремонтных (восстановительных работ) на следующих конструктивных элементах здания: оконные и дверные коробки; деревянные конструкции всех дверей; стеклопакеты; системы центрального отопления; штукатурный и окрасочный слой наружных стен фасада, цоколя, углов здания, внутренних стен (коридоров); деревянные и бетонные лестницы, окрасочный слой деревянных и цементных полов; трубопроводы канализации и водоснабжения; дворовые уборные; емкости (помойницы) для жидких бытовых отходов; устройство пандусов; установка урн на территории здания; контейнера или иного мусоросборника для размещения твердых бытовых коммунальных отходов на бетонированной или асфальтированной площадке в срок до 01 июля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Акшинский районный суд.

В окончательной форме решение составлено 14 декабря 2020 г.

Судья